Автор: Эльза Пагиева Черменовна
Должность: МБОУ ООШ п.Рамоново
Учебное заведение: МБОУ ООШ п.Рамоново
Населённый пункт: Рамоново
Наименование материала: Лексическое значение слов
Тема: ИКТ на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Сложные слова».
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного
слова.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской
деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки
самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Методы обучения:
Проблемный
Исследовательский
Информационно-коммуникативный
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран
Ход урока
1.Организационный момент (играет музыка «Русский язык»).
Эмоциональный настрой на урок. Мотиваций к учебной деятельности.
Добрый день!
-Дети. вам тепло?
-В классе светло?
-Прозвенел уже звонок?(да)
Уже закончился урок?(нет)
-А хотите вы учиться?(да)
-Значит можно вам садиться?(Да).
Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки.
2.Чистописание
Ребята, отгадайте, какие буквы будем писать на уроке:
1.Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву (о)
2.Енот жует, жует енот.
Ежевику он жует.
И на розовой стене
Он рисует букву (о).
Открываем тетради и пишем число.
Минутка чистописания-о е о о е е
Эти буквы нам понадобятся в дальнейшем на уроке.
-Прежде, чем мы начнем работать дальше, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Выберите
правильное утверждение. Если вы согласны, хлопните в ладоши один раз, если нет, не
хлопайте, садитесь прямо.
1.Корень – это главная часть предложения.
2.Корни в родственных словах пишутся одинаково.
3.Береза, осина, дуб-это однокоренные слова.
4.Окончание-это изменяемая часть слова.
5.Суффикс помогает образовывать новые слова.
6.Приставка-это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
7.Основа –это часть слова без окончания.
3.Самоопределение к деятельности.
Рассказать секреты слова,
Я для вас всегда готова,
На уроке будь готов, сам раскрыть секреты слов.
Физминутка (к Джеоргуыба-танец «Чепена». (сказать несколько слов о празднике
).
4. Буду загадывать загадки, а вы будете отгадки записывать в тетрадь.
1. На полу крошка-слон,
На колесиках он,
Гладит хоботом ковер. (Пылесос)
2.Его работа - в глубине на самом дне.
Его работа в темноте и в тишине.(Водолаз)
3.Этот глаз –особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.(фотоаппарат)
4. Есть лужайка в нашей школе
А на ней козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок минут.
В школе кони и лужайка?
Что за чудо – угадай –ка!(спортзал)
Объяснение слова лужайка-небольшой луг, полянка.
-Сравните теперь слова-отгадки.
Из скольких частей состоят эти слова(корней)?
Какой вывод мы можем сделать?
(путем сложения двух корней, получаются новые слова и называются они сложные)
4.Задания на карточках.
Замените словосочетания одним словом. Запишите слова.
Резать овощи-
Варить кофе-
Ловить мышей-
Любитель книг-
Ходит по луне-
Проверка. Дети читают вслух слова.
А мы вместе их разбираем на доске по составу.
5.Работа с учебником. Закрепление материала.
6.Работа по доске: кто на фото…
Скалолаз , камнепад, водолаз, скороходы, мореход.
Найти корни и выделить соединительную гласную о или е.
Итог урока: С какими словами мы познакомились на уроке?
Как они образуются?
Для чего они нужны в нашей речи, в языке? (для краткости речи)
Понравился вам урок?
Что было интересного?
Что бы вы хотели еще узнать на этом уроке?
Спасибо всем за урок!