Автор: Бадмаева Сурена Баторовна
Должность: педагог - хореограф
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: РБ, Курумканский район, с.Курумкан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Хореографический коллектив - как одна из форм коллективного творчества"
Раздел: дополнительное образование
МО «Курумканский район»
МАУ ДО «Курумканская детская школа искусств»
Методическая разработка
«Хореографический коллектив- как одна из форм коллективного
творчества.»
Составитель: Бадмаева С.Б.
преподаватель
по классу «Хореография»
Курумкан
2021
Пояснительная записка.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства.
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в
использовании новых педагогических технологий в проведении занятий. Это
органичное единство развитых природных сил, способностей восприятия,
эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-
эстетического образования; создание творческой увлеченности искусством,
впечатления, развития способностей, а также четкое соблюдение техники
безопасности , режима труда и отдыха. Стремление к прекрасному, не всегда
даже осознано живёт в каждом из нас.
Актуальность предполагаемой программы определяется запросом со стороны
детей и их родителей на программы художественно- эстетического развития
детей, материально-технические условия для реализации которых имеются
только на базе учреждения дополнительного образования. Работа
хореографического коллектива обеспечивает знакомство с разными жанрами
хореографического искусства. Искусство танца доставляет художественное
наслаждение, помогает нашему нравственному и эстетическому воспитанию.
И чем раньше ребёнок войдёт в «большой мир искусства», тем быстрее он
научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного
и, главное, обогатит свой духовный мир.
Педагогическая целесообразность занятия обусловлена тем, что укрепляют
физическое развитие и эмоциональное состояние детей; развивают силу,
гибкость, ловкость, быстроту и координацию движений; способствуют
формированию интереса к занятиям хореографией; формируют жизненно
важные навыки: правильную походку, красивую осанку. Программа
позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, привить
трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в
себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручку, общение
друг с другом. Это ведущие моменты в процессе обучения.
Педагог стремится раскрыть способности детей, учит воспринимать
искусство танца, раскрывает и повышает их мастерство, прививает вкус и
любовь к прекрасному.
Содержание.
1.
Хореографическое искусство – как средство эстетического воспитания.
2.
Педагог в хореографическом коллективе.
3.
Принципы и методы обучения в хореографическом коллективе.
4.
Репертуар - один
из
показателей
развития хореографического
коллектива.
5.
Хореографический коллектив «Эрмэлзэл»
6.
Заключение
Хореографическое искусство – как средство эстетического
воспитания.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был развит как умственно, так и
физически, поэтому, многих детей отдают на занятия боевым искусством,
фитнесом, плаваньем, и, конечно же, танцами. Благодаря огромному
количеству различных хореографических заведений ребенок сможет выбрать
для себя подходящий танцевальный стиль, а затем и вступить в коллектив
таких же творческих детей.
Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания стоит в
одном ряду с другими видами искусства, не уступая им по выразительности и
художественному воздействию. Система дополнительного образования
способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной,
профессиональной областях, включению их в различные виды творческой
деятельности, формированию позитивного отношения к ценностям
образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной
сферы школьников. Искусство танца близко детям и любимо ими. Они
систематически посещают занятия в течении длительного времени, проявляя
настойчивость. Это дает возможность проводить с детьми большую
воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца.
Хореографическое воспитание ставит перед собой задачи, решение которых
подкрепляется знаниями в области хореографического искусства.
Хореографический коллектив
–
это коллектив, базирующийся на
определенном
художественном
замысле
и
культурно-творческой
направленности в его деятельности, взаимопонимании, коллективном
сотрудничестве и взаимопомощи. Это уникальная среда, которая даёт
широкие возможности для развития ребенка, начиная от прививания
уважения к искусству, заканчивая овладением основ профессионального
танца.
Детский хореографический коллектив может обеспечить решение
воспитательных задач, так как его работа является неотъемлемой частью
социальной жизни детей в современном обществе. Воспитательная и
образовательная среда хореографического искусства позволяет создать
систему воспитания детей. В детском хореографическом коллективе дети
тратят своей свободное время, занимаясь любимым делом. Постановочная
деятельность коллектива позволяет руководителю активно вести работу по
воспитанию гармоничной личности ребенка, что является основной целью
хореографического воспитания детей в системе дополнительного
образования. В танце у ребенка выражаются такие качества как бодрость,
активность, творчество. В различных по жанру танцах он выявляет свою
ловкость и грацию. Бодрая оптимистическая настроенность позволяет
воспитывать активных, энергичных, жизнерадостных людей. У детей
развиваются такие виды памяти как зрительная, музыкальная, мышечная,
вырабатывается устойчивость к жизненным невзгодам, внимательность и
внимание, совершенствуется творческая активность.
