Напоминание

Упражнения для развития музыкальных способностей детей


Автор: Епифанова Татьяна Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОО ДО Центр дополнительного образования
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Упражнения для развития музыкальных способностей детей
Тема: Упражнения для развития музыкальных способностей детей
Дата публикации: 05.03.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования Центр дополнительного образования

Упражнения для развития

музыкальных способностей детей

Методическая разработка

Автор-составитель Епифанова Татьяна Петровна,

педагог дополнительного образования, МБОО ДО ЦДО.

Мыски 2021

В работе представлены методические рекомендации по развитию слуха,

чувства ритма и лада, умению понимать музыку, петь, двигаться.

Данная

работа

представляет

интерес

для

педагогов

дополнительного

образования, учителей музыки, музыкальных работников ДОУ.

2

Содержание.

Введение………………………………………………………………………..3

1.В мире загадочных звуков (определяем свойство звука, развиваем

динамический, звуковысотный, тембровый слух и чувство ритма)…………4

2.Волшебной музыки страна (учимся слушать и слышать музыку, развиваем

музыкальную восприимчивость)………………………………………………4

3.С песенкой по - лесенке (развиваем музыкальные способности в пении).6

4.Твори и фантазируй (развиваем творческие способности)………………13

Заключение…………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………….17

3

Введение.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё, для того, чтобы

видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать

все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к

собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом

леса, листьев, завываниям ветра. Люди учились различать интонацию,

высоту, длительность звука. Из необходимости и умения слушать и слышать

рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство.

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить

каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его

ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка

детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь! Педагоги,

музыканты

пришли

к

мнению

о

том,

что

задатки

к

музыкальной

деятельности

(т.е.

физиологические

особенности

строения

организма,

например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно

они составляют основу развития музыкальных способностей. Считается

доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения

созданы необходимые условия. То это даёт значительный эффект в

формировании его музыкальности.

Пояснительная записка.

Исследование известных учёных, педагогов доказывает возможность и

необходимость формирования и ребёнка у ребёнка памяти, мышления,

воображения с очень раннего возраста. Музыка влияет на интеллектуальное

развитие, ускоряет рост клеток, влияет на эмоциональное самочувствие

ребёнка. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в

детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как

части его общей духовой культуры в будущем.

В предлагаемой методразработке подобраны игровые упражнения,

которые помогут взрослому научить ребёнка искусству слышать музыку.

Цель работы: сформировать и развить музыкальные творческие

способности у детей младшего возраста.

Задачи: а) развивать у детей основные музыкальные способности,

воспитание

эмоциональной

отзывчивости

на

музыку,

обогащение

музыкальных представлений.

б) развивать чувство ритма, музыкальный слух, интерес к

определённым явлениям действительности, нравственно – эстетическое

отношение к окружающему.

в) формирование простейших навыков в различных видах

музыкальной деятельности.

4

1. В мире загадочных звуков.

Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет,

живой организм, в том числе и человеческий.

Звуки делятся на две важные группы: звуки шумовые (от слова шум,

шуметь), и звуки музыкальные (от слова музыка). Из музыкальных звуков

складывается любая песня, музыкальное произведение, любая мелодия. У

таких звуков и название особое – мелодичные. Каждый музыкальный звук

обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и

любой шумовой от музыкального. Из высоких и низких звуков складывается

мелодия.

1. Игра «Музыкальные загадки»

Игровой материал. Дудочка, бубен, барабан, металлофон, треугольник,

ложки, маракасы, колокольчик, гармошка.

Ход игры. Играющие сидят за столом, на столе разложены

музыкальные и шумовые инструменты. Взрослый – ведущий проигрывает

мелодию или ритмичный рисунок, на каком-либо инструменте. Ребёнок

отгадывает.

2. Игра «Укрась музыку».

Игровой материал. Проигрыватель с дисками вокальной музыки

знакомой детям: детские музыкальные инструменты (дудочка, треугольник,

барабан, колокольчики, бубен, маракас, гармошка и др.)

