Автор: Алёшина Ирина Дмитриевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Увельский
Наименование материала: Конспект урока по математике
Тема: Умножение обыкновенных дробей
Раздел: среднее образование
Урок 6. Тема: Умножение обыкновенных дробей.
На прошлом уроке мы закрепляли материал, как складывать и вычитать смешенные дроби. Для обоих
случаев у нас были алгоритмы, которые нужно было знать. Обыкновенные дроби складывать и вычитать
мы научились ещё раньше. Сегодня мы научимся умножать обыкновенные дроби. Но сначала вспомним, и
решим несколько примеров.
Пример 1. а) Сократите дроби:
24
50
=______;
24
96
= ______
(решение в конце)
Вычислите:
б)
2
6
+
7
9
=_______ ; в) 5
2
3
– 3
1
3
=________; г) 11
1
8
– 4
5
6
= __________
«Чтобы перемножить дроби, нужно числитель умножить на числитель, а знаменатель на знаменатель».
Например:
2
5
∙
7
9
=
2∙ 7
5 ∙ 9
=
(сократить ничего нельзя)
=
14
45
,
попробуйте решить несколько примеров
сами:
Пример 2.
а)
2
9
∙
4
5
=________; б)
1
2
∙
9
14
=________; в)
13
23
∙
17
31
=________
(решение в
конце)
Но иногда, дроби можно сокращать, и это нужно делать на втором шаге, например
3
16
∙
4
9
=
3∙ 4
16 ∙ 9
,
на этом
шаге, мы должны остановиться и посмотреть, а не сокращаются ли дроби? Можно увидеть, что 3 и 9 можно
разделить на 3, а 4 и 16 можно разделить на 2 и на 4 (всегда лучше выбирать самое большое число,
выбирая между 2 и 4, нужно выбрать 4). И мы числа, которые сокращаем - зачёркиваем, а рядом пишем что
получилось:
, проверили, в конце получилась несократимая
правильная дробь, значит, решение на этом заканчивается.
Если вдруг, вы сократили дроби, но не до конца, то в ответе можно будет ещё сократить, рассмотрим такой
пример:
, тут мы могли сократить 14 и 42 на 14, но мы
сократили на 7, из-за этого в ответе у нас получилась сократимая дробь, и мы сократили её ещё раз.
Можно записывать следующим образом
, тут мы полученные числа 2 и
6 сократили ещё раз на 2.
Попробуйте решить следующие примеры сами.
Пример 3. а
)
2
9
∙
3
4
=________; б)
1
2
∙
4
17
=________; в)
13
35
∙
21
26
=_________
(решение в
конце)
Сформулируем правило умножения дробей. «Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их
числители и их знаменатели и первое произведение записать числителем, а второе — знаменателем»
Записать в тетрадь нужно следующее:
a
b
∙
c
d
=
a ∙ c
b∙ d
.
Ответы на примеры из классной работы:
Пример 1. а) Сократите дроби:
24
50
=
12
25
;
24
96
=
1
4
Вычислите:
б)
2
6
+
7
9
=
20
18
=
10
9
=
1
1
9
; в) 5
2
3
– 3
1
3
=2
1
3
; г) 11
1
8
– 4
5
6
= 6
7
24
Пример 2.
а)
2
9
∙
4
5
=
8
45
; б)
1
2
∙
9
14
=
9
28
; в)
13
23
∙
17
31
=
221
713
Пример 3. а
)
2
9
∙
3
4
=
1
6
; б)
1
2
∙
4
17
=
2
17
; в)
13
35
∙
21
26
=
3
10