Напоминание

"Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС"


Автор: Гайсина Альбина Ильшатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№ 30
Населённый пункт: Лениногорск, Татарстан, Лениногорский район
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с

ФГОС»

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем

сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах,

установленных закономерностях.

Детский эксперимент должен иметь следующую структуру: постановка проблемы,

которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

мира..

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой

метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод

является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания

мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду

заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как

постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и

классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения;

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,

развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.),

стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует

восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами

математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира

и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном

возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и

потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие

дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой,

распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей

действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по

изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление

детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-

образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком,

позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные

действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о

ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами,

стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду

предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы

и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не

знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же

время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни

природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально

дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под

руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения

опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного

воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в

дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим

условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,

безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только

существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления,

возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

"Как я это делаю"?, "Почему я это делаю именно так, а не иначе"?, " Зачем я это делаю, что

хочу узнать, что вышло в результате"?.

Обратим внимание также на структуру занятия-экспериментирования, которое имеет

такие последовательные структурные элементы:

1. Постановка исследовательского задания в виде того или другого варианта проблемной

ситуации.

2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления

экспериментирования.

3. Уточнение плана исследования.

4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, которые помогают организовать

остальных, которые комментируют ход и результаты совместной деятельности детей в

группах.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

с целью привлечения детей к экспериментальной деятельности в группе можно

организовать уголок для проведения самостоятельного экспериментирования детьми.

Уголок экспериментирования включает такие компоненты:

1. Компонент дидактический: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

серии картин с изображением разных предметов; книги познавательного характера,

атласы; тематические альбомы; коллекции, мини-музей "Часы".

2. Компонент оборудования:

- природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и

тому подобное;

- бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и

тому подобное;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали

конструктора и тому подобное;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и тому подобное);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные

палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное;

сыто, воронки, половинки мыльниц, «помощники»: увеличительное стекло, песочные

часы, микроскопы, лупы − клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки,

тряпки.

3. Компонент стимулирующий: мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; личные блокноты

детей для фиксации результатов опытов; карточки-подсказки, знаки "Что можно, что

нельзя", персонажи, которым свойственные определенные черты, от имени которого

моделируется проблемная ситуация.

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М.

1999. 2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. 3.

Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей

группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).



В раздел образования