Ход игры. Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет

настроение музыки, и выбирает инструмент, который звучит, подыгрывает на

выбранном инструменте, украшая музыку.

3. Игра «Кошка Мурка и музыкальные игрушки».

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик,

музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт

оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и

принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они

узнают их по звучанию.

Взрослый незаметно от детей (за ширмой) играет на музыкальных

игрушках. Дети узнают название инструментов (шумовой или музыкальный).

Кошка даёт ребёнку игрушку, тот звенит колокольчиком, постукивает

музыкальным молоточком, играет на дудочке.

2. Волшебной музыки страна

Медленно, очень тихо, словно боясь потревожить кого-то, в вашу

комнату входит музыка… знакомая, любимая. Ощущение удивительного

5

покоя и счастья охватывает вас, отступают заботы, далеко уносятся тревоги и

печали.

Помните, обязательно помните, что музыка всегда начинается с

Тишины! В ней она рождается и растворяется тоже в ней. Есть такое

человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Если вы хотите,

чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности,

попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь

вместе с ним!

Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему ребёнку войти в

огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

Игровые задания активизируют слуховое восприятие и помогут

почувствовать выразительность услышанного.

На первых порах не следует слушать крупные музыкальные

сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом

за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано.

Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или

инструментальная

(которая

исполняется

на

различных

музыкальных

инструментах). Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить

динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они

выразительным исполнение музыкального произведения.

Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда

подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел

поделиться.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием,

выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать

ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных

солистов

и коллективов,

смотреть спектакли с

различным составом

исполнителей. Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не

только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же

самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы

легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения,

тем они с каждым разом всё больше и больше нравятся.

1. Игра «Волшебный мешочек»

Цель. Развивать музыкальную память.

Игровой

материал.

Небольшой

красиво

оформленный

аппликационный мешочек. В нём игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка,

петушок, птичка. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры. Участников может быть любое количество. «Дети, - говорит

взрослый, - к нам пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть

здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто

там». Детям проигрывают на любом музыкальном инструменте или напевают

6

мелодии

знакомых

произведений:

«Петушок»,

«Кошка»,

«Собачка»,

«Птичка» и др.

Дети

узнают

музыку,

кто-либо

из

них

достаёт

из

мешочка

соответствующую игрушку и показывает всем.

2. Прослушайте с детьми музыкальное произведение «Клоуны» Д.Б.

Кабалевского

и поговорите с ним о музыке. Спросите у ребёнка, как

называются артисты в цирке. Которые веселят публику разными шутками.

Конечно, клоуны. Композитор К.Б. Кабалевский сочинил для детей пьесу,

которую назвал «Клоуны». Попросите ребёнка прислушаться и сказать, чем

подходит эта музыка для клоунов. Почему он так называется. Попросите

ребёнка нарисовать к этой музыкальной пьесе картинку.

3. Игра «Кто подошёл к терему».

Игра развивает у детей умение запомнить и различать музыкальные

произведения. Для игры потребуется картинка (лучше из картона) с

изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка

нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.

Ход игры. Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле теремок-теремок,

он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать

мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти.

Отгадав музыкальную загадку, ребёнок, пользуясь выдвижной лентой,

показывает взрослому свой вариант ответа.

3. С песенкой по лесенке.

Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы

драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент –

голос.

Именно

голос

способен

стать

основой,

фундаментом

всей

музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться

правильно, владеть этим инструментом.

Обучать ребёнка пению лучше всего используя для этого свой

собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать,

старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем

младше ребёнок, тем более лёгким должен быть песенный репертуар.

Помните, что объём детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей

тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует очень

осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к более сложному,

словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского

мастерства.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать

помощь вашему ребёнку в овладении навыками выразительного пения.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите,

справится ли с ними ребёнок, соответствуют ли они возможностям его

7

голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребёнку, пение её может

принести большой вред, если она не отвечает особенностями возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с

музыкальной

грамотой.

