Автор: Белина Мария Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Школа №7 для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Пермский край. г. Березники
Наименование материала: «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества обучения через гуманизацию учебно-воспитательного процесса»ифференцированный подход в обучении на уроках технологии
Тема: «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества обучения через гуманизацию учебно-воспитательного процесса»
Раздел: среднее образование
МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»
«Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение
качества обучения через гуманизацию учебно-воспитательного процесса»
Учитель технологии: Белина Мария Павловна
2021
«Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение
качества обучения через гуманизацию учебно-воспитательного процесса»
(Выступаю 25.03.2021г. на ШМО технологии)
Эффективность педагогического процесса обусловливается
- качеством педагогической деятельности;
-
качеством
собственной
учебно-воспитательной
деятельности
воспитанников.
Критериями
эффективности
целостного
педагогического
процесса являются:
- уровень обученности ребенка;
- уровень его воспитанности.
Процессуальная
оценка
эффективности
педагогического
процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены
цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены
психологические условия и многое другое в деятельности педагога.
К направлениям модернизации педагогического процесса относятся:
- демократизация процесса управления;
- гуманизация образования;
-гуманитаризация.
В основе демократизации процесса управления лежат:
-
гласность,
как
условие
единства
педагогического
коллектива,
обеспечивающее реальное участие каждого в управлении;
- децентрализация общеобразовательного учреждения;
- государственно-общественный характер управления образовательным
учреждением;
-автономность образовательного учреждения;
- юридическая самостоятельность образовательного учреждения;
-право педагога на творчество;
- право школьника на выбор общеобразовательного учреждения, формы и
профиля обучения.
Важно, чтобы процесс демократизации происходил взаимосвязано с
другими процессами, такими как:
Гуманизация образования предусматривает
- распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы
обучения;
- обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего
развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.
Гуманизация связана с поворотом образовательного учреждения лицом
к ребенку - постановке в центре педагогического внимания интересов
и проблем ребенка (полное доверие, принятие его личных целей,
запросов, интересов, формирование у детей отношения к человеческой
личности как высшей ценности в мире), с ориентацией не только на
подготовку его к будущей жизни, но и обеспечение его сегодняшней
жизни.
Гуманитаризация
образовательных
программ-
система
мер,
направленных на
- приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании
образования.
Наиболее актуальным на данный момент является внедрение технологий
гуманитаризации в обучение.
Педагогические
технологии
на
основе
гуманизации
и
демократизации педагогических отношений - это технологии
- с процессуальной ориентацией,
- приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода,
- нежестким демократическим управлением,
- яркой гуманистической направленностью содержания.
К
ним
относятся педагогика
сотрудничества, гуманно-личностные
технологии.
Технологии
сотрудничества реализуют
демократизм,
равенство,
партнерство
в
субъект
-
субъектных
отношениях
педагога
и
обучающегося. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели,
содержание,
дают
оценки,
находясь
в
состоянии
сотрудничества,
сотворчества.
Гуманно-личностные
технологии отличаются
прежде
всего
своей
гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на
поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви
к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая
принуждение .
Еще в начале 30-х годов прошлого столетия известный
ученый-гуманист
Л.С.
Выготский
обосновал
возможность
и
целесообразность
обучения,
которое
ориентировано
на
развитие
обучающегося как на свою прямую и непосредственную цель, причем
основой такого развития являются гуманные отношения к обучающемуся со
стороны окружающих. Не отклоняя необходимости усвоения знаний, умений
и навыков, Л.С. Выготский рассматривал их далее как важнейшее средство
развития обучающихся в гуманных условиях.
Таким образом, если цель традиционной школы - научить обучающегося
читать, писать, считать, то цель развивающего обучения - сформировать в
ребенке конкретные способности по самоусовершенствованию: рефлексия,
анализ,
эмпатия,
планирование.
Возникновение
у
обучающегося
соответствующих мотивов содействует желанию обучаться, а овладение
учебными действиями формирует, в свою очередь, умение обучаться. Как раз
желание
и
умение
обучаться
может
весьма
четко
характеризовать
обучающихся как субъектов учебной деятельности. И это, в свою очередь,
также является основой гуманизации обучения.
Технология создания психологических условий подготовки к творческой
деятельности с другими технологиями имеет конкретный алгоритм действий:
1) деятельность воспитанника не должна чрезмерно регламентироваться, ее
процесс следует организовать так, чтобы в нем были элементы творчества,
которые
предусматривают
комбинирование,
интегрирование,
универсализацию, некоторые видоизменения отдельных элементов учебно-
воспитательного процесса; 2) целесообразно вызывать интересы, через
которые проходят все внешние воздействия.
Для такой личности потребность в творческой деятельности является важной
жизненной потребностью. А творческий стиль деятельности - наиболее
типичным. И этому могут всецело помочь те современные инновации,
технологии,
которые
вносят
определенные
коррективы
в
учебно-
воспитательный
процесс,
делая
его
творческим,
гуманистическим.
Заключение.
Итак, рассмотренные нами методы развивающего обучения позволяют
создавать условия для наиболее эффективного раскрытия воспитанниками
своих
индивидуальных
качеств
в
контексте
гуманизации
учебно-
воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Эти технологии
дают возможность формировать творческую личность .
Отмечу
также,
что
благодаря
названным
методам
активизируются
психологические условия подготовки уроков в школе. Это, в свою очередь,
стимулирует педагога к повышению своего образовательного уровня, к
самоподготовке и непрерывному самообразованию.
Такая система работы свидетельствует о возможности организации учебно-
воспитательного процесса в контексте его гуманизации, поскольку она дает
возможность формировать личность, способную правильно, грамотно,
аналитически воспринимать информацию в жизни и повседневном общении,
переосмысливать ее, высказывать мысли, раскрывать чувства, отстаивать
свою точку зрения.