Напоминание

"Особенности российского менталитета"


Автор: Осит Елена Юрьевна
Должность: директор
Учебное заведение: КГКОУ КВСОШ №7
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности российского менталитета"
Раздел: полное образование





Назад




Особенности российского менталитета

Осит Е.Ю. , учитель русского языка

и литературы, директор школы.

Одним из серьезных просчетов при проведении реформ жизни общества была

«деидеологизация образования». Безыдейной школы – как общеобразовательной, так и

профессиональной – не бывает. Для людей, знакомых с философией, - это непреложная

истина. Коммунистическая идея была отвергнута. Взамен ни правительство, ни ученые,

никакие общественные институты не предложили ничего нового. Но, как говорится,

«свято место пусто не бывает»… На смену старым пришли новые, чуждые нам идеологии:

наживы, сектантства, даже фашизма…

Школа неотрывна от национальной почвы. Она не только передает, хранит, но и

формирует национальную культуру, обогащая национальное общечеловеческим и

общечеловеческое

национальным.

В

условиях

пенитенциарной

системы

учителю

необходимо разбивать стереотипы и корректировать сложившуюся систему ориентаций,

социальные установки и негативные личностные черты осужденных в целях адекватного

восприятия жизни. Большинство наших учениц слабо разбираются не только в

окружающей действительности, но и собственное «Я» для них – за семью печатями. Часто

уроки истории, экономики, биологии становятся открытием в области человекознания.

У каждого народа есть свой особый строй мышления, образ жизни, каждый ведет себя

соответствующим его национальному менталитету образом. В чем же особенности

российского менталитета?

Это доброта, которая характеризует большинство россиян. У этого качества есть и

обратная сторона – удивительная терпимость к угнетению, которая проявляется и в

современной жизни.

Во-вторых, очень гуманное мировоззрение. На первом месте – судьбы всего человечества,

на втором плане – судьба своего народа, на третьем – семья, собственная судьба. Обратная

сторона – пренебрежение к бытовым условиям жизни; русский человек может

довольствоваться

малым,

размышляя

при

этом

о

глобальных

проблемах,

что

подтверждается конкретными историческими событиями.

Наконец, нас характеризует чувство подвижничества. Россиянину нет равных, когда надо

поднять неподъемное или вытерпеть нестерпимое, когда надо пожертвовать собой ради

других или целиком отдаться делу, которому служишь. Пример этого мы можем увидеть в

романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Дальше мы можем говорить об общинности, которая раньше называлась коллективизмом.

Но общинность имеет и отрицательное звучание: «я как все», «у нас не хуже, чем у

других» и т.д. Причем, человека в чем-то преуспевшего считают «чужим» и пытаются его

изгнать. Образцом положительного влияния общинности на развитие промышленности

России явились комсомольские ударные стройки.

Народность, т.е.

традиционность,

проявляющаяся в народных традициях,

языке,

педагогике, обрядах, ремеслах, промыслах – все выдающиеся достижения России в

культуре, искусстве, науке и т.д.

Открытость россиянина – черта, которую часто высмеивают другие народы. А мы это

рассматриваем как любознательность, способность открываться внешним влияниям,

обогащаться духовно, сохраняя при этом свою неповторимость и единство.

Не в этом ли причина наших успехов в доперестроечные дни, несчастий и неудач,

разочарований, особенно старшего поколения, после?

От кого долго терпит россиянин? От своих внутренних угнетателей. И совершенно не

выносит любого внешнего вмешательства. Еще А.С. Пушкин писал, что терпеть не мог

российских чиновников, но возмущался, когда их начинали ругать англичане.

О чем мечтает сегодня российский обыватель старшего и среднего поколения? О сильной

державной власти. Аргумент: Россия получила наибольшее развитие в период сильной

государственной власти – Ивана III

Великого, Петра I, тоже прозванного Великим,

Екатерины II Великой, а так же, как это ни горько признавать, – Сталина. Пытаемся

ответить на вопрос: демократия, которая может быть сильной и слабой, противоречит

сильной государственной власти или нет?

Таким образом, понятия личность, общество, государство выстроены в определенной

логической схеме: духовность – как направленность личности каждого отдельного

человека, народность – как отношение каждого с обществом, державность – как система

отношений человека и государства.

Может ли такая идеология консолидировать общество? Если да, то каково место каждого

в решении этой задачи?

Духовность – это и есть особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он

искренне верит и привержен таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм,

свобода, социальная справедливость, когда он старается вести постоянный внутренний

диалог о своем предназначении и смысле жизни.

Таким образом, лейтмотивом всех уроков пенитенциарной школы должны стать

замечательные слова А.М. Горького: «Только знающий человек может быть свободным».



В раздел образования