Как

мудрый

педагог,

сначала

внимательно

разберитесь

в

особенностях

текста,

мелодии,

предугадайте

варианты

возможных ошибок ребёнка.

При

подборе

песенного

репертуара

учитывайте

следующее.

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребёнка.

2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите

сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в

дальнейшем нужно объяснить ребёнку).

3. В мелодии песни найдите сложные по ритмичному рисунку такты.

Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой

мелодии, (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической

линии).

4. Обратите внимание на протяжность музыкальных фраз. Помните,

темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого.

Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может

оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны

быть короткими, чтобы ребёнку не приходилось разрывать их в процессе

пения для нового вдоха.

5. Объём звуков мелодии песни не должен превышать возможностей

певческого диапазона голоса ребёнка. У детей 3 – 4 лет – это всего 4 – 5

звуков, у детей 6 – 7 летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).

В пределах возрастного диапазона голос ребёнка звучит естественно,

ненапряжённо, без перегрузки.

Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споёте ребёнку

песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким,

выразительным. Только при этом условии у ребёнка появится интерес и

желание выучить песенку.

Разучивая с детьми песню, помните:

1. Мелодию начинать разучивать без текста на какой-нибудь слог,

например «ля» (в таком случае всё внимание ребёнка будет сосредоточено на

звуковысотной линии).

2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном

темпе, чтобы ребёнок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова,

особенно трудные для произношения.

3. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за

губами ребёнка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает

и хорошо открывающийся рот.

4. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных

вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в лёгких

желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому

можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на пламя свечи как можно

8

дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми

пушинками - парашутиками знакомого всем одуванчика.

5. Перед пением голос должен быть «разогрет».

Для этого

используются небольшие, на трёх-пяти звуках, распевки. Это может быть

«Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек.

Постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки,

например «Две тетери», «Птица и птенчики» и др.

6. Правильное положение корпуса ребёнка во время пения помогает

исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив

плечики, руки спокойно положить на колени. При таком положении корпуса

вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на

процессе пения.

Зайка.

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком.

«Заинька, не беги –

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Не спеши в лесок,

Иди к нам в хоровод

Веселить народ!»

В процессе пения у ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость

на песню игрового, весёлого характера. Обратить внимание на правильное

произношение гласных в словах «по тропинке», «скачет», «тебе», «поясок»,

«не спеши», «в лесок», «веселить» и согласных в конце слов «хоровод»,

«народ», «лесок», «поясок», «кувырком».

9

Паровоз.

Паровоз кричит: «Ду-ду!

«Так-так-так,

Я иду, иду, иду!»

Так-так-так,

А вагоны стучат,

Так-так-так,

А вагоны говорят:

Так-так-так!»

Ребёнок учится передавать весёлый характер песни, петь естественным

голосом, без крика, вырабатывать активную артикуляцию. Развивается

правильный глубокий выдох в конце фраз во время протягивания гласных на

конце слов «ду-ду», «иду».

Колыбельная.

Баю-баю, баю-бай!

Спи, мой мишка, засыпай.

Ты скорей закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю-баю, баю-бай!

Спи, мой мишка, засыпай!

Дети учатся петь ласково, очень напевно, брать дыхание по показу

взрослого (после каждой музыкальной фразы).

Песенка о весне.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели:

«Чив-чи-чив, пришла весна!»

10

Мы вчера нашли подснежник

На проталинке лесной.

Голубой цветочек нежный

Пахнет солнцем и весной.

Песня имеет светлый, лирический характер. Исполнять её нужно лёгким

звуком, в оживлённом темпе. В конце слов согласные необходимо

произносить очень отчётливо. Следует объяснить слово «проталинке».

Андрей – воробей.

