Автор: Сарибекян Анна Ашотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Формирование предметных действий у детей раннего возраста в
процессе игровой деятельности
Сарибекян Анна Ашотовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад № 11
Санкт-Петербург
Ранний возраст является важным и ответственным периодом жизни
человека, который формирует фундаментальные способности, определяющие
дальнейшее развитие ребенка. Социальная ситуация развития в раннем
возрасте такова: «ребенок-предмет-взрослый». В этом возрасте ребенок
целиком поглощен предметом. За предметом ребенок не видит взрослого
человека, однако без взрослого не может овладеть человеческими способами
употребления предметов.
В период раннего возраста рождается новый тип деятельности –
предметная
деятельность,
направленная
на
усвоение
общественно
выработанных
способов
действия
с
предметами.
В
ней
решается
противоречие социальной ситуации развития. Даже общение в этом возрасте
становится формой организации предметной деятельности.
Усваивая
употребление
простейших
орудий,
ребенок
начинает
усваивать общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи
можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого
созданными.
Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности
ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов.
В
рамках
предметной
деятельности
в
раннем
возрасте
происходит
интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям,
среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь,
начало символической игры, самосознание.
Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное
развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей
формируется умения ориентироваться в различных свойствах, количестве,
соотношении частей, звуковых свойствах предметов. В процессе овладения
целенаправленными действиями с
предметами происходит воспитание
первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной
задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного
результата).
Содержание
предметной
деятельности
–
усвоение
ребенком
общественно
выработанных
способов
употребления
предметов.
Эта
деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и
способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в
раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.
Предметная деятельность протекает в форме самостоятельных действий
с предметами и совместной деятельности, сотрудничества со взрослыми.
Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое
общение, то есть общение со взрослым по поводу совершения с предметом
различных действий.
В контактах со взрослыми ребенок усваивает назначение различных
предметов, их свойства и способы обращения с ними. Так, в ходе
ежедневных режимных процедур ребенок учится пользоваться предметами
обихода (столовые приборы, кружка, средства гигиены и многое другое.), в
ежедневных играх и играх с дидактическим материалом (пирамидками,
пазлы) ребенок совместно с родителями постепенно осваивает простейшие
сенсорные эталоны: 1. Форма; 2. Цвет; 3. Величина и др. Во время игровой
деятельности
с
использованием
сюжетно-ролевых
игрушек
ребенок
постепенно начинает действовать в условном плане, отражая доступными
для себя способами наблюдаемые действия своих родителей, бабушек,
дедушек и других взрослых людей с которыми ребенку доводится общаться
Поэтапное становление предметной деятельности у ребенка раннего возраста
способствует
формированию
высших
психических
функций
–памяти,
восприятия, мышления, воображения, внимания.
Усваивая
способы
действия
с
предметами,
ребенок
постепенно
накапливает индивидуальный опыт деятельности, происходит становление
разных видов детской деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Список литературы:
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
утверждён
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155
2.
Смирнова, Е.О. Ранний возраст: игры, развивающие мышления / Е.О.
Смирнова // Дошкольное воспитание. - № 8. – 2002. –С.57-60.
3.
Печора, К.Л., Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /
К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. — М.: Владос, 2002. – 189 с.