Народная подвижная игра как средство нравственного формирования личности дошкольника.
Автор: Клементьева Ольга Владимировна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ №98 "Ивушка" Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым Наименование материала: Статья Тема: Народная подвижная игра как средство нравственного формирования личности дошкольника. Раздел: дошкольное образование
Народная подвижная игра как средство нравственного формирования
личности дошкольника.
Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать
окружающий
его
мир,
изменять
его,
учится
думать,
мечтать,
любить
и
радоваться всему прекрасному. Главным занятием детей во все века была и
остается игра. Меняются времена, а вместе с ними и игры. Взрослые часто
г о в о р я т ,
ч т о
с о в р е м е н н ы е
д е т и
у ж е
н е
т е . Т а к
в е д ь и
современные взрослые когда-то были «не теми» детьми для своих родителей.
Ничто не стоит на месте: меняется общество, его интересы, а вместе с ними и
игры.
Когда-то у детей не было ни компьютеров, ни планшетов, ни смартфонов,
однако
это
не
мешало
им
весело
проводить
время
и
жить
беззаботной
жизнью. Ведь у каждого из них были друзья.
И мальчиков и девочек 70 – 80 годов во дворах объединяли такие
подвижные
игры
как:
«Резиночки»,
«Классики»,
«Казаки
-
разбойники»,
«Ножички», «Прятки», «Чиж», «Пристеночек», «Выбивалы», «Войнушка»,
«Конный
бой»,
«Испорченный
телефон»,
«Тише
едеш,
дальше
будеш»,
«Слон-козёл», «Колдунчики», «Я знаю пять имён», «Вожатый», «Колечко»,
«Сека», «Квач».
Дворовые игры, в которые мы играли днями напролёт, постепенно уходят в
прошлое. А ведь большинство из них развивали у детей не только ловкость,
выносливость и силу, но и учили таким важным вещам, как сплочённость,
взаимовыручка и дружба.
Современные дети не знают, что такое лапта, вышибалы и городки.
Любимым нами дворовым играм они предпочитают компьютерные игры.
Зачастую родители, покупая компьютер маленькому ребёнку считают: что,
чем
раньше
он
овладеет
«компьютерной
грамотой»
тем
лучше,
однако
пристрастие ребёнка в возрасте до 7 лет к компьютеру, может замедлить его
развитие, нарушить зрение и осанку, элементарное чувство самосохранения,
повысить
агрессию,
подавить
интерес
к
обычным
детским
играм
и
к
контактам со своими сверстниками. А может ли ребенок, постоянно сидящий
за планшетом или компьютером, быть здоровым? Конечно же, нет!
Поэтому наша с Вами задача помочь детям захотеть быть здоровыми. И так
как одной из задач дошкольного образования является охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, мы, педагоги, должны привить
нашим детям интерес и любовь к замечательным народным играм. Так как
основоположник русской дошкольной педагогики Константин Дмитриевич
Ушинский признавал
важность народных игр и теснейшую связь в них
эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Ведь народные
игры из поколения в поколение передают основные нравственные ценности:
добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной игре начинается с детства,
где закладываются основные понятия и примеры поведения. Проявляются
лучшие
нравственные
качества:
доброта,
благородство,
взаимовыручка,
самопожертвование ради других.
Большое
воспитательное
значение
заложено
в
правилах
игры.
Они
определяют
весь
ход
игры,
регулируют
действия
и
поведение
детей,
их
взаимоотношения,
содействуют
формированию
воли.
Подвижная
игра
требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.
Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы
Ольги Иеронимовны профессора педагогического института имени А. И.
Герцена игры условно можно разделить на виды :
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные) игры;
в) по отношению к природе (природные) игры;
г) трудовые (бытовые) игры;
д) игры с ведущим (водящим);
ж) драматические игры (с элементами театрализованных действий).
Работа по знакомству детей с народными играми в нашем ДОУ начинается
с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры – забавы:
«Ладушки», «Лиса и зайцы» и др.