Андрей – воробей,

Не клюй песок,

Не гоняй голубей,

Не тупи носок,

Гоняй галочек Пригодится носок

Из-под палочек.

Клевать колосок.

Песня учит воспринимать шуточный характер музыки. Ребёнок должен

точно передавать ритмический рисунок попевки, построенном на одном

звуке.

Дождик.

Кап-кап! Кап-кап!

Дождь закапал на цветы,

На деревья, на кусты.

Дождик-дождь, что ты льёшь?

Нам гулять не даёшь!

Прибежали мы домой!

Вот так дождик! Ой-ой-ой1

Дождик-дождь, что ты льёшь?

Нам гулять не даёшь!

11

Он стучит к нам в окно,

Стало в комнате темно.

Дождик-дождь, что ты льёшь?

Нам гулять не даёшь! (2 раза)

У детей развивается эмоциональная отзывчивость на песню весёлого

характера. Исполняется она лёгким звуком, подвижно. Мелодия движется

скачкообразно, и в этом заключается определённая трудность, которую

может испытывать ребёнок при пении. Эти фрагменты песни желательно

пропевать отдельно, подключая жест руки (высокий звук - рука вверху,

низкий – внизу).

Смелый пилот.

Вырасту, буду

Лётчиком смелым.

Нет для мальчишки

Лучшего дела.

Песня

развивает

чистоту

интонирования.

Ритмический

рисунок

желательно прохлопать, пропевая мелодию на какой-либо слог.

Барашеньки.

Барашеньки – крутороженьки

По горам ходят,

По лесам бродят,

В скрипочку играют.

Ваню потешают.

2 раза

Песня исполняется на одном звуке. Дети учатся определять долгие и

короткие звуки, удерживать интонацию на одном часто повторяющемся

звуке, точно передавать голосом чередование коротких и долгих звуков.

Жучка и кот.

12

В погреб лезет Жучка,

С нею кот

Если в небе тучка –

Дождь пойдёт.

Ребёнок тренируется в чистом интонировании постепенного движения

мелодии вверх и вниз. Песня сначала разучивается в замедленном темпе.

Может быть использована как распевка.

Дятел.

Тук, тук, тук-тук-тук.

Мы в лесу слыхали стук.

Тук, тук, тук-тук-тук,

Это дятел сел на сук.

Тук-тук-тук, тук-тук, тук, тук, тук. (2 раза).

Разучив песню, ребёнок учится передавать весёлый характер музыки,

петь лёгким подвижным звуком.

Ехали медведи.

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ним кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

Едут и смеются,

Пряники жуют.

Песня

должна

быть

исполнена

весело,

подвижно.

Её

можно

использовать в качестве распевки для «разогревания» голоса перед другой

песней.

13

Гуси – гусенята.

Гуси – гусенята в лесочке. – Га-га-га!

Красные надели чулочки. – Га-га-га!

И пошли гуськом, чтоб напиться. - Га-га-га!

Свеженькой воды из корытца. – Га-га-га!

Напились воды десять братцев. – Га-га-га!

Начали в корыте купаться. – Га-га-га!

Гуси - гусенята сердиты. – Га-га-га!

Очень близко дно у корыта. – Га-га-га!

Песня исполняется в спокойном движении, дети учатся удерживать

чистоту интонации на повторяющихся звуках и различных окончаниях фраз.

Прежде чем начинать разучивание песни, хорошо провести игру на

звукоподражание, когда дети высокими голосами поют «га-га-га», подражая

гусиному крику.

Бай, качи, качи.

Бай, качи, качи, качи!

Глянь баранки, калачи.

Глянь баранки, калачи

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам осталися бараночки.

14

Песня должна исполняться напевно, в умеренном темпе. Необходимо

обращать внимание на работу артикуляционного аппарата (рот нужно

хорошо открывать, слова произносить чётко и ясно). Взрослым следует

помнить, что русские народные песни такого типа хорошо развивают

протяжность исполнения, так как содержат в своём тексте большое

количество гласных звуков. Напевность достигается за счёт «переливания»

одного гласного в другой, быстро минуя согласный звук. Все обращения,

перечисления, встречающиеся в тексте необходимо интонационно выделять

голосом.

