Автор: Падера Анна Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 91
Населённый пункт: Город Кемерово
Наименование материала: Конспект
Тема: Осень
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
«Осень Золотая»
Задачи:
Образовательные:
• обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
• уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений
и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
Развивающие:
• развивать внимание, память
• улучшать общую моторику и координацию движений
• развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать
выводы
Познакомить детей с приметами осени, с композитором
П.И.Чайковским.
Речевые:
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять
составление сложных предложений
•обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи
относительные прилагательные
Воспитательные:
• воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
• воспитывать чувство любви к родной природе
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру:
растениям, птицам, животным
Предварительная работа:
• Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
• Заучивание стихов об осени.
• Рассматривание пейзажных картин художников.
• Составление гербария из осенних листьев и др.
Материалы:
иллюстрации «Времена года», картинки с изображением осенних
деревьев, корзинка с овощами и фруктами, план-схема для составления
описательного рассказа, несколько сюжетных картинок и пейзажных картин
на тему «Осень».
Ход занятия
1. Отгадывание загадки про осень.
Воспитатель: Ребята предлагаю вам послушать загадки, когда вы
отгадаете ее вы сможете узнать тему нашего сегодняшнего занятия.
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья
раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я — … ( Осень)
Листья
с
веток
облетают,
Птицы
к
югу
улетают.
«Что
за
время
года?»
—
спросим.
Нам
ответят:
«Это…»
(осень)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного
вы увидели в нашей группе?
-Да наша группа украшена листьями. А где мы взяли эти листья?( Ответы
детей)
Воспитатель: Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки, с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Воспитатель:- А лето, это что?
- Да конечно – это время года.
- А какие времена года вы знаете?
-А если у нас улетело, прошло лето, то какое время года наступило?
А как мы узнаем, что наступила осень? (Ответы детей)
-Да, конечно мы увидим изменения в природе.
Мы украсили нашу группу листочками, потому, что на улице осень и
наше занятие об осени и называется. «Осень золотая».
Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода
бывает осенью. (Ответы детей)
Воспитатель: - А теперь ребята давайте отдохнем
(Проводится физминутка)
Физминутка: «Осенние листочки».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят
стихотворение.
Мы, листики осенние, на веточках сидел, ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
(Дети
имитируют
действия «листочков» в
соответствии
с
текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо
садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).
Воспитатель:
- Какое время года сейчас? Сколько осенних месяцев? Назовите их.
Воспитатель: Молодцы. Я предлагаю вам посмотреть фильм.
Презентация: «Осень золотая»
С давних времен люди складывали стихи, песни, пишут музыку.
Ребята, а как называют людей, которые пишут стихи, …. рисуют
картины… музыку?
Молодцы, все правильно. Стихи пишут – поэты. Картины рисуют
художники, а музыку – композиторы.
Воспитатель: - Посмотрите ребята
Слайды (портрет П. И. Чайковского и картины русских художников)
Сегодня,
я
хочу
познакомить
вас
с
композитором
П.
И.
Чайковский. (портрет).
Он создал музыкальный альбом о каждом времени года, который так и
называется «Времена года». А, как вы думаете, сколько произведений в этом
альбоме? Да, 12. А сколько произведений об осени? Да три. А как вы
считаете, как они называются?
Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. А сейчас у нас какой осенний месяц.
Правильно – октябрь.
И я вам предлагаю посмотреть картины русских художников под музыку
П. И. Чайковского, которая называется Октябрь «Осенняя песня» .
Слушание произведения П. И. Чайковкого «Осеняя песня».
-Какие ощущения у вас возникли, когда вы слушали музыку? Как
называется произведение? Кто его написал? (Ответы детей).
Сюрпризный момент.
- Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться.
Воспитатель: - Да, осень бывает прекрасна. (Стук в дверь, заходит Осень)
Воспитатель: - Ребята, а кто это к нам в гости пришел?
Осень: Здравствуйте, мои друзья! Веселья вам и радости!
Все кругом я нарядила, тёмный лес озолотила!
Стало в нем светло, как днем, Листья там горят огнём!
- Здравствуй, Осень золотая!( Дети здороваются с Осенью)
Осень: Ребята, а вы знаете игру: «Осень спросим»?
Давайте поиграем.
Дети: - Здравствуй осень, здравствуй осень! Хорошо, что ты пришла.
- У тебя мы осень спросим: Что в подарок принесла?
Осень: - Принесла, я вам муки
Дети: - Значить будут пирожки.
Осень: - Принесла, я гречки.
Дети: - Каша будет в печке.
Осень: - Принесла вам овощей.
Дети: - И для каши и для щей.
Осень: Яблоки и мёд.
Дети: - На варенье и компот. Ты и яблок, ты и мёду нам в подарок принесла.
- А хорошую погоду нам в подарок припасла?
Осень: - Дождику вы рады?
Дети: Не хотим - не надо.
Воспитатель: А ребята знают стихи про тебя. Ты наверное устала, сядь,
отдохни и послушай стихотворения.
Ребёнок: 1-й: Осень, твой красив убор!
Золотой на нем узор.
Сарафан с цветной каймой,
Разноцветной бахромой.
2-й: Разукрашен листьями
И рябины кистями
А из ягод алых
Бусы, как кораллы!
3-й: Осенью бывают ясные деньки,
Листики порхают, словно мотыльки.
4-й: Нити паутинки на кустах блестят,
Льется на тропинку жёлтый листопад.
Если день прозрачный, ясный
Осень, осень – ты прекрасна!
Осень: Какие вы ребята молодцы! Мне у вас очень понравилось, но мне пора
в лес.
У меня ещё много дел в лесу. Обещаю всем вам я, что чудесные подарки
ожидают вас, друзья! Спелых яблок вам даю и за все благодарю!
Воспитатель: Спасибо! До свидания Осень.
Заключительная часть
Воспитатель: - Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как
называется наше занятие.
Воспитатель: - Что нового вы узнали сегодня на занятии? С каким
композитором познакомились?
Воспитатель: - Какое произведение слушали? Что вам понравилось больше
всего?
Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к
временам год.
Будем наблюдать изменения в природе на экскурсиях. Будем слушать музыку
П. И. Чайковского из альбома «Времена года», рисовать картины.
Воспитатель: Ой, ребята, а я ведь забыла про гостинцы от Осени! Да как
много, на всех хватит. (Раздаёт яблоки детям)