Автор: Гайсина Альбина Ильшатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№ 30
Населённый пункт: Лениногорск, Татарстан, Лениногорский район
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с
ФГОС»
Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем
сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах,
установленных закономерностях.
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру: постановка проблемы,
которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
мира..
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой
метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод
является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания
мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду
заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения;
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,
развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.),
стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует
восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами
математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира
и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном
возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и
потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие
дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой,
распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей
действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по
изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление
детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-
образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком,
позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные
действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о
ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами,
стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду
предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы
и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не
знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же
время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни
природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально
дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под
руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения
опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного
воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в
дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим
условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,
безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только
существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления,
возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
"Как я это делаю"?, "Почему я это делаю именно так, а не иначе"?, " Зачем я это делаю, что
хочу узнать, что вышло в результате"?.
Обратим внимание также на структуру занятия-экспериментирования, которое имеет
такие последовательные структурные элементы:
1. Постановка исследовательского задания в виде того или другого варианта проблемной
ситуации.
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, которые помогают организовать
остальных, которые комментируют ход и результаты совместной деятельности детей в
группах.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
с целью привлечения детей к экспериментальной деятельности в группе можно
организовать уголок для проведения самостоятельного экспериментирования детьми.
Уголок экспериментирования включает такие компоненты:
1. Компонент дидактический: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
серии картин с изображением разных предметов; книги познавательного характера,
атласы; тематические альбомы; коллекции, мини-музей "Часы".
2. Компонент оборудования:
- природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и
тому подобное;
- бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и
тому подобное;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали
конструктора и тому подобное;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и тому подобное);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные
палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное;
сыто, воронки, половинки мыльниц, «помощники»: увеличительное стекло, песочные
часы, микроскопы, лупы − клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки,
тряпки.
3. Компонент стимулирующий: мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; личные блокноты
детей для фиксации результатов опытов; карточки-подсказки, знаки "Что можно, что
нельзя", персонажи, которым свойственные определенные черты, от имени которого
моделируется проблемная ситуация.
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М.
1999. 2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. 3.
Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей
группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).