Конь.

У меня есть конь,

Это конь-огонь!

Но! Но! Но! Но!

Это конь-огонь! 2 раза.

Я скачу на нём,

На коне моём.

Но! Но! Но! Но!

На коне моём. 2 раза.

Дети упражняются в получении навыка чистого интонирования

поступенного движения мелодии вниз. От детей необходимо добиться

точного попадания голоса на верхние звуки (слог «но»). Желательно

исполнять

песню

в

подвижном

темпе,

выразительно.

Возможно

использование игрового упражнения: «скачем на лошадке»; взрослый

предлагает детям на высокой позиции голоса проговорить «но»!

Большое значение для активного проявления ребёнка в певческой

деятельности имеют красочные пособия, которые можно использовать в

различных играх.

«Музыкальный урок»

Для игры потребуется любой неозвученный музыкальный инструмент,

например, пианино с «немой» клавиатурой (можно нарисовать клавиатуру и

положить её на детский столик) и звуковая книжка (вместо звуковой книжки

возможно использование звуковых картинок).

Ход игры. Ребёнок усаживает рядом с собой любимые игрушки, ставит

на пюпитр (подставку) звуковую книжку (это импровизированные ноты) и

проводит со своими зайками, кисками, куклами музыкальное занятие. Он

поёт им любимые песни, подыгрывает себе на воображаемом пианино или

15

гармошке, разучивает новые песни, просит повторить, прохлопать ритм. За

ответы ребёнок ставит своим игрушкам отметки.

«Весёлые нотки»

Для игры используется игрушечный телевизор. Игра проводится по

типу передачи «Весёлые нотки». На экране появляются рисунки с

изображением картинок, соответствующих содержанию любимых песен. «За

кадром» исполнитель озвучивает эти песни. Все слушатели реагируют на

выступление громкими аплодисментами.

Примечание. На передней стенке ящика ( из картона или фанеры)

вырезается небольшое окошко – экран. Слева и справа экрана укрепляется

подвижно в вертикальном положении два стержня, на которые наматывается

плёнка-калька (или клеёнка) с нарисованными квадратами по сюжетам песен.

Кадры просвечиваются сзади фонариком или электрической лампочкой.

Можно отдельные кадры-картинки вставлять в прорезь, сделанную на

верхней стенке телевизора.

«Волшебный волчок»

На

большом

картонном

круге

вдоль

его

края

наклеиваются

иллюстрации к песням. В центре круга небольшой фанерный диск со

стрелкой. Направление стрелки показывает, какую песню должен исполнить

ребёнок. Игру можно провести как концерт для именинника.

Примечание. Для поддержания интереса ребёнка к этой игре можно

заменить волчок на другие пособия: музыкальный телефон или волшебный

маятник. Задание при этом прежнее: выбор песни определяется стрелкой

маятника или номером телефона, по которому звонит играющий.

Любое из этих трёх пособий можно использовать для организации

концерта детской самодеятельности. Для этого необходимо заменить

картинки с изображением сюжета песни на рисунки, изображающие вид

исполнительской деятельности: движение ( танцующая пара), игру на

музыкальных инструментах (зайка на балалайке), чтение стихотворения

(ребёнок, читающий стих) и т.д. Стрелка маятника или волчка покажет, какой

номер концертной программы будет исполнен.

4. Твори и фантазируй.

Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и

чувства человека, красоту природы. Выполните с ребёнком такое интересное

задание. Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы

музыка включала в себя элементы изобразительности ( небольшая подсказка

детскому воображению): это могут быть произведения западных классиков

(например, фрагменты из « Времён года Вивальди, некоторые музыкальные

картинки «Карнавала животных» К. Сен-Санса) или произведения для детей

русских и советских классиков: А.Римского-Корсакова, И.Мусоргского,

П.Чайковского, А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Кабалевского.

