Напоминание

"Я реализую ФГОС"


Автор: Саперова Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: п.Айхал, Мирнинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Я реализую ФГОС"
Дата публикации: 28.02.2021
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

Тип: урок изучения нового материала.

Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.

Цель: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Задачи:

1.

Образовательные:

Учить различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и

словах, учить обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных второго ряда.

2.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику, зрительное восприятие,

фонематическое восприятие,

- совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать

вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в

учебный диалог,

умение использовать в речи слова- приветствия и слова-прощания, выражать свое мнение.

- повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность.

3.

Воспитательные:

- воспитывать чувство сплоченности подгруппы.

Оборудование:

- тетради,

- зеркала,

- картинки героев: Фома и Федор

- мячик,

- цветные карандаши.

- буквы, написанные зеленым и синим цветом

- домик гласных букв

- синие и зеленые флажки,

- карточки

Ход занятия:

Этапы

Содержание этапа

Деятельность детей

1.Организационно-

положительный.

Цель: настрой на работу

- Ребята, встаньте все из-за парт. Посмотрите к

нам сегодня на занятие пришли гости.

Поприветствуем гостей, скажем: «Здравствуйте».

Начнем наше занятие.

Изображают радость.

Изображают удивление.

Здороваются

Беседа о зиме

Цель: развитие

кругозора

- Какое сейчас время года?

- Какое время года будет после зимы?

А какое было перед зимой?

- Назовите зимние месяца.

- Назовите основные признаки зимы.

Артикуляционная и

мимическая

гимнастика.

Цель: развитие

артикуляционной

моторики, речевого

дыхания

Послушаем зимнюю сказку, сделаем упражнения

для языка и губ.

Проснулся язычок. Открыл домик. Вышел на

крылечко. А на улице солнышко ярко светит.

Обрадовался язычок. Лег на крылечко, греется на

солнышке, ему тепло, приятно.

- Чем так пахнет? - удивился язычок

(покажем, как он удивился)

Понюхаем , как пахнет зимой. Глубокий вдох

носом, на выдохе произносим фразу «Ах, как

пахнет зимой!»

Зимой ветер холодный, неласковый . Вот такой: с-

с-с. А весной будет ветерок теплым, ласковым: ш-

ш-ш. Посмотрел язычок за окошко, ветер дует: д-

д-д.

Повторение.

Письмо на ладошке.

Цель: развитие

тактильного

восприятия.

- На какие 2 группы можно поделить звуки?

-Назовите основные признаки гласных звуков. А

теперь согласных.

- Назовите гласные первого ряда, гласные второго

ряда.

Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я

вам напишу.

Гласные и согласные

2.Основной этап.

Постановка проблемы.

Вывод темы.

- На прошлом занятии мы писали словарные

слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки

вы допустили?

Ребята, чтобы научиться правильно писать

подобные слова, необходимо научиться различать

твердые и мягкие согласные, правильно

обозначать мягкость согласного на письме.

Сегодня мы будем учиться различать твердые и

мягкие согласные.

Изучение нового.

А помогут нам в этом два друга Фома и Федор

Оба любят петь песни-звуки.

Фома строгий. Он поет грубым , твердым голосом:

м,н, л,р, д,в…

А Федор добрый, улыбается и поет ласковым,

мягким голосом: мь, нь, ль, рь…

Возьмем зеркала и произнесем звук М вместе с

Фомой: м-м-м.

А теперь с Федором: мь-мь-мь.

-Одинаково ли произносятся эти звуки?

- Какой звук произноситься с большим усилием ,

напряжение губ?

- Какая разница в звучании этих звуков? Какой

звук звучит твердо? А какой мягко?

Звук «М» - твердый, а «МЬ» - мягкий.

На схеме твердые согласные обозначаем синим

цветом (синий –твердый лед), как одежда у Фомы,

а мягкие согласные, как одежда у Федора,

обозначаем зеленым цветом (зеленая мягкая трава)

На письме какой буквой обозначаются звуки «М»,

«МЬ»

- Произнесем твердый звук Л. А теперь мягкий

ЛЬ.

- Какой звук произносится с большим усилие,

напряжение губ, языка?

