Автор: Шамсиахметова Лилия Мирзахановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детство Детский сад №193
Населённый пункт: Свердловская область гор. Нижний Тагил
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития
в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее
благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.
Сенсорное воспитание не имеет в педагогическом процессе ограничения в
смысле времени и места, потому что его задачи решаются во всех видах деятельности
ребенка, постоянно. И не только в детском саду, но и дома. Ведь, если говорить о
раннем
возрасте,
то
в
нем
сенсорное
воспитание,
по-прежнему,
остается
преобладающим.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,
формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку
достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к
свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные
движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку
приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению
в пространстве.
Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще.
Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только
для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического
и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока
впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным
задержкам общего развития.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка
наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень
развития восприятия.
Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов.
Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению
образов восприятия.
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с
овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного
развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно
выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия,
позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними.
Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками
–
пирамидками,
матрёшками,
грибочками.
Именно
многократные
сравнения
позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь и
т.д.).
Первоначально сравнение является
приблизительным:
ребёнок
примеривается,
пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после
полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок
быстро сокращается и переходит переход к зрительному восприятию.
Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних
действий во внутренний психический план.
На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и
слуховое
восприятие.
Особенно
важное
значение
имеет
развитие
речевого,
фонематического
слуха,
осуществляемого
в
процессе
речевого
общения
с
окружающими.
Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным
восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как
внимание, память, мышление.
У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать
образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического
материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого,
понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции
взрослого.
Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза,
что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными
наборами, рисование кистью и карандашом.
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются,
что
связанно
с
общим
психофизическим
развитием,
прежде
всего
началом
формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и
др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления
разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости
предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в
повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и
качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для
формирования
восприятия
как
начальной
ступени
познания
окружающей
действительности.
Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в
повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных,
слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об
основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,
синий,
фиолетовый,
чёрный,
белый).
В
результате
становится
возможным
формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на
цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.
Из всего вышесказанного родителям необходимо запомнить, что вначале
происходит ознакомление детей с вполне осязаемыми сенсорными свойствами —
величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж
потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна
только в плане зрительного восприятия.
Удовлетворить
детскую
любознательность,
вовлечь
ребенка
в
активное
освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между
предметами и явлениями позволяет игра.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости
рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши,
пирамидки, матрешки и многие другие. Детей привлекает красочность этих игрушек,
забавность действия с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на
основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными
новыми движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и
навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.
Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность
состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не
подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с
определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая
дидактическая
игра
содержит
познавательную
и
воспитательную
игровые
составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Очень важно создать дома благоприятные условия для организации такой игры,
потому что в ней развивается интеллект детей.
Для этого необходимо создать такую психологическую атмосферу, чтобы
ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог
свободно проявлять свои стремления и интересы; предоставлять малышу свободу для
игры, поощрять самостоятельность и любознательность; постоянно использовать в
речи
взрослых
слова,
обозначающие
цвет,
размер,
форму
предметов,
их
пространственное расположение и количество.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как
память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает
простор
для
проявления
самостоятельности.
Дидактические
игры
и
занятия
необходимы для умственного развития маленьких детей. Во время занятий у ребенка
воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит
взрослый.
И еще - постоянно используйте в общении с малышами стихи, пословицы,
шутки, прибаутки. И старайтесь произносить их задорно, чтобы детям всегда
хотелось повторять текст за вами.
В заключение следует еще раз отметить, что сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой
стороны,
имеет
самостоятельное значение,
так
как
полноценное
восприятие
необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на
основе образов восприятия,
являются результатом их переработки. Поэтому
нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное сенсорное
развитие детей раннего возраста.