Автор: Саперова Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: п.Айхал, Мирнинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Я реализую ФГОС"
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.
Тип: урок изучения нового материала.
Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.
Цель: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.
Задачи:
1.
Образовательные:
Учить различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и
словах, учить обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных второго ряда.
2.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику, зрительное восприятие,
фонематическое восприятие,
- совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать
вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в
учебный диалог,
умение использовать в речи слова- приветствия и слова-прощания, выражать свое мнение.
- повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность.
3.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сплоченности подгруппы.
Оборудование:
- тетради,
- зеркала,
- картинки героев: Фома и Федор
- мячик,
- цветные карандаши.
- буквы, написанные зеленым и синим цветом
- домик гласных букв
- синие и зеленые флажки,
- карточки
Ход занятия:
Этапы
Содержание этапа
Деятельность детей
1.Организационно-
положительный.
Цель: настрой на работу
- Ребята, встаньте все из-за парт. Посмотрите к
нам сегодня на занятие пришли гости.
Поприветствуем гостей, скажем: «Здравствуйте».
Начнем наше занятие.
Изображают радость.
Изображают удивление.
Здороваются
Беседа о зиме
Цель: развитие
кругозора
- Какое сейчас время года?
- Какое время года будет после зимы?
А какое было перед зимой?
- Назовите зимние месяца.
- Назовите основные признаки зимы.
Артикуляционная и
мимическая
гимнастика.
Цель: развитие
артикуляционной
моторики, речевого
дыхания
Послушаем зимнюю сказку, сделаем упражнения
для языка и губ.
Проснулся язычок. Открыл домик. Вышел на
крылечко. А на улице солнышко ярко светит.
Обрадовался язычок. Лег на крылечко, греется на
солнышке, ему тепло, приятно.
- Чем так пахнет? - удивился язычок
(покажем, как он удивился)
Понюхаем , как пахнет зимой. Глубокий вдох
носом, на выдохе произносим фразу «Ах, как
пахнет зимой!»
Зимой ветер холодный, неласковый . Вот такой: с-
с-с. А весной будет ветерок теплым, ласковым: ш-
ш-ш. Посмотрел язычок за окошко, ветер дует: д-
д-д.
Повторение.
Письмо на ладошке.
Цель: развитие
тактильного
восприятия.
- На какие 2 группы можно поделить звуки?
-Назовите основные признаки гласных звуков. А
теперь согласных.
- Назовите гласные первого ряда, гласные второго
ряда.
Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я
вам напишу.
Гласные и согласные
2.Основной этап.
Постановка проблемы.
Вывод темы.
- На прошлом занятии мы писали словарные
слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки
вы допустили?
Ребята, чтобы научиться правильно писать
подобные слова, необходимо научиться различать
твердые и мягкие согласные, правильно
обозначать мягкость согласного на письме.
Сегодня мы будем учиться различать твердые и
мягкие согласные.
Изучение нового.
А помогут нам в этом два друга Фома и Федор
Оба любят петь песни-звуки.
Фома строгий. Он поет грубым , твердым голосом:
м,н, л,р, д,в…
А Федор добрый, улыбается и поет ласковым,
мягким голосом: мь, нь, ль, рь…
Возьмем зеркала и произнесем звук М вместе с
Фомой: м-м-м.
А теперь с Федором: мь-мь-мь.
-Одинаково ли произносятся эти звуки?
- Какой звук произноситься с большим усилием ,
напряжение губ?
- Какая разница в звучании этих звуков? Какой
звук звучит твердо? А какой мягко?
Звук «М» - твердый, а «МЬ» - мягкий.
На схеме твердые согласные обозначаем синим
цветом (синий –твердый лед), как одежда у Фомы,
а мягкие согласные, как одежда у Федора,
обозначаем зеленым цветом (зеленая мягкая трава)
На письме какой буквой обозначаются звуки «М»,
«МЬ»
- Произнесем твердый звук Л. А теперь мягкий
ЛЬ.
- Какой звук произносится с большим усилие,
напряжение губ, языка?
