Напоминание

«Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества обучения через гуманизацию учебно-воспитательного процесса»


Автор: Белина Мария Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Школа №7 для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Пермский край. г. Березники
Наименование материала: «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества обучения через гуманизацию учебно-воспитательного процесса»ифференцированный подход в обучении на уроках технологии
Тема: «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества обучения через гуманизацию учебно-воспитательного процесса»
Раздел: среднее образование





Назад




МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»

«Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение

качества обучения через гуманизацию учебно-воспитательного процесса»

Учитель технологии: Белина Мария Павловна

2021

«Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение

качества обучения через гуманизацию учебно-воспитательного процесса»

(Выступаю 25.03.2021г. на ШМО технологии)

Эффективность педагогического процесса обусловливается

- качеством педагогической деятельности;

-

качеством

собственной

учебно-воспитательной

деятельности

воспитанников.

Критериями

эффективности

целостного

педагогического

процесса являются:

- уровень обученности ребенка;

- уровень его воспитанности.

Процессуальная

оценка

эффективности

педагогического

процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены

цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены

психологические условия и многое другое в деятельности педагога.

К направлениям модернизации педагогического процесса относятся:

- демократизация процесса управления;

- гуманизация образования;

-гуманитаризация.

В основе демократизации процесса управления лежат:

-

гласность,

как

условие

единства

педагогического

коллектива,

обеспечивающее реальное участие каждого в управлении;

- децентрализация общеобразовательного учреждения;

- государственно-общественный характер управления образовательным

учреждением;

-автономность образовательного учреждения;

- юридическая самостоятельность образовательного учреждения;

-право педагога на творчество;

- право школьника на выбор общеобразовательного учреждения, формы и

профиля обучения.

Важно, чтобы процесс демократизации происходил взаимосвязано с

другими процессами, такими как:

Гуманизация образования предусматривает

- распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы

обучения;

- обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего

развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Гуманизация связана с поворотом образовательного учреждения лицом

к ребенку - постановке в центре педагогического внимания интересов

и проблем ребенка (полное доверие, принятие его личных целей,

запросов, интересов, формирование у детей отношения к человеческой

личности как высшей ценности в мире), с ориентацией не только на

подготовку его к будущей жизни, но и обеспечение его сегодняшней

жизни.

Гуманитаризация

образовательных

программ-

система

мер,

направленных на

- приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании

образования.

Наиболее актуальным на данный момент является внедрение технологий

гуманитаризации в обучение.

Педагогические

технологии

на

основе

гуманизации

и

демократизации педагогических отношений - это технологии

- с процессуальной ориентацией,

- приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода,

- нежестким демократическим управлением,

- яркой гуманистической направленностью содержания.

К

ним

относятся педагогика

сотрудничества, гуманно-личностные

технологии.

Технологии

сотрудничества реализуют

демократизм,

равенство,

партнерство

в

субъект

-

субъектных

отношениях

педагога

и

обучающегося. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели,

содержание,

дают

оценки,

находясь

в

состоянии

сотрудничества,

сотворчества.

Гуманно-личностные

технологии отличаются

прежде

всего

своей

гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на

поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви

к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая

принуждение .

Еще в начале 30-х годов прошлого столетия известный

ученый-гуманист

Л.С.

Выготский

обосновал

возможность

и

целесообразность

обучения,

которое

ориентировано

на

развитие

обучающегося как на свою прямую и непосредственную цель, причем

основой такого развития являются гуманные отношения к обучающемуся со

стороны окружающих. Не отклоняя необходимости усвоения знаний, умений

и навыков, Л.С. Выготский рассматривал их далее как важнейшее средство

развития обучающихся в гуманных условиях.

Таким образом, если цель традиционной школы - научить обучающегося

читать, писать, считать, то цель развивающего обучения - сформировать в

ребенке конкретные способности по самоусовершенствованию: рефлексия,

анализ,

эмпатия,

планирование.

Возникновение

у

обучающегося

соответствующих мотивов содействует желанию обучаться, а овладение

учебными действиями формирует, в свою очередь, умение обучаться. Как раз

желание

и

умение

обучаться

может

весьма

четко

характеризовать

обучающихся как субъектов учебной деятельности. И это, в свою очередь,

также является основой гуманизации обучения.

Технология создания психологических условий подготовки к творческой

деятельности с другими технологиями имеет конкретный алгоритм действий:

1) деятельность воспитанника не должна чрезмерно регламентироваться, ее

процесс следует организовать так, чтобы в нем были элементы творчества,

которые

предусматривают

комбинирование,

интегрирование,

универсализацию, некоторые видоизменения отдельных элементов учебно-

воспитательного процесса; 2) целесообразно вызывать интересы, через

которые проходят все внешние воздействия.

Для такой личности потребность в творческой деятельности является важной

жизненной потребностью. А творческий стиль деятельности - наиболее

типичным. И этому могут всецело помочь те современные инновации,

технологии,

которые

вносят

определенные

коррективы

в

учебно-

воспитательный

процесс,

делая

его

творческим,

гуманистическим.

Заключение.

Итак, рассмотренные нами методы развивающего обучения позволяют

создавать условия для наиболее эффективного раскрытия воспитанниками

своих

индивидуальных

качеств

в

контексте

гуманизации

учебно-

воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Эти технологии

дают возможность формировать творческую личность .

Отмечу

также,

что

благодаря

названным

методам

активизируются

психологические условия подготовки уроков в школе. Это, в свою очередь,

стимулирует педагога к повышению своего образовательного уровня, к

самоподготовке и непрерывному самообразованию.

Такая система работы свидетельствует о возможности организации учебно-

воспитательного процесса в контексте его гуманизации, поскольку она дает

возможность формировать личность, способную правильно, грамотно,

аналитически воспринимать информацию в жизни и повседневном общении,

переосмысливать ее, высказывать мысли, раскрывать чувства, отстаивать

свою точку зрения.



В раздел образования