Напоминание

ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ ИЛИ КАК ГОТОВИТЬ ДОШКОЛЬНИКА К ЖИЗНИ В БУДУЩЕМ?


Автор: Волкова Ольга Николаевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1579
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ ИЛИ КАК ГОТОВИТЬ ДОШКОЛЬНИКА К ЖИЗНИ В БУДУЩЕМ?
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ ИЛИ КАК ГОТОВИТЬ

ДОШКОЛЬНИКА К ЖИЗНИ В БУДУЩЕМ?

Волкова Ольга Николаевна

старший методист ГБОУ Школа №1579

«…Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников,

даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую

красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство

чувство созидателя

материальных благ, без которых невозможна жизнь человека…»

В. А. Сухомлинский выдающийся советский педагог-новатор, писатель (1918–1970)

Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе.

Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности

и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности. Наверное, не каждый

взрослый знает о таких новых профессиях как: андеррайтер, хед-хантер, сомелье,

эколог-урбанист,

матрицор,

пастижёр,

медиа-байер,

проектировщик

систем

рекуперации,

вальвеолог,

сейлзмен

и

др.

В

ситуации

с

перспективными

и

отживающими профессиями, компетенциями будущего поможет разобраться «Атлас

новых профессий» (рис. 1), который уже широко известен и активно продолжает

развиваться как образовательный ресурс.

В каком возрасте ребёнок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о

профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в

связи с необходимостью выбрать ребёнку сферу дальнейшего образования. Можно ли в

наше стремительное время развития технологий, науки и производства начинать

подготовку уже с детского сада. Насколько целесообразно говорить о профориентации

(даже ранней профориентации) в дошкольном возрасте?

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в

психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром

происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с

взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В

зависимости

от

способностей,

психологических

особенностей,

темперамента

и

характера, от воспитания ребёнка и привития ему ценности труда у детей формируется

система знаний о профессиях, интересы и отношение к определённым видам

деятельности.

1

Рис. 1. Атлас новых профессий.

Есть очень красочное стихотворение «Чем пахнут ремёсла» (рис.2) Джанни

Родари, которое ярко рисует мир профессий для малышей:

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего — маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята!

2

Рис. 2. Чем пахнут ремесла

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые

должны случиться. У дошкольников это два параллельных процесса. Первый –

знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс – это развитие

виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление.

Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном

грузовике – это важный опыт копирования жизни взрослых (рис. 3).

Рис. 3. Сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Но как меняются наши малыши в непредсказуемо быстро изменяющемся

информационном мире? Меняются ли их игры или становятся какими-то другими? В

современном обществе компьютеры и другие электронные устройства есть у каждого.

С самого рождения ребёнок окружен множеством гаджетов – видео-няня, телевизор,

планшет, телефон – всего не перечислишь (рис. 4). Поэтому сейчас дети начинают

интересоваться техническими новинками уже в возрасте от полутора до двух лет.

Сегодняшние

дошкольники

с

самого

раннего

возраста

быстро

осваивают

разнообразные гаджеты.

Сейчас мы живем в революционное время с научной точки зрения. Меняется

система координат: от простого к сложному, от однообразия к разнообразию, от

определённости к неопределённости. Логика развития науки привела нас от узкой

специализации к междисциплинарности,

затем наддисциплинарности,

а теперь

фактически к необходимости объединения наук. Новая научно-технологическая

ситуация должна обеспечить прорывное развитие человечества в XXI веке. Изменения

в экономике требуют новых «надпрофессиональных» навыков, которые важны для

специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволяет

работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а

также даёт возможность перехода между отраслями, сохраняя свою востребованность.

3

Рис. 4. Малыши и гаджеты в современном мире

Надпрофессиональные навыки, которые были отмечены работодателями как наиболее

важные для работников будущего: системное мышление, управление проектами, работа

с людьми, программирование, робототехника, искусственный интеллект, навыки

художественного творчества, мультиязычность и мультикультурность, межотраслевая

коммуникация, клиентоориентированность, бережливое производство, экологическое

мышление (рис. 5).

Рис.5. Надпрофессиональные навыки специалиста

XXI

века

Как при этом должна реагировать на происходящие изменения система

дошкольного образования? Как создать условия для формирования гибко и быстро

адаптирующейся успешной личности, сочетающей в себе качества и исследователя, и

изобретателя, и предпринимателя, и новатора. При этом важно знание иностранных

языков, умение работать с массивами больших данных, ставить чётко задачу перед

искусственным интеллектом, работать в сменных командах, да и многое ещё другое.

Очевидно, что вхождение ребёнка в социальный мир невозможно без освоения им

первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с

профессиями.

У

человека

всё

закладывается

с

детства

и

профессиональная

направленность в том числе. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10–15

лет, какова будет ситуация на рынке труда. Часть профессий-пенсионеров отомрёт,

будет менее востребованной и, наоборот, появятся совсем новые. В ближайшей

перспективе человек будет менять до 10 профессий. И это будет нормой нашей жизни.

4

Рис. 6. Что должен уметь специалист будущего

К выбору своей будущей профессии, нужно серьёзно готовить ребёнка. Конечно,

необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки,

познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они

предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.

Чем больше ребёнок впитает информации, и чем более разнообразна и богата она

будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который

определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная

направленность в том числе. Чем больше разных умений и навыков приобретёт ребёнок

в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем

возрасте . Ребёнку надо предоставить возможность «заглянуть» (пофантазировать,

сконструировать) в будущее, а значит, и познакомиться не только с профессиями

прошлого (бабушек и дедушек), настоящего (мам и пап), но и с будущими, которые

предстоит им освоить самим.

5



В раздел образования