Мы можем сделать вывод: мягкие звуки
произносятся с большим напряжением органов
артикуляции, чем твердые.
МЬ
МЬ
Буквой эм
Дифференциация
твердых и мягких
согласных
изолированных звуков
на слух.
- на мягкий звук поднимаете зеленый флажок, а на
твердый- синий:
м, мь, р, н, рь, г, гь….
Дифференциация в
произношении.
Поиграем в игру «Будь внимателен».
По очереди вы будете брать букву, если буква
написана зеленым цветом, то называете мягкий
звук, а если синим, то твердый. Букву не
показывайте. Остальные должны поднять
соответствующий флажок.
Дифференциация
твердых и мягких
согласных в слогах.
Обозначение мягкости
согласных звуков с
помощью гласных 2 –
го ряда
На доске:
МА МО МУ МЭ МЫ
МЯ МЁ МЮ МЕ МИ
- Прочитаем слоги верхней строчки и послушаем,
как звучит согласный в этих слогах
- как звучит согласный?
Подчеркните гласные в этих слогах красным
мелом.
Назовите гласные в 1 ряду. Как называются эти
гласные?
-После каких согласных они пишутся?
- Прочитайте слоги 2ряда.
- Как звучит согласный?
Подчеркните гласные, которые стоят после мягких
согласных. Назовите их.
Вывод: гласные второго ряда обозначают мягкость
впереди стоящего согласного звука
Дифференциация
твердых и мягких
согласных в слогах. На
слух.
Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а
вы показывайте гласную букву: мА, ми, мя, мы,
мо, мэ, ме, му
Дифференциация
твердых и мягких
согласных в слогах. В
произношении
Игра «Наоборот»
МА-ма-ма-мя-мя-мя
Ми-ми-ми-мы-мы-мы
Мо-мо-мо – мё- -мё-мё
Игра «Эхо» с мячом
МА-ма-мя
Мо-мо-мё
Му-мю-му
Ме-ме-мэ
Физ. минутка.
Цель: снять утомление.
Развитие мелкой
моторики.
Сделаем пальчиковую гимнастику.
(зажимаем пальчики)
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе кулачок (хвастаемся кулачком)
Дифференциация
твердых и мягких
согласных.
Самостоятельная
работа.
- Поделимся на 2 команды – друзья Фомы и
Федора.
У кого зеленая фишка тот будет другом Фомы, у
кого синяя – Федора.
Работа по карточке.
Друзья мастера Фомы выписывают слоги, в
которых согласный твердый, а Федора- слоги, в
которых согласный звучит мягко.
Са, ва, мА, тю, ре, ли, гы, пле, кря, слы, ста, бли,
пли.
Дифференциация
твердых и мягких
согласных в словах. На
слух.
Встанем у своих мест. Я буду называть слова, а вы
слушайте внимательно. Будем работать со звуками
«М» и «МЬ». Если в слове звук М твердый, то
приседают друзья Фомы, если мягкий - то Федора.
а) муха, мясо, мел, мишка, мышка малина, мяч,
мох, мех, мыло, Мила, молоко
б) мука, тапки, семь, замок, камыш, смех, камень
Дифференциация
твердых и мягких
согласных в словах. В
произношении.
Работа по карточкам.
Назовите картинки. Прочитайте слова. Скажите,
как звучит в словах первый согласный: твердо или
мягко: репа, луч, шуба, перец, липа, роза, лампа,
белка. Спишите слова, подчеркните согласный:
твердый синим цветом, мягкий - зеленым.
Самостоятельна я
работа.
Цель: закрепление
После того, как вы выполните это задание, нужно
будет сделать задание на карточке.
Списать слова парами, подчеркнуть мягкие
согласные.
3. Заключительный
этап.
Цель: подведение
итогов, рефлексия
занятия, развитие
умения употреблять
слова-прощания
- Чему научились на занятии?
-Какие звуки произносим с большим
напряжением?
- Какие гласные обозначают мягкость согласного?
Различать мягкие и
твердые согласные.
Упражнение «До
свидания, друг»
Давайте попрощаемся левой ладошкой и
попрощаемся