Мы можем сделать вывод: мягкие звуки

произносятся с большим напряжением органов

артикуляции, чем твердые.

МЬ

МЬ

Буквой эм

Дифференциация

твердых и мягких

согласных

изолированных звуков

на слух.

- на мягкий звук поднимаете зеленый флажок, а на

твердый- синий:

м, мь, р, н, рь, г, гь….

Дифференциация в

произношении.

Поиграем в игру «Будь внимателен».

По очереди вы будете брать букву, если буква

написана зеленым цветом, то называете мягкий

звук, а если синим, то твердый. Букву не

показывайте. Остальные должны поднять

соответствующий флажок.

Дифференциация

твердых и мягких

согласных в слогах.

Обозначение мягкости

согласных звуков с

помощью гласных 2 –

го ряда

На доске:

МА МО МУ МЭ МЫ

МЯ МЁ МЮ МЕ МИ

- Прочитаем слоги верхней строчки и послушаем,

как звучит согласный в этих слогах

- как звучит согласный?

Подчеркните гласные в этих слогах красным

мелом.

Назовите гласные в 1 ряду. Как называются эти

гласные?

-После каких согласных они пишутся?

- Прочитайте слоги 2ряда.

- Как звучит согласный?

Подчеркните гласные, которые стоят после мягких

согласных. Назовите их.

Вывод: гласные второго ряда обозначают мягкость

впереди стоящего согласного звука

Дифференциация

твердых и мягких

согласных в слогах. На

слух.

Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а

вы показывайте гласную букву: мА, ми, мя, мы,

мо, мэ, ме, му

Дифференциация

твердых и мягких

согласных в слогах. В

произношении

Игра «Наоборот»

МА-ма-ма-мя-мя-мя

Ми-ми-ми-мы-мы-мы

Мо-мо-мо – мё- -мё-мё

Игра «Эхо» с мячом

МА-ма-мя

Мо-мо-мё

Му-мю-му

Ме-ме-мэ

Физ. минутка.

Цель: снять утомление.

Развитие мелкой

моторики.

Сделаем пальчиковую гимнастику.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок,

Ну а вместе кулачок (хвастаемся кулачком)

Дифференциация

твердых и мягких

согласных.

Самостоятельная

работа.

- Поделимся на 2 команды – друзья Фомы и

Федора.

У кого зеленая фишка тот будет другом Фомы, у

кого синяя – Федора.

Работа по карточке.

Друзья мастера Фомы выписывают слоги, в

которых согласный твердый, а Федора- слоги, в

которых согласный звучит мягко.

Са, ва, мА, тю, ре, ли, гы, пле, кря, слы, ста, бли,

пли.

Дифференциация

твердых и мягких

согласных в словах. На

слух.

Встанем у своих мест. Я буду называть слова, а вы

слушайте внимательно. Будем работать со звуками

«М» и «МЬ». Если в слове звук М твердый, то

приседают друзья Фомы, если мягкий - то Федора.

а) муха, мясо, мел, мишка, мышка малина, мяч,

мох, мех, мыло, Мила, молоко

б) мука, тапки, семь, замок, камыш, смех, камень

Дифференциация

твердых и мягких

согласных в словах. В

произношении.

Работа по карточкам.

Назовите картинки. Прочитайте слова. Скажите,

как звучит в словах первый согласный: твердо или

мягко: репа, луч, шуба, перец, липа, роза, лампа,

белка. Спишите слова, подчеркните согласный:

твердый синим цветом, мягкий - зеленым.

Самостоятельна я

работа.

Цель: закрепление

После того, как вы выполните это задание, нужно

будет сделать задание на карточке.

Списать слова парами, подчеркнуть мягкие

согласные.

3. Заключительный

этап.

Цель: подведение

итогов, рефлексия

занятия, развитие

умения употреблять

слова-прощания

- Чему научились на занятии?

-Какие звуки произносим с большим

напряжением?

- Какие гласные обозначают мягкость согласного?

Различать мягкие и

твердые согласные.

Упражнение «До

свидания, друг»

Давайте попрощаемся левой ладошкой и

попрощаемся



В раздел образования