Основой хореографической подготовки детей является изучение
танцевальных движений, которые тренируют мышцы тела, укрепляют
скелетную основу, формируя тем самым стройное прекрасное тело.
Хореографические занятия ставят перед собой воспитательно-
образовательные задачи:
Развитие познавательных интересов.
Усвоение определенного объема знаний.
Правильное физическое развитие.
Развитие основных двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость,
координация).
Воспитание нравственных качеств (смелость, ответственность,
решительность, коллективизм, доброта).
Эстетическое развитие.
Формирование стремлений быть прекрасным в мыслях, делах, поступках.
Приобретая хореографические знания, умения и навыки дети формируют
свое мировоззрение, воспитывают взгляды и черты характера в соответствии
с развитием общества. Обучаясь на лучших танцевальных произведениях
хореографического искусства, ребенок имеет возможность расширять свой
кругозор, укрепляются лучшие черты характера. Знания, умения и навыки,
полученные детьми в процессе занятий, реализуются на сценических
площадках в фестивалях, концертах, смотрах. Когда результаты деятельности
участников детского хореографического коллектива имеют успех у зрителя,
тогда происходит самоутверждение и дети с большим рвением продолжают
заниматься танцами. Опыт эстетического переживания при исполнении танца
помнится долго и ребенку всегда хочется вновь и вновь ощутить знакомые
эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.
Педагог в хореографическом коллективе.
Особую роль в таком коллективе играет преподаватель, поскольку в
зависимости от того как он будет курировать деятельность коллектива, так и
будет прокладываться их творческий путь.
Педагог хореографии, прежде всего, стремится обучить детей
хореографическому искусству, научить любить и понимать его. Занятия
содействуют эстетическому воспитанию детей, способствуют росту общей
культуры, воспитывают эмоциональное отношение к произведениям
искусства, учат анализировать художественные произведения в области
хореографии, музыки, живописи, скульптуры. В результате активного
знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они
начинают различать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в
жизни. Знакомство с различными народными танцами рождает у детей
чувство гордости за свою Родину, интерес к жизни и искусству других,
народов воспитывает любовь и уважение к ним
Уроки хореографии позволяют ребенку развиваться физически, укреплять
свое здоровье, улучшать функции опорно-двигательного аппарата, повышая
уровень выносливости. Физически неразвитые дети на уроках хореографии
смогут избавиться от физических недостатков: сутулости, искривления
позвоночника, асимметрии лопаток, косолапости и др.При решении
хореографического воспитания, руководитель и педагог детского
хореографического коллектива должен осуществлять свою деятельность по
следующим направлениям:
1.
знакомство и освоение хореографического искусства, его различных жанров
и видов;
2.
развитие физических и хореографических данных;
3.
воспитание нравственных качеств личности посредством хореографии;
4.
развитие кругозора, художественного вкуса, общей культуры;
5.
укрепление здоровья.
Принципы и методы обучения в хореографическом
коллективе.
Грамотно продуманные и четко поставленные цели и задачи дают важный
ориентир к последующей деятельности коллектива и достигаются
посредствам выполняемых педагогом педагогических методов.
Педагогические методы – это способы совместной деятельности педагога и
воспитанников, при помощи которых наилучшим образом усваивается
учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются
танцевальные
навыки,
формируются
и
развиваются
хореографические
способности.
Каждый
из
методов применительно к специфике
обучения хореографии:
Метод танцевального показа – способ обучения, при котором педагог
исполняет
танцевальную
композицию,
отдельные
фигуры
и
элементы,
и
соответственно
анализирует
их.
Наглядно-образные
представления, получаемые учащимися, являются основой для
последующего разучивания схемы движений, поворотов, вращений и
т.п. При показе хореографического материала педагог подробно
анализирует и объясняет, как правильно выполнить данные элементы и
фигуры.
2. Метод устного изложения учебного материала органически
сочетается с методом показа танца. С помощью этого метода педагог
передаёт учащимся знания об истории и современном состоянии
хореографии, рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке.
Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции,
руководитель коллектива
помогает
воспитанникам
понять
характер
танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
3. Метод танцевально-практических действий. Приемы наглядного
обучения
и
устного
изложения
материала
органически
сочетаются
с
методом
танцевально-практических
действий,
например,
танцевальные
задания,
с
помощью
которых
учащиеся
воспроизводят
танцевальную
лексику с целью дальнейшего ее закрепления.
