Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Как не стать жертвой манипуляции в сети «Интернет»
Раздел: полное образование
Как не стать жертвой манипуляции в сети «Интернет».
Большинство из вас ежедневно проводят время в онлайн или
мобильных чатах. Вы общаетесь с огромным количеством других детей во
всем мире. Некоторые из вас могут быть застенчивы «в настоящей жизни»,
но раскрепощаются и приобретают уверенность в Интернете. Другие находят
поддержку в лице своих сверстников, общаясь на интересующие темы или
разговаривая о различных проблемах. Многие, вступая в переписку с
взрослыми, считают, что данное общение касается только их, потому что они
«особенные». Дети и подростки любят все то, что окружено завесой тайны,
«секретность
отношений»
завораживает,
притягивает.
Для
основного
количества детей, посещающих Интернет, данное пространство является тем,
местом, где можно вести себя раскрепощенно, по-взрослому. Общение через
экран создает у вас ощущение безопасности, недоступности, отстраненности.
И приводит, к сожалению, к негативным последствиям.
Как не стать, жертвой манипуляции или жертвой того или иного вида
преступной агрессии? В этом вам могут помочь нижеперечисленные
рекомендации.
1. Формируйте собственную личностную позицию при интерпретации
получаемой информации.
В этом вам поможет прием перепроверки, который заключается в выявлении
искажений
и
дезинформации,
когда
информация
перепроверяется
в
нескольких источниках.
При этом вы сможете себя обезопасить как от
намеренной дезинформации, чаще всего применяемой как заведомая ложь,
так и от утонченной полуправды, что, в свою очередь защитит вас от ложных
суждений,
решений,
тех
действий,
которые
нужны
дезинформатору,
манипулятору.
2. Вырабатывайте
навык
пересказа
получаемой
информации
собственными словами, с включением при этом проговаривания своего
мнения по поводу ее содержания.
Это поможет включать осознанность, посмотреть на содержание
получаемой информации с разных сторон. Можно пересказать полученную
информацию сверстнику или при общении с родителями, что будет
способствовать вашей большей осознанности при восприятии информации.
3. Приобретайте навык бесстрастного восприятия сообщений в сети,
используя прием самоотстранения и абстрагирования.
Представьте на несколько секунд себя сторонним наблюдателем, сделайте
шаг назад и посмотрите на сообщение со стороны. Попав в затруднительную
ситуацию, человек теряется, мысли путаются, тяжело сконцентрироваться. И
вы, наверняка, не раз замечали, что спустя время до вас доходит, как лучше
было поступить или сказать в тот момент. Дело в том, что вы спустя время,
рассматриваете
ситуацию
со
стороны.
А
чтобы
вовремя
суметь
абстрагироваться в сложной ситуации, рассматривайте ее под таким углом,
будто происходящее – происходит не с вами, а с другим человеком, или
представьте, что вы смотрите фильм. Мысли встанут на свои места,
сообщение будет восприниматься более осознанно и решение принимать его
на веру или нет, придет само.
4.Формируйте
собственные
установки
на
ограничение
и
прерывание
контакта с информацией, которая обладает качеством сенсационности и
срочности, вызывая при этом у вас очень сильные эмоции, затягивая в
«информационный поток».
Сделайте
несколько
глубоких
вдохов,
переключите
внимание
на
окружающую обстановку за окном, выпейте медленными глотками стакан
воды и т.д. И только потом возвращайтесь к информации.
5.Вырабатывайте установки непринятия информации «обсуждаемой всеми»,
которая
обладает
качеством
глобальной
(модной),
и
содержит
идеологические категории.
Приемом выработки такой установки может служить команда «стоп», когда
приемлемым для вас способом поток информации будет прерван. Для
каждого команда «стоп» будет своя.
Помните о том, что в Интернете каждый может написать что угодно, не
придерживаясь
каких-либо
требований
относительно
точности
излагаемых сведений.