Напоминание

Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников


Автор: Агеева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 4 имени И.С.Черных
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников.

«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать»

(Д. Дидро).

Дети нашего времени значительно изменились. Они обладают системно-смысловым

типом сознания. У детей преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл

деятельности. Это вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и

переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению. В

последние время дети выбирают альтернативные способы получения информации, а не

чтение. Экранная зависимость приводит к неспособности школьников концентрироваться

на каком-либо занятии. Таким учащимся необходима постоянная внешняя стимуляция,

которую они привыкли получать с экрана. Им трудно воспринимать слышимое и читать,

понимая отдельные слова и предложения. Такие школьники часто не могут связывать

словосочетания, в результате не понимают текста в целом. Чтение в современном

информационном обществе носит «метапредметный» характер и является универсальным

учебным действием.

В этой связи особую актуальность приобретает развитие универсальных учебных

действий младших школьников посредством смыслового чтения.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у

школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И

именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность

самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для

самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной

школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения –

явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и

выразительность чтения.

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации,

которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить

все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять

познавательную деятельность.

Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его

части будут в структуре всех УУД:

личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

· регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция

деятельности;

коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и

кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать

предметное содержание и условия деятельности в речи;

познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и

познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных

видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из

частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным

критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить

рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать;

выдвижение гипотез и их обоснование;

Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством

учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или

выделение главного содержания текста или книги;

– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной

информации (единицы информации), конкретного факта;

– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной

информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим

чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на

полезную в данный момент информацию;

- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать

содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную

мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения

своего эмоционального состояния в процессе чтения.

В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально

желаемого результата становления разных видов чтения на всех без исключения уроках

используются следующие приёмы и способы работы:

анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять

ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в

само инструкцию, в алгоритм действий;

выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей

точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его

опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство

высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;

вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм,

проспектов, рекламных материалов и т.п.

В своей практике я часто использую такие вопросы:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что особенно понравилось?

- Когда было страшно?

- Что вызвало ваш смех?

- Когда героя было жалко?

- А было ли вам стыдно за героя? И т.п.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового

чтения?

В своей практике я сталкиваюсь со следующими проблемами:

многие ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку

домашних заданий;

очень часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и из-за

неправильного интонирования;

дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить

главное в прочитанном;

затрудняются кратко пересказать содержание;

при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не

понимают формулировку задания;

для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, избегают обращения к текстам

познавательного характера.

Для преодоления этих проблем я использую различные приемы обучения детей

смысловому чтению. Например, послетекстовый прием «Ромашка вопросов».

«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») – систематика вопросов, основанная на

созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом

таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание,

применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного

образования.

Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов: 1.Простые вопросы; 2. Уточняющие

вопросы; 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы; 4. Творческие вопросы; 5.

Оценочные вопросы; 6. Практические вопросы.

Используя этот прием, я увидела, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса)

понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Детям

нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие

«лепестки».

Я думаю, каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и

отмечен учителем. Воспитание у ребенка интереса к чтению книг требует от родителей и

педагогов немалого труда, терпения, жизненного опыта и знаний.



В раздел образования