16

Проанализируйте с ребёнком, каким был характер музыки в начале.

Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки

преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось

произведение – так же, как начиналось, или по-другому? Какие настроения и

переживания оно разбудило?

Теперь предложите ребёнку передать свои впечатления каким-либо

рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает

музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне, выразить свои

чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение

музыки.

Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Для

этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная,

прозрачная музыка требует для своего отображения одних, а громкая,

призывная – совсем

других изобразительных средств. Возможно, в

результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может, просто орнамент

или

цветовая

композиция.

Это

неважно.

Главное,

чтобы

ребёнок

почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи

виолончели, нежные переливы флейты.

Игра «Подбери инструмент»

Пропойте с ребёнком «Песенку о весне» композитора Фрида (см.

раздел «С песенкой по лесенке»). Положите перед малышом несколько

музыкальных инструментов: треугольник, металлофон, дудочку, свистульку.

Предложите

украсить

песню,

сопроводив

каждый

из

куплетов

звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру

к

содержанию куплета

Подобные задания предоставляют ребёнку необходимую для него

возможность творческого самовыражения.

Игра «Нарисуй песню».

Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребёнку и

почему. Попросите его передать содержание любимой песни при помощи

рисунка.

Игра «Музыка для игрушки».

Перед ребёнком разложены имеющиеся у него игрушки (например,

тигрёнок, ёжик, кошка, кукла, собачка и т.п.).

Взрослый включает грамзапись (можно исполнить произведение на

фортепиано). Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный или

быстрый, стремительный), ребёнок подбирает игрушку. Сделав выбор, он

должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а

не другая.

Игровые задания для развития песенного творчества.

17

1. Попросить ребёнка петь, самостоятельно находя то высокие

интонации (поёт маленькая кукушка, мяукает котёнок и т.д.), то более низкие

(поёт большая кукушка, мяукает кошка и т.д.).

2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна

(тра-та-та).

3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и

ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.

4. Петь своё имя

(или другие имена0 на 2-х звуках, передавая

разнообразные интонации.

«Пчела жужжит».

У пчелы полно хлопот.

Добывать ей надо мёд.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит:

«Жу – жу - жу, жу – жу - жу».

Детям предлагается послушать песню, высказаться о её характере.

Взрослый должен спеть звукоподражание, используя различные варианты, а

затем дать ребёнку задание нарисовать пчёлку и придумать свою «песенку

пчелы» на слоги «жу – жу…»

«Самолёт».

Что там, в небе летит?

Что там, в небе гудит?

У-у-у. у-у-у, у-у-у, у-у-у.

Взрослый знакомит детей с песней и показывает, как можно по-новому

спеть окончание мелодии, меняя 2-3 раза ритмический рисунок и мелодию.

Предлагает детям по-разному спеть музыкальную фразу на звук «у».

«Пароход гудит».

Машет с пристани народ,

Отплывает пароход.

Отплывает пароход,

Над рекой гудит гудок.

У-у!..

Предложите детям послушать песню, обратите их внимание на то, что

звукоподражание построено на двух контрастных звуках (низком и более

высоком).

18

Заключение.

Музыкальность – это комплекс способностей, позволяющий человеку

активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности:

слушание музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое

чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет

слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют

подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального

искусства.

Однако главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти

способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности,

сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная

наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать

музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным

творчеством.

Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более

музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем

радостнее и желаннее новые встречи с ней!

19

Список литературы.

1.Ветлугина Н. «Музыкальный букварь» г. Москва: Музыка 1969г

2. Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников».

г. Москва «Просвещение» 1985г.

3. Кононова Н. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

г. Москва: Просвещение 1982г.

4. Михайлова М.А. «Поём и танцуем».

г. Ярославль «Академия развития» 1996г.

5. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей».

г. Ярославль «Академия развития» 1997г.

.

20



В раздел образования