Напоминание

"Разноуровневое обучение"


Автор: Тимахович Сергей Степанович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение №281 ФСИН
Населённый пункт: п. Октябрьский Красноярского края
Наименование материала: доклад
Тема: "Разноуровневое обучение"
Дата публикации: 05.03.2021
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад.

«Создание ситуации успеха на учебном занятии как фактор повышения качества в

подготовке квалифицированных рабочих» при использовании такой формы педагогической

технологии как - «Разноуровневое обучение».

Автор: Тимахович Сергей Степанович.

Федеральное

казенное

профессиональное

образовательное

учреждение

281

Федеральной

службы

исполнения

наказаний

(ФКП

образовательное

учреждение

№ 281 ФСИН), мастер производственного обучения.

На протяжении последнего столетия формы обучения менялись и трансформировались.

Работа над усовершенствованием форм и методов обучения привела к тому, что большинство

стран остановились на групповой методике с комплексным применением разных типов и

приемов обучения теории и практике.

Практические занятия играют важную роль в процессе обучения. Значение их состоит в

том, что они способствуют развитию у обучающихся умения применять теоретические знания

во время выполнения работ учебной практики, вести непосредственно наблюдения за

происходящими процессами и явлениями и на основе анализа результатов наблюдения учатся

самостоятельно делать выводы и обобщения. Здесь обучающиеся приобретают самостоятельно

знания и практические навыки обращения с приборами, материалами, оборудованием. Задача

мастера — методически правильно организовать выполнение обучающимися работ учебной

практики, умело направить их деятельность, обеспечить занятие необходимыми инструкциями,

методическими

пособиям,

материалом

и

оборудованием;

четко

поставить

учебно-

познавательные цели занятия. Важно также, при проведении занятий учебной практики ставить

перед обучающимися вопросы творческого характера, требующие самостоятельной постановки

и решения проблемы. Мастер осуществляет контроль за работой каждого обучающегося,

оказывает помощь тем, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации, всемерно

поддерживает активную познавательную деятельность всех обучающихся.

Таким

образом,

практическое

занятие

-

это

основной

вид

учебных

занятий,

направленный на формирование у обучающихся профессиональных практических умений и

навыков, от качества которых будет зависеть их дальнейшая успешность и востребованность

на рынке труда.

В нашем случае предполагается ведение занятий учебной практики с

группой

разновозрастных обучащихся, имеющих различный уровень подготовки и отбывающих

наказание в исправительном учреждении.

Обучать всю группу в такой ситуации на одном, самом высоком уровне, очень трудно.

Обучающиеся в силу своих разноуровневых способностей, подготовленности, реального фонда

знаний, умений и навыков, не готовы к единому темпу работы. Обучающиеся с низкими

учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше

внимания со стороны мастера, больше времени на выполнение заданий, больше различных

упражнений, чем обучающимся с высокими учебными возможностями. Обучающиеся же с

высокими учебными возможностями нуждаются не в увеличении количества заданий, а в

усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми

способствует их развитию и усвоению знаний на более высоком уровне. В таком случае для

максимальной эффективности учебной деятельности обучающихся рассмотрим использование

такой формы педагогической технологии, как разноуровневое обучение.

Технология разноуровневого обучения предполагает предоставление возможности

каждому обучающемуся развить имеющиеся у него потенциальные возможности. Для этого

обучающиеся распределяются на группы, как правило, по быстроте и легкости усвоения

предмета, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в

группах уровня А, Б, В, что дает возможность обучающемуся овладевать учебным материалом

на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных

особенностей личности каждого обучающегося.

На первых занятиях учебной практики с помощью тестовых заданий, личных бесед

проверяется уровень знаний и потенциальных возможностей обучающихся. Затем происходит

условное деление их на три группы:

А- обучающиеся с высокими учебными способностями, показателями успеваемости по

определенным предметам, мотивацией, умеющие хорошо работать.

Б -обучающиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с

помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной

работоспособностью, учебной мотивацией, интересом.

В - обучающиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации

учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений

нового на

занятии),

сформированности познавательного интереса,

мотивации

учения,

показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях.

Это должно помочь в подборе дифференцированных заданий для этих групп

обучающихся.

Другими словами технология разноуровневого обучения позволяет подходить к каждому

индивидуально, в том числе и к тем учащимся, которые от рождения обладают высоким

интеллектом или замедленными динамическими характеристиками.

При проведении занятий учебной практики нам, так или иначе, приходится использовать

приемы технологии разноуровневого обучения для организации учебного процесса в силу того,

что обучение лиц, находящихся в местах лишения свободы имеют свои специфические

особенности.

Реализация

же

технологии

разноуровневого

обучения

в

полном

объеме

мне

представляется затруднительным. Среди отрицательных моментов находятся: специфика

исправительного учреждения, подавляющее большинство обучающихся

трудоустроены в

рабочих бригадах и время проведения учебной практики совпадает с их рабочим временем,

недостаточная разработка системы заданий, применяемых во время проведения урока, а также

принципов

их

построения

по

различным

дисциплинам,

что

необходимо

мастерам

производственного обучения для освоения данной технологией. Отсутствие окончательно и

основательно разработанных методов и форм разноуровневого обучения, способов построения

урока по различным профессиям, методов и форм контроля, проводимого в условиях ТРО, в

частности, тестов, которые позволяют объединить психологические и педагогические способы

уровня развития и обучаемости учеников. Требует большой затраты времени, а несовершенство

диагностики может привести к неправильному распределению по группам, вероятности

появления социального неравенства, невозможности охватить одним мастером каждого

обучающегося из-за их количества (20-25 человек).

В заключении хочется отметить что, как и любая другая форма педагогической

технологии разноуровневое обучение имеет и свои достоинства.

Достоинства - дает возможность создавать ситуацию успеха и адаптировать учебный процесс к

познавательным возможностям обучающихся, позволяет изучить такие свойства

личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого

ученика.

Используемая литература:

1.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные

технологии в системе образования. -М., 2008 - с. 266-297.

2.

Кукушин В.С. Теория и методика обучения - Ростов-на -дону., 2005 - С.222-229.



В раздел образования