Автор: Агеева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 4 имени И.С.Черных
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников
Раздел: начальное образование
Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников.
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).
Дети нашего времени значительно изменились. Они обладают системно-смысловым
типом сознания. У детей преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл
деятельности. Это вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и
переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению. В
последние время дети выбирают альтернативные способы получения информации, а не
чтение. Экранная зависимость приводит к неспособности школьников концентрироваться
на каком-либо занятии. Таким учащимся необходима постоянная внешняя стимуляция,
которую они привыкли получать с экрана. Им трудно воспринимать слышимое и читать,
понимая отдельные слова и предложения. Такие школьники часто не могут связывать
словосочетания, в результате не понимают текста в целом. Чтение в современном
информационном обществе носит «метапредметный» характер и является универсальным
учебным действием.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие универсальных учебных
действий младших школьников посредством смыслового чтения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у
школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И
именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность
самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для
самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной
школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения –
явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и
выразительность чтения.
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации,
которая необходима читателю.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить
все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять
познавательную деятельность.
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его
части будут в структуре всех УУД:
личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция
деятельности;
коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и
познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных
видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из
частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать;
выдвижение гипотез и их обоснование;
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством
учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или
выделение главного содержания текста или книги;
– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной
информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной
информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим
чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на
полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать
содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную
мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения
своего эмоционального состояния в процессе чтения.
В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально
желаемого результата становления разных видов чтения на всех без исключения уроках
используются следующие приёмы и способы работы:
анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять
ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в
само инструкцию, в алгоритм действий;
выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей
точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его
опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство
высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;
вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм,
проспектов, рекламных материалов и т.п.
В своей практике я часто использую такие вопросы:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за героя? И т.п.
С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового
чтения?
В своей практике я сталкиваюсь со следующими проблемами:
многие ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку
домашних заданий;
очень часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и из-за
неправильного интонирования;
дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить
главное в прочитанном;
затрудняются кратко пересказать содержание;
при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не
понимают формулировку задания;
для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, избегают обращения к текстам
познавательного характера.
Для преодоления этих проблем я использую различные приемы обучения детей
смысловому чтению. Например, послетекстовый прием «Ромашка вопросов».
«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») – систематика вопросов, основанная на
созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом
таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание,
применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного
образования.
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов: 1.Простые вопросы; 2. Уточняющие
вопросы; 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы; 4. Творческие вопросы; 5.
Оценочные вопросы; 6. Практические вопросы.
Используя этот прием, я увидела, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса)
понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Детям
нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие
«лепестки».
Я думаю, каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и
отмечен учителем. Воспитание у ребенка интереса к чтению книг требует от родителей и
педагогов немалого труда, терпения, жизненного опыта и знаний.