Напоминание

Групповое обучение


Автор: Кошелев Андрей Анатольевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение №281 ФСИН
Населённый пункт: п. Октябрьский Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Групповое обучение
Дата публикации: 28.02.2021
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад.

«Создание ситуации успеха на учебном занятии как фактор повышения качества в

подготовке

квалифицированных

рабочих»

при

использовании

такой

формы

педагогической технологии как - « Обучение в сотрудничестве».

Автор: Кошелев Андрей Анатольевич.

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 281

Федеральной службы исполнения наказаний (ФКП образовательное учреждение

№ 281 ФСИН), мастер производственного обучения.

Форма

обучения

предполагает

организованное

взаимодействие

обучающего

(преподавателя, мастера) и обучающегося, либо взаимодействие между обучающимися в

ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков.

Немного истории. Самой древней формой обучения является индивидуальная. Суть

ее заключалась в том, что обучаемые выполняли задания учителя индивидуально, работая

у себя дома, либо в доме учителя. Массовое обучение стало возможным с появлением в

Европе классно-урочной формы обучения. Возрастающая потребность общества в

грамотных людях привела к развитию индивидуально-групповой формы обучения,

которая предполагала ведение занятий с группой разновозрастных учащихся, имеющих

различный уровень подготовки.

Групповая

форма

работы

обучающихся

на

уроке

наиболее

применима

и

целесообразна при проведении занятий учебной практики.

Рассмотрим главные признаки групповой работы обучающихся, ее достоинства и

недостатки, а также возможность применения данной технологии при организации

учебного процесса учебной практики в ИК-42:

обучающиеся на данном уроке делятся на группы для решения конкретных

учебных задач;

каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо

дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным

руководством лидера группы или мастера;

задания в группе выполняются таким способом, который позволяет

учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с

максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться

учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы

непостоянный. Он может меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей

работы. При этом не менее половины его должны составлять обучающиеся, способные

успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных

предметах и подбираются они по принципу объединения обучающихся разного уровня

обученности, информированности по данному предмету, совместимости обучающихся,

что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг

друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу обучающихся.

Однородная

групповая

работа

предполагает

выполнение

небольшими

группами

обучающихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение

различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается

совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы обучающихся на уроке учебной практики в

значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней

обучающемуся как со стороны мастера, так и обучающихся-консультантов. Это

объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной формах урока мастеру труднее

помогать всем обучающимся. Пока он работает с двумя-тремя обучающимися, остальные,

нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем иное положение

таких обучающихся в группе. Они получают помощь и от мастера и со стороны сильных

обучающихся-консультантов в своей группе, и от других групп. Причем помогающий

обучающийся получает при этом не меньшую помощь, чем обучающийся

слабый,

поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость,

закрепляются именно при объяснении своему одногруппнику.

Итак, достоинства групповой организации учебной работы обучающихся на уроке

очевидны. Результаты совместной работы обучающихся весьма ощутимы как в приучении

их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных

качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы

обучающихся идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим

формам.

Каждая

из

рассмотренных

форм

организации

обучения

решает

свои

специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Теперь рассмотрим использование технологии группового обучения применительно

к нашим условиям. В нашем случае многие обучающиеся уже имеют рабочие

специальности и соответствующий профессиональный опыт (умения и навыки). При

организации урока учебной практики я стараюсь определить обучающегося обладающего

знаниями и начальными умениями по данной теме урока. Разъяснив и показав группе

последовательность и правильность выполнения задания, я перехожу к следующей

группе, оставив этого обучающегося в качестве консультанта. В течении урока, у меня

появляется больше времени уделять внимание более слабым обучающимся или группам.

Также, при непонятных моментах при выполнении задания ко мне обращается только

обучающийся – консультант, что позволяет более продуктивно использовать время урока.

Но несмотря на достоинства, групповая форма обучения несет в себе и ряд

недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования

групп и организации работы в них; обучающиеся в группах не всегда в состоянии

самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный

путь его изучения. В результате, слабые обучающиеся с трудом усваивают материал, а

сильные нуждаются в более трудных заданиях. Поэтому, только в сочетании с другими

формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая

форма

организации

работы

обучающихся

приносит

ожидаемые

положительные

результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого

сочетания определяется мастером в зависимости от решаемых на уроке учебных задач,

специфики учебного предмета, его объема и сложности, от специфики группы и

отдельных обучающихся, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля

отношений мастера и обучающихся, отношений обучающихся между собой, их

готовности оказывать друг другу помощь.

Используемая литература:

Столяренко Л. Д. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации

обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 118 с.



В раздел образования