Напоминание

«Системно - деятельностный подход, как способ образовательной деятельности детей в творческом объединении»


Автор: Дыбошина Светлана Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: Смоленская область г.Рославль
Наименование материала: статья
Тема: «Системно - деятельностный подход, как способ образовательной деятельности детей в творческом объединении»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выступление на педсовете 20.02.2019г.

«Системно - деятельностный подход, как способ образовательной

деятельности детей в т.о. «РоСТОК»»

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом

деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных

задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только

предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и

его самого как личность (Л.Г. Петерсон)

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-

образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и

разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной

деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития,

то есть область потенциальных возможностей.

Технология «Ситуация выбора» наиболее подходит для организации

воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Выбор деятельности: Выбери, ты будешь бабочку рисовать или лепить? Выбор

материалов: Выберите цвет бумаги для аппликации: белый, голубой или

желтый? Тема занятия «Осенний урожай». Что будете лепить: фрукты или

овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши,

мелки, фломастеры и сами придумайте, как показать красавицу осень

Образовательная деятельность на основе системно -деятельностного подхода

имеет определенную структуру.

Структура технологии «Ситуация выбора».

1.Введение в образовательную ситуацию (организация детей).

2.Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к

деятельности.

3.Проектирование решения проблемной ситуации.

4.Выполнение действий.

5.Подведение итогов, анализ деятельности

Занятие в т.о. «РОСТОК »по теме «Планета земля – наш общий дом».

I.МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП.

1.Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает

создание психологической направленности на игровую деятельность.

Используются те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям

данной возрастной группы.

Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих

голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга,

энциклопедия, игра, игрушка).

2.Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к

деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана

воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой

ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая

активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например:

«Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что

вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы,

дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и

подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же

исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли

цветы?».

II.ПОИСКОВЫЙ ЭТАП.3.Проектирование решения проблемной ситуации.

С помощью подводящего диалога помочь обучающимся самостоятельно выйти

из проблемной ситуации, найти пути ее решения. Например: «Где мы можем

узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня.

Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом

этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор,

опираться на их личный опыт.

III.ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.4.Выполнения действий составляется новый

алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в

проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используются

дидактический материал, разные формы организации детей. Например,

организуется обсуждение детьми проблемы: «Что люди могут сделать, чтобы не

исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого

сделать?». Дети выбирают из предложенных им знаков те, которые подходят для

решения проблемы, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не

топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой», «Не разоряйте

птичьи гнезда». Также данный этап предусматривает: - нахождение места

«нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что

цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»); -

возможность применения «нового» знания в повседневной жизни (например:

«Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А

знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как

надо относиться к природе»);- самопроверку и коррекцию деятельности

(например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

IV.РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.

5.Подведения итогов и анализа деятельности включает: - фиксацию движения

по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»); - выяснение

практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы

сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);-эмоциональную

оценку деятельности(«У вас было желание помогать Лунтику? Что вы

почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную

книгу?»);- рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе,

в команде? У вас все получилось?»);- рефлексия собственной деятельности

ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете,

почему?»).

Если ребёнок представляет конечный результат своего выбора (если я буду

делать так, то получится....); ребенок имеет право на ошибку и не испытывает

страха совершить неправильное действие (если неправильно, то...; если не

получится, попробую еще раз), ребенок аргументирует свой выбор (я буду

делать... потому что...; я построю... потому что; я хочу поиграть... потому что), то

вы обеспечили условия успешного формирования выбора у ребенка-

дошкольника.



В раздел образования