Автор: Шамсиахметова Лилия Мирзахановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детство Детский сад №193
Населённый пункт: Свердловская область гор. Нижний Тагил
Наименование материала: консультация для родителей "Сенсорные игры для развитие детей раннего возраста"
Тема: Сенсорное развитее
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Сенсорные игры дли развития детей раннего возраста»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра —
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют
дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается
для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное,
главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно
удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя,
ребёнок учится и познаёт жизнь.
Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его
внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически
единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность.
И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя,
понимать, что делает и учится действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные
задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения,
преодолевая при этом определенные трудности.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и
упражнений.
Уважаемые родители! Хочу предложить вашему вниманию некоторые
дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию:
Игра: «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который
помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложить определить на ощупь
каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него
музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент
спрятан.
Игра: «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки
от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка,
снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по
вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей
помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы
закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы,
то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает
угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким
образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны только позитивные
эмоции.
Игровое упражнение: «Счётные палочки»
Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе
перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева – палочку
другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай
разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда – вот такие! После
выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил – здесь все
зелёные палочки, а здесь – все розовые. Молодец!
Игра: «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой
моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две
пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи».
Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая
по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое?
Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и
сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Игра: «Построй башню!»
Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов – по 3-4
кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню определенного
цвета: Давай построим башню такого цвета! Найди такой же кубик! – покажите
малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же
цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании
башни и сравнить «такой – не такой». Если «такой» – кубик можно ставить сверху.
Если «не такой» – предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз.
В следующий раз проведите игру с использованием большего количества кубиков
разных цветов.
Игра: «Найди колечко!»
Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка
каждого
цвета).
Предложите
малышу
разобрать
пирамидку
и
перемешать
разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко
такого же цвета: Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета
– подносить к колечку-образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты
сравнения словами «такой – не такой»: Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот
– такой! Это желтые колечки! (назовите цвет после достижения результата, когда
пара найдена) Продолжайте с колечками другого цвета.
Игровое упражнение: «Выбери цветную картинку!»
Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом – например,
красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок заданного
цвета: Найди красный цветок! Дай синий цветок!
Игровое упражнение: «Разноцветные пирамидки»
Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в ряд,
надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с малышом снимите
шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержни по
одному шарику разных цветов и предложите ребенку надеть остальные шарики: Сюда
надень все такие шарики, сюда – такие, а на этот стержень – вот такие. После
выполнения ребенком задания, назовите цвета: Ты всё правильно сделал! Здесь
красные шарики, здесь жёлтые, а здесь – синие!
Игра: «Найди цветок для бабочки!»
Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего,
желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и
предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой
цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть,
найти)! После
выполнения
ребенком
задания
подведите
итог
и
назовите
цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок.
И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по
названию
цвета: Найди
красную
бабочку.
А
где
синий
цветок?
Покажи! В
дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.
Игра: «Подбери пару по цвету!»
Разложите на столе картинки – красный и синий домики, красная и синяя машинки.
Предложите малышу подобрать пары по цвету: Посмотри: это домики, а это
машинки. Машинки едут к своим домикам. Подбери каждому домику свою машинку.
(приложите к карточке с изображением красного домика картинку с изображением
синей машинки) Такая картинка? Нет не такая. (приложите к красному домику
красную машинку) Такая картинка? Да, такая! Красный домик и красная машинка.
А вот синий домик и синяя машинка. Помогите приложить картинки друг к другу для
сравнения цвета, а затем положить рядом на столе. Называйте цвета только в конце
игры. Игру можно продолжать с другими картинками, постепенно увеличивая
количество цветов в игре.
Игровое упражнение: «Сортировка по цвету»
Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по
цветам: Посмотри,
разноцветные
картинки
перемешались.
Давай
разложим
картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда
все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как
на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно
уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.
Игра: «Цветное лото»
В игре принимают участие два игрока (ребенок и взрослый) и больше – каждый игрок
получает по большой карте лото, маленькие карточки-картинки перемешиваются на
столе или выкладываются стопкой. Взрослый достает по одной карточке: У кого
большая красная карта – тот будет собирать красные картинки. У кого большая
зеленая карта – тот будет собирать зеленые картинки. Вот зеленый дом.
У кого такая картинка? И т.д.
Усложняя игру, предлагайте подбирать картинки уже не зрительно, а только на слух,
ориентируясь на название цвета.
Игра: «Четвёртый лишний»
Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых
одинакового цвета, а одно – другого цвета. Попросите ребенка найти лишнюю
карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите
объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно
подведите итог: Правильно, здесь все синие картинки. А это – желтая картинка.
Желтая картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.
Уважаемые родители!
Мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг
с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно
разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы,
цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не
сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и
быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно,
играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе.
Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и
Вашим ребенком!