Во 2 младшей группе на занятиях по физической культуре используются
простые игры типа: «Зайки и охотник», «Прятки» и др. Эти игры строятся на
основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях
природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые
образы были понятны и интересны детям. И уже со средней
группы на
занятиях по физической культуре я использую все виды народных игр:
Игры
соревновательного
характера,
включающие
в
себя
бег
и
прыжки,
развивающие
силу,
ловкость,
быстроту,
ориентировку
в
пространстве.
Такие как: «По кочкам», «Поймай комара», и др.
На
своих
занятиях
я
использую
игры,
которые
имеют
связь
с
народным
сельскохозяйственным
календарём:
«Два
Мороза»,
«Перелёт птиц» и др.
Для ознакомления детей с окружающей природой я использую игры:
«Лиса и куры», «У медведя во бору» и др.
Большой
интерес
вызывают
игры,
которые
знакомят
детей
с
историческим
наследием
русского
народа,
с
повседневным
трудом
наших предков.
Это игры: «Веретено», «Удочка» и др.
Игры с водящим, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру,
хоть и требуют от ребенка дисциплинированности, однако притягивают к
себе. Это игры «Звонари», «Колечко» и др.
Для
того,
чтобы
развить
в
наших
детях
в
последнее
время
модную
креативность,
я
использую
в
своей
работе
давно
забытые,
но
очень
интересные игры, которыетребуют от ребёнка умения на время превратиться
в какого-то героя игры, и выполнять его действия.
Наиболее интересны игры: «Волк во рву», «Охотники и утки» и др.
В ходе проведения народных подвижных игр на занятиях по физической
культуре, я привлекаю внимание детей к её содержанию, слежу за точностью
движений,
которые
должны
соответствовать
правилам,
за
дозировкой
физической нагрузки, делаю краткие указания. Поддерживаю и регулирую
эмоционально — положительное настроение и взаимоотношения играющих,
приучаю
их
ловко
и
стремительно
действовать
в
создавшейся
игровой
ситуации.
В
конце
игры
обращаю
внимание
на
тех
детей,
кто
проявил
смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Все наши дети очень любят играть. И чтобы игра помогла нам заложить
основы нравственного воспитания в них, мы играем вместе – воспитатели,
родители и дети.
В нашем ДОУ проводятся совместно с родителями спортивные развлечения
и
праздники
с
использованием
народных
игр
такие
как:
«Масленица»,
«Весёлые
старты», «Лучше папы друга нет», где игра изменяет реальные
отношения
детей
и
взрослых,
она
сближает,
объединяет,
тем
самым
устанавливаются доброжелательные взаимоотношения и взаимопонимание.
Принимая участие в совместных играх, дети развивают такие нравственные
качества
как:
справедливость,
взаимовыручка,
сопереживание,
уважение,
трудолюбие, умение дружить.
Сотрудничество
инструктора
по
физической
культуре
с
педагогами
учреждения также имеет большое значение в нравственном формировании
личности дошкольников. В прошлом учебном году на педагогическом совете,
посвященному развитию физического воспитания в нашем ДОУ, педагогам
была представлена картотека народных подвижных игр, подготовлен доклад
и проведен мастер-класс по проведению подвижных игр во время прогулок.
Это позволяет проводить работу по нравственному воспитанию детей не
только во время проведения непосредственно образовательной деятельности
по физической культуре, но в другие режимные моменты.
Таким образом: народная игра, является одним из средств нравственного
формирования личности дошкольника, так как это деятельность, с помощью
которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Общие интересы
и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость.
Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится
справедливо оценивать поступки товарищей. И задача взрослого здесь – дать
правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между
детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости,
взаимной выручке и ответственности.
Заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что
воспитали настоящего человека, любящего свою Родину. Ведь народные игры
в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой
основу
начального
тапа
формирования
гармонически
развитой
активной
личности, образуют фундамент для развития его нравственных чувств, и
дальнейшего
проявления
их
в
общественно
полезной
и
творческой
деятельности
.