Напоминание

Приёмы стимулирования и мотивации учения


Автор: Якубова Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: ялта
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: Приёмы стимулирования и мотивации учения
Раздел: начальное образование





Назад




Учебно-методическое пособие

Приёмы стимулирования и мотивации учения

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности,

а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий

ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает

“удовольствие

от

самой

деятельности,

значимости

для

личности

непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Снижение положительной мотивации - проблема, которая остается

актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей

подросткового возраста.

Причина спада мотивации:

1.

У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко

сформировано чувство будущего.

2.

Отношение ученика к учителю.

3.

Отношение учителя к ученику.

4.

Личная значимость предмета.

5.

Умственное развитие учащегося.

6.

Продуктивность учебной деятельности.

7.

Непонимание цели учения.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует

работу ума, как удивительное. Поэтому многие преподаватели используются

такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы,

лежащие в основе интереса.

«Удивляй»

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей

работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех

учащихся вовлечься в работу с первых минут занятия.

«Интеллектуальная разминка»

Начиная занятие, поднимается молча карточка (на ней рисунок, фигура,

символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).

Ребята знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать

задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу каждого;

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений;

- возможность выбора своей деятельности учащимися.

Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученикаи

запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз.

Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем

меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и

продуктивнее процесс познания.

«Сними информацию», «Раскодируй», «Прочитай график, схему и т.д.»

Варьируются задания, рисунки, схемы, но учащиеся знают, что необходимо

увидеть знакомые фигуры, их элементы, символы, формулы. Установить

логические связи между ними, выявить и изложить идею, заложенную

(“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели. Иногда выдвигается

своя идея, не менее интересная.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу всех учеников;

- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а

выбирает факты, ему знакомые и понятные);

- обеспечивается системность знаний и умений;

- обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с

исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами

ученики);

- развитие математической “зоркости”, формирование произвольного

внимания.

«Задай соседу вопрос»

Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то

затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает

на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос,

затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или

учителю.

На любых занятиях не обойтись без заданий, носящих поисково-

исследовательский характер (ученики самостоятельно решают задачи,

сформулированные ими самими или выбранные из предложенных

преподавателем):

«Объединяй по общему признаку»

«Найди ошибку»

«Найди лишнее и аргументируй»

По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить

успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию –

использование языковых средств в целях общения. Включение языка в

деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и

мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится

средством решения речевых задач». О речевой деятельности можно говорить

только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной

форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста

можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик

применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать

вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень

серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело

положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто

не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд

одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это

приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым

тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться

необходимость проверять написание многих слов и предложений.

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так

называемых «контрактов»

(индивидуальных и групповых договоров),

заключаемых между учителем и учащимися.

В таком добровольном

контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое

соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с

одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное

учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения

психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и

ответственности. Например, «Линия времени».

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения

темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах,

требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит

уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет

учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом

изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой

последующей темы.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание

нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и

отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие

приёмы.

«Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы

просто необходимо.

«Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам

необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту

тему?

«Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в

жизни.

…………………

- Вот видите, как важно…

«Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким

образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

«Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять

зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель,

поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели

в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов,

продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать

следующие приёмы.

В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд

вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить

карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

Образовательная стратегия.

- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими

стратегиями.

Создание

ситуации

успеха

также

позволяет

замотивировать

учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального

опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами:

«Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности

учеников в своей лингвистической компетенции.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников

ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у

школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это

можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его

жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные

мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации

учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по

содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это

система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских

проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко

использовать:

вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.

Например, определи и докажи, где какая часть речи:

(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;

подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;

работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).

вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее

очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;

вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие

каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.

▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по

желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по

выбору).

▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры

обнаружения грамматических закономерностей.

▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от

школьников исправления логических, фонетических, стилистических и

прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению,

исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из

действенных методов обучения и развития учащихся.

Необходимо также стремиться к организации и использованию в

процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и

учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые

формы обучения и т.п.) В настоящее время принцип деятельностного

подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика требует

конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш

взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему

могут способствовать особые (например, проектные) формы организации

учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная

не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение

новых

путем

самообразования.

Метод

дает

простор

для творческой

инициативы

учащихся

и

педагога,

подразумевает

их

дружеское

сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я

знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания

применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу

такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские,

прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству

участников различаются так называемые монопроекты и коллективные

проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми

разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от

поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один

ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная

разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе

координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация

метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя.

Из

носителя

готовых

знаний

он

превращается

в

организатора

учебно-

познавательной деятельности своих учеников.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.

Мотивация – один из факторов успешного обучения учеников на уроках.

2.

Снижение положительной мотивации учеников ведет к снижению

успешности и эффективности обучения.

3.

Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения,

позволяет повысить результативность обучения по всем

общеобразовательным предметам.

4.

Использование в учебной деятельности методов и приемов современных

педагогических технологий формирует положительную мотивацию

детей, способствует развитию основных мыслительных операций,

коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным,

когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать,

открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание

через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это

возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной

деятельности на основе современных педагогических технологий.



В раздел образования