Напоминание

Игры и упражнения для развития зрительного восприятия


Автор: Грицанова Наталья Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 51
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий городской округ, Кемеровская область.
Наименование материала: Комплекс графических упражнений, направленных: на развитие у детей внимания, восприятия, представлений.
Тема: Игры и упражнения для развития зрительного восприятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комплекс графических упражнений, направленных:

на развитие у детей внимания,

восприятия, представлений;

1. Игры и упражнения для развития

зрительного восприятия

«Классификация»

Учащимся предлагаются наборы на 20 геометрических фигур - кругов,

треугольников, квадратов, ромбов. Необходимо по 5 штук фигур каждой

формы, но разных размеров и цветов.

Дети должны разложить фигуры на несколько - подходящие к

подходящим, т.е. провести классификацию. Классификация может быть

произведена по цвету, форме, размеру. Например, если ребенок произвел

классификацию по одному из признаков, следует задать вопросы: «Почему

ты так разложил фигуры? А как еще можно их разложить?»

«На что похоже?»

Для игры потребуется 15-20 картинок с изображением предметов,

имеющих

четкую

геометрическую

форму:

тарелка,

аквариум,

яйцо,

пирамидка

и

т.п.

Каждый

ребенок

получает

одну

из

следующих

геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Ведущий показывает предметную картинку и спрашивает: «На что это

похоже?» Ребенок, у которого есть соответствующая геометрическая фигура,

должен ответить.

Можно предложить детям найти в классе предметы, похожие на ту или

иную геометрическую фигуру.

«Хитрые картинки»

Детям

предлагаются

для

восприятия

зашумленные

изображения,

наложенные друг на друга изображения различных предметов, контурные

или неполные изображения. Задается вопрос: «Что изображено на картинке?»

Если ребенок испытывает трудности, нужно предложить ему обвести указкой

или пальцем контур предмета.

2. Игры и упражнения для развития

зрительного внимания, памяти

«Мы - художники»

Один ребенок - художник. Он выбирает человека, чей портрет будет

«рисовать», и в течение 30 секунд внимательно смотрит на него. Затем

отворачивается и описывает черты лица, прическу, одежду.

«Корректурная проба»

Детям предлагаются бланки с изображением геометрических фигур,

елочек, девочек, снеговиков, человечков и т.п. Следует подчеркивать

(зачеркивать, обводить) изображения с определенными признаками.

«Найди пару»

Предлагаются

бланки

с

изображением

предметов,

имеющих

незначительные различия. Требуется найти 2 абсолютно одинаковых

предмета.

«Найди отличия»

Для

этого

задания

необходимы

картинки

с

незначительными

различиями. Детям сообщается, что у этих картинок 5 (6, 7…) отличий.

Предлагается называть отличия по очереди.

«Что изменилось? Чего не стало?»

Игра может проводиться с использованием игрушек, геометрических

фигур, предметных картинок (не менее 7).

Варианты заданий:

1.

Посмотри внимательно на эти предметы. Закрой глаза. Открой и

скажи, что изменилось.

2.

Посмотри внимательно на эти предметы. Закрой глаза. Сейчас

один из предметов «убежит». Открой глаза. Скажи, чего не стало.

3.

Дидактические

игры

по

формированию

пространственных

представлений

Продуманный выбор игрового материала даст возможность педагогу

углубить полученные учениками знания и способствовать выработке у них

умений и навыков, а также пополнить их словарный запас, расширить

представления об окружающей действительности.

Учитывая

возможности

учеников

с

речевыми

нарушениями,

на

коррекционных

занятиях

можно

использовать

следующие

игры

и

упражнения.

«Разноцветные точки»

Цель Уточнение пространственных ориентировок на основе повторения

значений

понятий

«слева

-

направо»,

«справа-налево»;

усвоение

последовательности

цифрового

ряда,

графического

воспроизведения

направления, определения пространственных взаимоотношений объектов.

Материалы

Рабочие

карточки

с

цветными

точками.

Карточка

представляет собой лист бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из

цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть

меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в

каждой строке.

Ход игры Ребенок должен глядя на карточку назвать точки по ведущий:

слева - направо, справа - налево, сверху - вниз, снизу - вверх. Ведущий

активно руководит работой и следит за тем, чтобы:

1.

ребенок правильно начал чтение, то есть за тем, какая точка

названа первой;

2.

заданное направление сохранилось во время чтения;

3.

соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

«Найди предмет»

Цель Развитие пространственных отношений, закрепление названий

предметов, находящихся в комнате и их обобщение (окно, стены, потолок -

части комнаты, стол, стул, шкаф - мебель).

Материалы План комнаты, кабинета, кухни и т.п. с изображением

дверей, окон, мебели и других предметов интерьера. Например: 1 -

трехсекционная стенка; 2 - письменный стол; 3 - кресло; 4 - кушетка; 5 -

стулья; 6 - телевизор.

Ход игры В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный

предмет.

Педагог

и

ребенок

поочередно

прячут

предмет

и

делают

соответствующую пометку на плане. Ребенок должен научиться пользоваться

планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно

будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери

«смотрело» в сторону двери, а изображение окна - в сторону окна), а затем -

определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После

этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.

В дальнейшем игру можно проводить, используя план, перевернутый на

180 градусов.

Можно предложить школьникам самостоятельно составить план своей

комнаты или комнаты, смоделированной из кукольной мебели. Можно

предложить

нарисовать

план

домика

Барби

и

попросить

объяснить

расположение предметов, используя слова: справа, слева, внизу, наверху,

выше, ниже и т.д.

«Где спрятан предмет?»

Цель Развитие пространственных представлений детей и их словесного

обозначения.

Материалы Игрушка.

Ход игры Инструкция педагога может звучать следующим образом:

«Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно

догадаться, где спряталась игрушка». Далее педагог вызывает наиболее

активного и развитого ребенка и предлагает ему отойти к стене. Надо

закрыть глаза и уши и не подглядывать. После этого педагог шепотом

сговаривается с другими детьми о том, куда прячет предмет. Например:

«Давайте поставим поросенка за аквариум, пусть Сережа догадается, что он

хочет посмотреть на рыбок».

«Пора!» - приглашают водящего, который начинает поиски. Во время

поисков ученики направляют водящего словами: выше, ниже, правее, левее,

дальше, ближе и т.д.

«Кукольный театр»

Цель Приучение школьников обозначать наречиями и предлогами

пространственные отношения в контексте развития пространственного

воображения и мышления.

Материалы Сцена (стол, покрытый тканью), занавес (ширма), образные

игрушки, декорации (куст, дерево, забор и пр.).

Ход игры Игра представляет собой забавное зрелище. Педагог,

используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного

положения персонажей. В ходе этого процесса школьники уточняют

значение наречий и предлогов напротив, рядом, наверху, внизу, впереди,

позади, далеко, близко.

Игра

начинается

с

рассказа

педагога.

Он

представляет

героев,

рассказывает историю, происходящую с ними. По ходу сюжета педагог

обращается к детям с вопросами. Например: «Как стоят герои? Напротив

друг друга или рядом? А теперь? Близко или далеко? Кто впереди? А кто

позади? Кто внизу, а кто наверху?» и т.д.

Можно провести эту игру в виде словарного диктанта.

Дидактический материал



В раздел образования