Напоминание

Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности


Автор: Сарибекян Анна Ашотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование предметных действий у детей раннего возраста в

процессе игровой деятельности

Сарибекян Анна Ашотовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 11

Санкт-Петербург

Ранний возраст является важным и ответственным периодом жизни

человека, который формирует фундаментальные способности, определяющие

дальнейшее развитие ребенка. Социальная ситуация развития в раннем

возрасте такова: «ребенок-предмет-взрослый». В этом возрасте ребенок

целиком поглощен предметом. За предметом ребенок не видит взрослого

человека, однако без взрослого не может овладеть человеческими способами

употребления предметов.

В период раннего возраста рождается новый тип деятельности –

предметная

деятельность,

направленная

на

усвоение

общественно

выработанных

способов

действия

с

предметами.

В

ней

решается

противоречие социальной ситуации развития. Даже общение в этом возрасте

становится формой организации предметной деятельности.

Усваивая

употребление

простейших

орудий,

ребенок

начинает

усваивать общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи

можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого

созданными.

Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности

ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов.

В

рамках

предметной

деятельности

в

раннем

возрасте

происходит

интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям,

среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь,

начало символической игры, самосознание.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное

развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей

формируется умения ориентироваться в различных свойствах, количестве,

соотношении частей, звуковых свойствах предметов. В процессе овладения

целенаправленными действиями с

предметами происходит воспитание

первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной

задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного

результата).

Содержание

предметной

деятельности

усвоение

ребенком

общественно

выработанных

способов

употребления

предметов.

Эта

деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и

способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в

раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Предметная деятельность протекает в форме самостоятельных действий

с предметами и совместной деятельности, сотрудничества со взрослыми.

Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое

общение, то есть общение со взрослым по поводу совершения с предметом

различных действий.

В контактах со взрослыми ребенок усваивает назначение различных

предметов, их свойства и способы обращения с ними. Так, в ходе

ежедневных режимных процедур ребенок учится пользоваться предметами

обихода (столовые приборы, кружка, средства гигиены и многое другое.), в

ежедневных играх и играх с дидактическим материалом (пирамидками,

пазлы) ребенок совместно с родителями постепенно осваивает простейшие

сенсорные эталоны: 1. Форма; 2. Цвет; 3. Величина и др. Во время игровой

деятельности

с

использованием

сюжетно-ролевых

игрушек

ребенок

постепенно начинает действовать в условном плане, отражая доступными

для себя способами наблюдаемые действия своих родителей, бабушек,

дедушек и других взрослых людей с которыми ребенку доводится общаться

Поэтапное становление предметной деятельности у ребенка раннего возраста

способствует

формированию

высших

психических

функций

–памяти,

восприятия, мышления, воображения, внимания.

Усваивая

способы

действия

с

предметами,

ребенок

постепенно

накапливает индивидуальный опыт деятельности, происходит становление

разных видов детской деятельности (лепка, рисование, конструирование).

Список литературы:

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

утверждён

приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №

1155

2.

Смирнова, Е.О. Ранний возраст: игры, развивающие мышления / Е.О.

Смирнова // Дошкольное воспитание. - № 8. – 2002. –С.57-60.

3.

Печора, К.Л., Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /

К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. — М.: Владос, 2002. – 189 с.



В раздел образования