4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-
объяснительный,
репродуктивный,
проблемный,
частично-поисковый
и
исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они
отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности
участников коллектива. Использование педагогом этих методов
способствует
более
глубокому
и
прочному
усвоению
детьми
танцевального материала.
Хореографический коллектив отличается строением
своей
внутренней организации и педагогического воздействия на участников
коллектива. В первую очередь он основывается на факторах,
которых, обязывают искать другие методы взаимоотношений межу
участниками коллектива, а значит и иной педагогической методологии
руководства им. Межличностные отношения построены на нравственно–
психологических мотивах,
взаимозависимости
детей
друг
от
друга,
наличии
общих творческих интересов.
К основным принципам танцевального коллектива можно отнести:
- наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их
совместной деятельности имеют как социальный, так и
индивидуальный смысл для каждого ребенка в коллективе;
- своеобразная организация коллективной деятельности;
-
постепенное
усложнение
получаемых
знаний
и
многократное
повторение пройденного материала;
- важность индивидуальной работы каждого ученика в творческом
процессе;
-
специфичная
система
планирования
и
организации
уроков
и
системы оценивания результатов;
- повышение профессионального уровня развития как постепенный рост
собственной роли в коллективе.
Участники
хореографического
коллектива
объединены
общими
интересами
к
тому
танцевальному
жанру,
которой
они
занимаются
в
свободное от учебной деятельности время.
В детском хореографическом коллективе особая трудность
работы
для
руководителя
заключается
в
том,
что
наряду
с постановочными
задачами
важнейшее
значение
приобретают
учебно-воспитательные.
Прежде всего, руководителю следует помнить, что его деятельность
должна быть подчинена помощи школе, родителям, а также интересам
учреждения. Хореограф детского коллектива обязан знать, как обстоят
дела с учёбой и дисциплиной в школе у всех участников.
Большое
значение
в
работе
с
детьми
имеют
преемственность
и
развитие чувства коллективизма. Руководитель должен добиваться такого
положения, чтобы каждый ребёнок знал, что он может в любую минуту
заменить товарища, чтобы каждый член коллектива привык поступаться
своим
личным
«я»
для
общего
дела.
С
другой
стороны,
младшие
обязательно должны тянуться за старшими и стремится скорее достичь
уровня их мастерства, а старшие – помогать в этом младшим.
В педагогической деятельности руководитель и педагоги коллектива
учитывают возрастные особенности и возможности ребенка, и в связи
с этим определяют посильные для него задания. Они не превышают
нормы, допустимые на организм ученика в нагрузке. Как известно, у
каждого учащегося имеются своеобразные функциональные
возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений,
организм различно реагирует на физическую нагрузку. На уроках
педагоги ставят перед собой задачу улучшить врожденные способности,
задатки ребенка, они умеют раскрыть в своих учениках
индивидуальность. У каждого своя роль , свои особые личные качества,
свой образ мышления. Любя их всех, бережно пестуя дарования,
заботливо следя на концертах, они, тем не менее, требовательны,
нетерпимы к небрежностям, недоделкам, равнодушию.
Следует подчеркнуть еще одну особенность педагогической работы.
Иногда
на
уроки
приходят
и
другие педагоги (их специально
приглашают). Дети, как правило, волнуются от присутствия посторонних
лиц. Этим самым они учатся регулировать свое волнение, стараются
показать себя как можно лучше, воспитываются те качества, которые
нужны в артистической деятельности.
Занятия детей в хореографическом
коллективе
являются
прекрасным
средством их воспитания, так как:
Занятия организуют
и
воспитывают детей, расширяют их
художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности,
подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.
Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество
- чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.
Приучают
детей
четко
распределять
свое
свободное
время,
помогают более организованно продумывать свои планы.
Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые
связывают свою судьбу с профессиональным искусством.
Они определяют педагогические и организаторские способности
детей.
Способствуют
раскрытию
личности,
физической
и
духовной свободе.
Для того чтобы коллектив был востребованным, успешным, интересным,
необходимо уделять особое внимание формированию репертуара. От
его насыщенности и разнообразия зависит успех коллектива, как у
зрителей, так и у желающих присоединиться к нему новых участников.
Репертуар - один
из
показателей
развития
хореографического коллектива.
Репертуар
является
одним
из
показателей
развития коллектива,
определяет
его
творческую
жизнь
и
стилистическую
направленность.
Чем репертуар разнообразнее, тем выше уровень мастерства и технической
оснащенности исполнителей.
Репертуар
создается
на
основе
реализации
организационных,
учебно-
воспитательных и творческих задач с
учетом общих принципов
формирования репертуара:
идейно-художественная значимость;
актуальность темы;
интерес учеников к танцу;
личная профессиональная возможность;
разнообразие видов и жанров танца.
