Напоминание

Сенсорное развитее


Автор: Шамсиахметова Лилия Мирзахановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детство Детский сад №193
Населённый пункт: Свердловская область гор. Нижний Тагил
Наименование материала: консультация для родителей "Сенсорные игры для развитие детей раннего возраста"
Тема: Сенсорное развитее
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Сенсорные игры дли развития детей раннего возраста»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра —

это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют

дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается

для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное,

главное место в их жизни должна занимать игра.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно

удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя,

ребёнок учится и познаёт жизнь.

Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его

внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически

единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность.

И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя,

понимать, что делает и учится действовать правильно.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные

задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения,

преодолевая при этом определенные трудности.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и

упражнений.

Уважаемые родители! Хочу предложить вашему вниманию некоторые

дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию:

Игра: «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который

помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложить определить на ощупь

каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него

музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент

спрятан.

Игра: «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки

от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка,

снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по

вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей

помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы

закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы,

то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает

угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким

образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны только позитивные

эмоции.

Игровое упражнение: «Счётные палочки»

Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе

перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева – палочку

другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай

разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда – вот такие! После

выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил – здесь все

зелёные палочки, а здесь – все розовые. Молодец!

Игра: «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой

моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две

пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи».

Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая

по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое?

Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и

сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Игра: «Построй башню!»

Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов – по 3-4

кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню определенного

цвета: Давай построим башню такого цвета! Найди такой же кубик! – покажите

малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же

цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании

башни и сравнить «такой – не такой». Если «такой» – кубик можно ставить сверху.

Если «не такой» – предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз.

В следующий раз проведите игру с использованием большего количества кубиков

разных цветов.

Игра: «Найди колечко!»

Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка

каждого

цвета).

Предложите

малышу

разобрать

пирамидку

и

перемешать

разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко

такого же цвета: Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета

– подносить к колечку-образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты

сравнения словами «такой – не такой»: Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот

– такой! Это желтые колечки! (назовите цвет после достижения результата, когда

пара найдена) Продолжайте с колечками другого цвета.

Игровое упражнение: «Выбери цветную картинку!»

Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом – например,

красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок заданного

цвета: Найди красный цветок! Дай синий цветок!

Игровое упражнение: «Разноцветные пирамидки»

Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в ряд,

надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с малышом снимите

шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержни по

одному шарику разных цветов и предложите ребенку надеть остальные шарики: Сюда

надень все такие шарики, сюда – такие, а на этот стержень – вот такие. После

выполнения ребенком задания, назовите цвета: Ты всё правильно сделал! Здесь

красные шарики, здесь жёлтые, а здесь – синие!

Игра: «Найди цветок для бабочки!»

Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего,

желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и

предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой

цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть,

найти)! После

выполнения

ребенком

задания

подведите

итог

и

назовите

цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок.

И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по

названию

цвета: Найди

красную

бабочку.

А

где

синий

цветок?

Покажи! В

дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.

Игра: «Подбери пару по цвету!»

Разложите на столе картинки – красный и синий домики, красная и синяя машинки.

Предложите малышу подобрать пары по цвету: Посмотри: это домики, а это

машинки. Машинки едут к своим домикам. Подбери каждому домику свою машинку.

(приложите к карточке с изображением красного домика картинку с изображением

синей машинки) Такая картинка? Нет не такая. (приложите к красному домику

красную машинку) Такая картинка? Да, такая! Красный домик и красная машинка.

А вот синий домик и синяя машинка. Помогите приложить картинки друг к другу для

сравнения цвета, а затем положить рядом на столе. Называйте цвета только в конце

игры. Игру можно продолжать с другими картинками, постепенно увеличивая

количество цветов в игре.

Игровое упражнение: «Сортировка по цвету»

Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по

цветам: Посмотри,

разноцветные

картинки

перемешались.

Давай

разложим

картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда

все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как

на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно

уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

Игра: «Цветное лото»

В игре принимают участие два игрока (ребенок и взрослый) и больше – каждый игрок

получает по большой карте лото, маленькие карточки-картинки перемешиваются на

столе или выкладываются стопкой. Взрослый достает по одной карточке: У кого

большая красная карта – тот будет собирать красные картинки. У кого большая

зеленая карта – тот будет собирать зеленые картинки. Вот зеленый дом.

У кого такая картинка? И т.д.

Усложняя игру, предлагайте подбирать картинки уже не зрительно, а только на слух,

ориентируясь на название цвета.

Игра: «Четвёртый лишний»

Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых

одинакового цвета, а одно – другого цвета. Попросите ребенка найти лишнюю

карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите

объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно

подведите итог: Правильно, здесь все синие картинки. А это – желтая картинка.

Желтая картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.

Уважаемые родители!

Мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг

с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно

разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы,

цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не

сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и

быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно,

играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе.

Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и

Вашим ребенком!



В раздел образования