Напоминание

«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»


Автор: Сторожилова Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: Мастер-класс для родителей
Тема: «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Логические блоки Дьенеша – универсальный

дидактический материал»

Составила воспитатель:

Сторожилова В.А.

«Без

игры

нет,

и

не

может

быть

полноценного

умственного

развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра

-

это

искра,

зажигающая

огонёк

пытливости

и

любознательности».

В.А.Сухомлинский

Логические блоки,

разработаны

венгерским

психологом

и

математиком

Золтаном Дьенешем для

подготовки

мышления детей к усвоению математики.

Логические фигуры Дьенеша знакомят

детей

с основными

геометрическими

формами

и размерами.

В легкой

игровой

форме

дети

учатся

кодировать

и декодировать

полученную

информацию,

осуществлять

анализ

и синтез,

также

у малышей развиваются внимание, память,

умение

работать

в

коллективе,

самоконтроль,

важные

психологические

процессы

и креативное

мышление.

С помощью

карточек

с символами

дети

овладевают

навыками

использования

математических знаков и изучают систему

символов.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических

фигур:

а)четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Использование логических блоков Дьенеша в работе с

детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие

задачи :

Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование,

декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Способности к моделированию и конструированию.

Развивать

представление

о

множестве,

операции

над

множеством,

пространственные представления .

Развивать

творческие

способности,

воображение,

фантазию,

речевую

деятельность.

Воспитывать

самостоятельность,

инициативность,

настойчивость

в

достижении

цели, преодоление трудностей.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы

с постепенным усложнением:

- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

- для развития действий классификации и обобщения;

- для развития способности к логическим действиям и операциям.

Карточки - символы свойств блока.

Круглый

Прямоугольный

Желтый

Квадратный

Синий

Треугольный

Красный

Большой

Маленький

Толстый

Тонкий

Карточки –отрицания свойств блока.

Не круглый

Не прямоугольный

Не желтый

Не квадратный

Не синий

Не треугольный

Не красный

Не большой

Не маленький

Не толстый

Не тонкий

В

практике

работы

с

детьми

в

детском

саду

находит

место

два

вида

логического

дидактического

материала:

объёмный

и

плоскостной

соответственно блоки и логические фигуры.

Формы работы с детьми в детском саду:

Занятия

(комплексные,

интегрированные,

обеспечивающие

наглядность,

системность

и

доступность,

смену деятельности.

Самостоятельная деятельность детей в математическом

центре

(развивающие

игры,

логико-математические

игры,

дидактические игры, логические упражнения).

Совместная

и

самостоятельная

игровая

деятельность

детей

В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и

В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и

описаны возможные варианты игр.

описаны возможные варианты игр.

Альбомы для детей 2-4 лет

Альбомы для детей 2-4 лет

Альбомы «Удивляйка»

Альбомы «Удивляйка»

Альбомы для детей 5-8 лет

Альбомы для детей 5-8 лет

Поиск одинаковых фигур

Поиск одинаковых фигур

Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать

Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать

все красные, или все квадратные.

все красные, или все квадратные.

Игры для младшего возраста

Игры для младшего возраста

Угости зачика

Угости зачика

Ребенку

нужно

разложить

фигуры

таким

Ребенку

нужно

разложить

фигуры

таким

образом,

чтобы

у

каждой

игрушки

были

образом,

чтобы

у

каждой

игрушки

были

фигуры только одинаковой толщины, одного

фигуры только одинаковой толщины, одного

размера и т. п.

размера и т. п.

.

Что

Что

лишнее

лишнее

Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он

Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он

может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить,

может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить,

почему он думает, что эта фигура лишняя.

почему он думает, что эта фигура лишняя.

Игра с кругом

Игра с кругом

Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры

Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры

красные внутри круга, а все синие – снаружи.

красные внутри круга, а все синие – снаружи.

Дорожки

Дорожки

Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой

Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой

разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

Покажи

Покажи

Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не

Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не

толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

Цепочка.

Цепочка.

«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

1.Чтобы рядом не было блоков одинаковых

1.1. по форме;

1.2. по цвету;

1.3. по размеру;

1.4. по толщине.

«

«

Собери плоскостное изображение по заданному рисунку»

Собери плоскостное изображение по заданному рисунку»

Из блоков можно составлять плоскостные изображения

предметов: зайчик, лиса, медведь, машинка, паровоз, дом,

башня.

Ракета

Экскаватор

Лисичка Мишка

Предложить таблицу из 9 клеток с нарисованными в ней фигурами ( не во всех

клетках). Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

«Построй дорожку»

«Найди лишний блок»

1 2 3 4 5

«Изменить по одному признаку»

«Изменить по трем признакам»

«Расставь блоки по местам»

«Расставь блоки по местам»



В раздел образования