Напоминание

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста


Автор: Шамсиахметова Лилия Мирзахановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детство Детский сад №193
Населённый пункт: Свердловская область гор. Нижний Тагил
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития

в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее

благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.

Сенсорное воспитание не имеет в педагогическом процессе ограничения в

смысле времени и места, потому что его задачи решаются во всех видах деятельности

ребенка, постоянно. И не только в детском саду, но и дома. Ведь, если говорить о

раннем

возрасте,

то

в

нем

сенсорное

воспитание,

по-прежнему,

остается

преобладающим.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,

формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку

достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к

свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные

движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку

приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению

в пространстве.

Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще.

Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только

для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического

и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока

впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным

задержкам общего развития.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка

наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень

развития восприятия.

Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов.

Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению

образов восприятия.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с

овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного

развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно

выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.

Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия,

позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними.

Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками

пирамидками,

матрёшками,

грибочками.

Именно

многократные

сравнения

позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь и

т.д.).

Первоначально сравнение является

приблизительным:

ребёнок

примеривается,

пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после

полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок

быстро сокращается и переходит переход к зрительному восприятию.

Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних

действий во внутренний психический план.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и

слуховое

восприятие.

Особенно

важное

значение

имеет

развитие

речевого,

фонематического

слуха,

осуществляемого

в

процессе

речевого

общения

с

окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным

восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как

внимание, память, мышление.

У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать

образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического

материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого,

понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции

взрослого.

Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза,

что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными

наборами, рисование кистью и карандашом.

На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются,

что

связанно

с

общим

психофизическим

развитием,

прежде

всего

началом

формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и

др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления

разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости

предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в

повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и

качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для

формирования

восприятия

как

начальной

ступени

познания

окружающей

действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в

повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных,

слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об

основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат,

треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,

синий,

фиолетовый,

чёрный,

белый).

В

результате

становится

возможным

формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на

цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.

Из всего вышесказанного родителям необходимо запомнить, что вначале

происходит ознакомление детей с вполне осязаемыми сенсорными свойствами —

величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж

потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна

только в плане зрительного восприятия.

Удовлетворить

детскую

любознательность,

вовлечь

ребенка

в

активное

освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между

предметами и явлениями позволяет игра.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости

рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши,

пирамидки, матрешки и многие другие. Детей привлекает красочность этих игрушек,

забавность действия с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на

основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными

новыми движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и

навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.

Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность

состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не

подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с

определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая

дидактическая

игра

содержит

познавательную

и

воспитательную

игровые

составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Очень важно создать дома благоприятные условия для организации такой игры,

потому что в ней развивается интеллект детей.

Для этого необходимо создать такую психологическую атмосферу, чтобы

ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог

свободно проявлять свои стремления и интересы; предоставлять малышу свободу для

игры, поощрять самостоятельность и любознательность; постоянно использовать в

речи

взрослых

слова,

обозначающие

цвет,

размер,

форму

предметов,

их

пространственное расположение и количество.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как

память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает

простор

для

проявления

самостоятельности.

Дидактические

игры

и

занятия

необходимы для умственного развития маленьких детей. Во время занятий у ребенка

воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит

взрослый.

И еще - постоянно используйте в общении с малышами стихи, пословицы,

шутки, прибаутки. И старайтесь произносить их задорно, чтобы детям всегда

хотелось повторять текст за вами.

В заключение следует еще раз отметить, что сенсорное развитие, с одной

стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой

стороны,

имеет

самостоятельное значение,

так

как

полноценное

восприятие

необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на

основе образов восприятия,

являются результатом их переработки. Поэтому

нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное сенсорное

развитие детей раннего возраста.



В раздел образования