Напоминание

Народная подвижная игра как средство нравственного формирования личности дошкольника.


Автор: Клементьева Ольга Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №98 "Ивушка"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: Народная подвижная игра как средство нравственного формирования личности дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Народная подвижная игра как средство нравственного формирования

личности дошкольника.
Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Главным занятием детей во все века была и остается игра. Меняются времена, а вместе с ними и игры. Взрослые часто г о в о р я т , ч т о с о в р е м е н н ы е д е т и у ж е н е т е . Т а к в е д ь и современные взрослые когда-то были «не теми» детьми для своих родителей. Ничто не стоит на месте: меняется общество, его интересы, а вместе с ними и игры.

Когда-то у детей не было ни компьютеров, ни планшетов, ни смартфонов, однако это не мешало им весело проводить время и жить беззаботной жизнью. Ведь у каждого из них были друзья. И мальчиков и девочек 70 – 80 годов во дворах объединяли такие подвижные игры как: «Резиночки», «Классики», «Казаки - разбойники», «Ножички», «Прятки», «Чиж», «Пристеночек», «Выбивалы», «Войнушка», «Конный бой», «Испорченный телефон», «Тише едеш, дальше будеш», «Слон-козёл», «Колдунчики», «Я знаю пять имён», «Вожатый», «Колечко», «Сека», «Квач». Дворовые игры, в которые мы играли днями напролёт, постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них развивали у детей не только ловкость, выносливость и силу, но и учили таким важным вещам, как сплочённость, взаимовыручка и дружба. Современные дети не знают, что такое лапта, вышибалы и городки. Любимым нами дворовым играм они предпочитают компьютерные игры. Зачастую родители, покупая компьютер маленькому ребёнку считают: что, чем раньше он овладеет «компьютерной грамотой» тем лучше, однако пристрастие ребёнка в возрасте до 7 лет к компьютеру, может замедлить его развитие, нарушить зрение и осанку, элементарное чувство самосохранения, повысить агрессию, подавить интерес к обычным детским играм и к контактам со своими сверстниками. А может ли ребенок, постоянно сидящий за планшетом или компьютером, быть здоровым? Конечно же, нет! Поэтому наша с Вами задача помочь детям захотеть быть здоровыми. И так как одной из задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, мы, педагоги, должны привить нашим детям интерес и любовь к замечательным народным играм. Так как основоположник русской дошкольной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский признавал важность народных игр и теснейшую связь в них эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Ведь народные игры из поколения в поколение передают основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной игре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Проявляются лучшие нравственные качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости. Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы Ольги Иеронимовны профессора педагогического института имени А. И. Герцена игры условно можно разделить на
виды
: а) подвижные (спортивные) игры; б) обрядовые (календарные) игры; в) по отношению к природе (природные) игры; г) трудовые (бытовые) игры; д) игры с ведущим (водящим); ж) драматические игры (с элементами театрализованных действий). Работа по знакомству детей с народными играми в нашем ДОУ начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры – забавы: «Ладушки», «Лиса и зайцы» и др.

Во 2 младшей группе на занятиях по физической культуре используются простые игры типа: «Зайки и охотник», «Прятки» и др. Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. И уже со средней группы на занятиях по физической культуре я использую все виды народных игр:  Игры соревновательного характера, включающие в себя бег и прыжки, развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. Такие как: «По кочкам», «Поймай комара», и др.  На своих занятиях я использую игры, которые имеют связь с народным сельскохозяйственным календарём: «Два Мороза», «Перелёт птиц» и др.  Для ознакомления детей с окружающей природой я использую игры: «Лиса и куры», «У медведя во бору» и др.  Большой интерес вызывают игры, которые знакомят детей с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. Это игры: «Веретено», «Удочка» и др.


Игры с водящим, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру, хоть и требуют от ребенка дисциплинированности, однако притягивают к себе. Это игры «Звонари», «Колечко» и др.

Для того, чтобы развить в наших детях в последнее время модную креативность, я использую в своей работе давно забытые, но очень интересные игры, которыетребуют от ребёнка умения на время превратиться в какого-то героя игры, и выполнять его действия. Наиболее интересны игры: «Волк во рву», «Охотники и утки» и др.

В ходе проведения народных подвижных игр на занятиях по физической культуре, я привлекаю внимание детей к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания. Поддерживаю и регулирую эмоционально — положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации. В конце игры обращаю внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Все наши дети очень любят играть. И чтобы игра помогла нам заложить основы нравственного воспитания в них, мы играем вместе – воспитатели, родители и дети.

В нашем ДОУ проводятся совместно с родителями спортивные развлечения и праздники с использованием народных игр такие как: «Масленица», «Весёлые старты»,

«Лучше папы друга нет», где игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, она сближает, объединяет, тем самым устанавливаются доброжелательные взаимоотношения и взаимопонимание. Принимая участие в совместных играх, дети развивают такие нравственные качества как: справедливость, взаимовыручка, сопереживание, уважение, трудолюбие, умение дружить.

Сотрудничество инструктора по физической культуре с педагогами учреждения также имеет большое значение в нравственном формировании личности дошкольников. В прошлом учебном году на педагогическом совете, посвященному развитию физического воспитания в нашем ДОУ, педагогам была представлена картотека народных подвижных игр, подготовлен доклад и проведен мастер-класс по проведению подвижных игр во время прогулок. Это позволяет проводить работу по нравственному воспитанию детей не только во время проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, но в другие режимные моменты.

Таким образом: народная игра, является одним из средств нравственного формирования личности дошкольника, так как это деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.
Заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего человека, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального тапа формирования гармонически развитой активной личности, образуют фундамент для развития его нравственных чувств, и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности .


В раздел образования