Автор: Денк Ирма Эвальдовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ лицей №159
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Поговорим о забытых планетах
Раздел: полное образование
Поговорим о забытых планетах и светилах…
«Время проходит», - привыкли вы
говорить вследствие
установившегося неверного
понятия. Время вечно: проходите
вы.
Н.Сафир.
Все новое хорошо забытое старое, особенно если это касается
педагогики и образования. Периодически возникают новые учебные
дисциплины, о которых мы раньше не знали. Введение нового не могут
проходить без «чистки» старого. Под такую «чистку» попал один из
древнейших предметов – астрономия. В последние годы в школьном курсе
очень мало уделяется внимания этому важнейшему предмету. А это, на
мой взгляд, не правильно. Его просто забыли, в некоторых школах он не
изучается совсем, а ведь астрономические сведения были известны уже
тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялось народами этих
стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта.
Курс астрономии завершает цикл физико-математических и
естественно-исторических дисциплин, изучаемых в школе. В этом курсе
обобщаются, систематизируются и дополняются знания, полученные при
изучении предметов указанных циклов. Кроме того, изучение астрономии
дает возможность учащимся понять сущность повседневно наблюдаемых и
редких астрономических явлений; познакомиться с научными методами
исследований объектов Вселенной и самой Вселенной; расширить свои
знания по ряду важных физических законов и явлений; осознать свое место
в Солнечной системе, Галактике, Вселенной. Без этого курс естествознания
остается незавершенным. Именно поэтому учителя школы №159 считают
целесообразным обратить внимание учащихся на изучение вопросов
связанных с астрономией.
При переходе на профильное обучение в школе появилась
возможность изучать элементы астрономии в 11 классе и вести элективные
курсы. В 10 физико-математическом классе введен курс «Физика Земли».
Этот курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенных
на уроках физики, математики, химии, биологии, природоведения. То есть
этот курс является интегрированным, где четко выражена интеграция
физики с астрономией, с математикой и другими естественными
дисциплинами. Учащиеся имеют отрывочные, краткие,
несистематизированные сведения о планете, на которой они живут.
Используя знания по основным школьным естественнонаучным
предметам, ребята создадут стройную картину сведений о Земле, научатся
строго рассчитывать и объяснять её физические характеристики,
глобальные явления на ней и ближайших небесных телах. Курс даст
возможность учащимся более глубоко удовлетворить познавательные
интересы к естественнонаучной картине мира. Учащиеся расширят и
углубят знания о своей планете Земля, будут развивать интеллектуальные
и творческие способности. Но этого недостаточно для удовлетворения
интереса учащихся к этому предмету, поэтому с учащимися проводится
работа и во внеурочное время. Ребята с удовольствием подбирают
материал по интересующим их вопросам из различных источников,
готовят сообщения, рефераты. Уже стало традицией в нашей школе
ежегодно проводить апрельские чтения. Старшеклассники первую
половину апреля выходят со своими сообщениями в младшие классы,
Рассказывают им о строении солнечной системы, о хвостатых кометах, о
различных звездах, о полете человека в космос, о планетах-гигантах. Все
это вызывает живой интерес у слушателей.
В этом учебном году ученики 9-10 классов приняли участие в городском
конкурсе исследовательских проектов, проводимом мемориальном
музейном центром им. Ю.В. Кондратюка. На конкурс Были представлены
работы по следующим темам: «Космические станции всех времен»,
«Космические летательные аппараты», «Программа “Глостер”» и другие. В
одной из конкурсных работ рассказывается о Юрии Васильевиче
Кондратюке, гениальном астрономе, который предложил схему посадки на
поверхность Луны . В городе Новосибирске есть площадь названная в его
честь.
«Человек – глаз Вселенной», - утверждает Бердечевский.
Так почему же человек не должен знать о строении Вселенной?
Денк И.Э., учитель высшей
категории МБОУ СОШ №159.