Напоминание

Поговорим о забытых планетах


Автор: Денк Ирма Эвальдовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ лицей №159
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Поговорим о забытых планетах
Раздел: полное образование





Назад




Поговорим о забытых планетах и светилах…

«Время проходит», - привыкли вы

говорить вследствие

установившегося неверного

понятия. Время вечно: проходите

вы.

Н.Сафир.

Все новое хорошо забытое старое, особенно если это касается

педагогики и образования. Периодически возникают новые учебные

дисциплины, о которых мы раньше не знали. Введение нового не могут

проходить без «чистки» старого. Под такую «чистку» попал один из

древнейших предметов – астрономия. В последние годы в школьном курсе

очень мало уделяется внимания этому важнейшему предмету. А это, на

мой взгляд, не правильно. Его просто забыли, в некоторых школах он не

изучается совсем, а ведь астрономические сведения были известны уже

тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялось народами этих

стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта.

Курс астрономии завершает цикл физико-математических и

естественно-исторических дисциплин, изучаемых в школе. В этом курсе

обобщаются, систематизируются и дополняются знания, полученные при

изучении предметов указанных циклов. Кроме того, изучение астрономии

дает возможность учащимся понять сущность повседневно наблюдаемых и

редких астрономических явлений; познакомиться с научными методами

исследований объектов Вселенной и самой Вселенной; расширить свои

знания по ряду важных физических законов и явлений; осознать свое место

в Солнечной системе, Галактике, Вселенной. Без этого курс естествознания

остается незавершенным. Именно поэтому учителя школы №159 считают

целесообразным обратить внимание учащихся на изучение вопросов

связанных с астрономией.

При переходе на профильное обучение в школе появилась

возможность изучать элементы астрономии в 11 классе и вести элективные

курсы. В 10 физико-математическом классе введен курс «Физика Земли».

Этот курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенных

на уроках физики, математики, химии, биологии, природоведения. То есть

этот курс является интегрированным, где четко выражена интеграция

физики с астрономией, с математикой и другими естественными

дисциплинами. Учащиеся имеют отрывочные, краткие,

несистематизированные сведения о планете, на которой они живут.

Используя знания по основным школьным естественнонаучным

предметам, ребята создадут стройную картину сведений о Земле, научатся

строго рассчитывать и объяснять её физические характеристики,

глобальные явления на ней и ближайших небесных телах. Курс даст

возможность учащимся более глубоко удовлетворить познавательные

интересы к естественнонаучной картине мира. Учащиеся расширят и

углубят знания о своей планете Земля, будут развивать интеллектуальные

и творческие способности. Но этого недостаточно для удовлетворения

интереса учащихся к этому предмету, поэтому с учащимися проводится

работа и во внеурочное время. Ребята с удовольствием подбирают

материал по интересующим их вопросам из различных источников,

готовят сообщения, рефераты. Уже стало традицией в нашей школе

ежегодно проводить апрельские чтения. Старшеклассники первую

половину апреля выходят со своими сообщениями в младшие классы,

Рассказывают им о строении солнечной системы, о хвостатых кометах, о

различных звездах, о полете человека в космос, о планетах-гигантах. Все

это вызывает живой интерес у слушателей.

В этом учебном году ученики 9-10 классов приняли участие в городском

конкурсе исследовательских проектов, проводимом мемориальном

музейном центром им. Ю.В. Кондратюка. На конкурс Были представлены

работы по следующим темам: «Космические станции всех времен»,

«Космические летательные аппараты», «Программа “Глостер”» и другие. В

одной из конкурсных работ рассказывается о Юрии Васильевиче

Кондратюке, гениальном астрономе, который предложил схему посадки на

поверхность Луны . В городе Новосибирске есть площадь названная в его

честь.

«Человек – глаз Вселенной», - утверждает Бердечевский.

Так почему же человек не должен знать о строении Вселенной?

Денк И.Э., учитель высшей

категории МБОУ СОШ №159.



В раздел образования