При этом репертуар должен способствовать реализации
коммуникативной функции хореографического искусства: с одной
стороны – это выход исполнителя к зрителю как носителя
определенного культурного воздействия, с другой - насколько данное
воздействие будет значимо для зрителя
При формировании репертуара руководитель коллектива учитывал
следующие условия:
подготовка к знаменательным датам и праздники: мирового значения,
родной страны, региона, города, района, учреждения, коллектива;
культурные интересы народов, населяющих Республику (праздничные и
религиозные традиции);
художественная направленность деятельности коллектива (статус,
стилевые особенности);
возрастные особенности участников, их интересы;
уровень
подготовки
участников
коллектива
(исполнительская
техника, актерское мастерство, уровень воспитания, дисциплина).
Репертуар
есть
ведущее,
определяющее
и
направляющее
всю
деятельность коллектива звено. Исходя из уровня подготовки
исполнителей
и
материальных
возможностей,
художественному
руководителю ансамбля удалось найти индивидуальный подход к
работе над каждым хореографическим произведением. К тому же
разнообразие репертуара всегда приходится по вкусу современным,
искушенным зрителям. Репертуар постоянно обновляется, сохраняя при
этом самые востребованные
танцевальные
композиции.
Должны быть
сюжетные, бессюжетные танцы с разнообразной лексикой. Формы танцев:
соло, дуэт, малые формы,
большие формы, крупные формы. Так же при формировании репертуара
важны: материальная база коллектива - финансовое положение
учреждения, наличие костюмов, обуви, аксессуаров, атрибутов и так
далее; музыкальное оформление; современные достижения
и
направления
в
хореографии
-
посещение мастер-классов, информация
на видео носителях и многое другое.
Хореографический коллектив «Эрмэлзэл»
В течение последних девяти лет свою педагогическую деятельность
осуществляю
в МАУ ДО «Курумканской детской школе искусств» и
мною создан хореографический
коллектив «Эрмэлзэл», что в переводе
означает «Стремление».
По своему составу это разновозрастный коллектив, объединяющий
около 60 учащихся и количество воспитанников растет с каждым годом.
Жизнь в коллективе насыщенна и увлекательна. Уроки, репетиции,
концерты, конкурсы. За 9 лет творческой деятельности коллектив
«Эрмэлзэл» принял участие в конкурсах и фестивалях различного уровня:
всероссийских, межрегиональных, республиканских и районных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хореографическое искусство воплощение синкретизма, так как оно
объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и
пластику движений. Оно всегда доступно, не требует специальных знаний,
подвластно
практически
всем
возрастным
и
социальным
категориям
граждан
и
вместе
с
этим
дает
каждому
человеку
развиваться
в
разнообразных танцевальных жанрах, усовершенствоваться с физической
и эстетической стороны развития.
Хореографический коллектив
–
это коллектив, базирующийся на
определенном
художественном
замысле
и
культурно-творческой
направленности в его деятельности, взаимопонимании, коллективном
сотрудничестве и взаимопомощи. Непосредственное
руководство
хореографическим коллективом осуществляет руководитель коллектива
– балетмейстер или педагог дополнительного образования.
Необходимой
предпосылкой
эффективного
педагогического
руководства
детским
хореографическим
коллективом
является
умение педагога планировать свою
деятельность. В
связи
с
этим
необходимо подчеркнуть ещё одну сторону педагогической деятельности
хореографа: пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в
них огонек творческого соревнования и инициативы можно лишь поставив
перед ними ясные перспективные цели.
Руководитель детского хореографического коллектива- это воспитатель и
организатор, который занимается не только развитием хореографических
навыков и умений, но и формирует и воспитывает личность ребенка
способного жить в современном обществе. Участник детского
хореографического коллектива должен иметь возможность гармонически
развиваться. Чтобы осуществлять такое развитие педагог хореографии
должен
обладать
определенным
набором
человеческих
и
педагогических качеств. Следовательно, выявлена неотъемлемая роль
педагога- хореографа и его методологической деятельности в
функционирование хореографического коллектива.Руководитель, исходя
из
специфических,
присущих
только
его коллективу особенностей,
должен организовать репетицию таким образом, чтобы
максимально
эффективно,
с
большей
отдачей
использования
отведённое время.
Главное
в
нашей деятельности
–
это совместное
танцевальное
творчество с детьми. Мы считаем, что необходимо как можно
раньше побуждать
детей
к
творчеству,
развивать
творческие
способности
в процессе обучения.