Напоминание

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста


Автор: Акбаева Танзила Муссаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Радуга"
Населённый пункт: ст. Сторожевая
Наименование материала: Арт-терапия в ДОУ
Тема: Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Откуда взялась сказкотерапия

Сам метод развития через сказки появился в конце 60-х годов

двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран.

Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их

прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка,

рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть

поступка.

Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии.

Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных

проблем.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и,

конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь

воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а

рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от

напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно

очень многим помочь своему ребёнку.

Что такое сказкотерапия?

это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний,

которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе

взаимоотношений в нем.

Это процесс образования связи между сказочными событиями и

поведением в реальной жизни.

Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг

нас;

Цели и задачи сказкотерапии:

· активизация в ребенке творческого, созидающего начала,

раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его

самосознания

Создание условий для развития творческого воображения,

—

оригинальности мышления.

Стимулирование творческого самовыражения.

—

Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

—

Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

—

Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

—

Выявление и поддержка творческих способностей.

—

Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

—

Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной

—

коммуникации.

Преимущество сказок для личности ребенка:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

—

Неопределенность места действия главного героя.

—

Образность языка. Кладезь мудрости.

—

Победа Добра. Психологическая защищенность.

—

Наличие Тайны и Волшебства

—

Принципы работы со сказками:

1. Принцип осознанности.

—

2. Принцип реальности

—

3. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).

—

4. Принцип многогранности.

—

5. Принцип связи с реальностью.

—

Психологические потребности ребенка:

автономность, которая выражается в стремлении проявить свое

—

личное мнение, позицию или взгляды;

активность, которая предполагает способность владеть инициативой

—

в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их

коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально

откликнуться на состояние партнеров;

социальная компетентность, которая состоит из нескольких

—

компонентов:

мотивационного, включающего отношение к другому человеку

—

(проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

когнитивного, связанного с познанием другого человека,

—

способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить

изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

поведенческого, который, связан с выбором адекватных ситуаций,

—

способов общения.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста,

применяющихся сказкотерапевтами:

Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета,

отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств.

Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”,

“Колобок”, “Маша и медведь” и другие.

Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо,

Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и

многих других писателей-сказочников.

Психотерапевтические: их характерной особенностью является

счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка

определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям

новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для

ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.

Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для

ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.

Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у

ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели

взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми.

Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их

сюжете отрицательных героев и конфликтов.

Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у

ребёнка, а также особенности его характера.

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с

дошкольниками:

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на

осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций,

выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий

метод - словесная режиссерская игра).

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных

ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с

помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений

и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование).

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей

приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного

слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый

предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями

становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при

этом сохранив сюжетную линию.

Основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной

ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для

анализа выбирается известная сказка.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? И др. …

• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные

поступки?

• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то

поступка?

• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или

одни плохие герои), что это была бы за сказка?

• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

2. Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии,

воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от

первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку

от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в

сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или

Василиса Премудрая.

3. Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет

смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий,

ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал.

Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему

персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его

внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения

ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно

отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно

корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально

выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять

через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не

может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по

заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных

героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою

проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность

отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и

затруднения.

Использование сказкотерапии в обучении детей развивает:

- активность — от потребности в эмоциональной разрядке к

самовыражению в речевом действии;

- самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности,

проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов

самовыражения в речи и движении;

- творчество — от подражания взрослому в действии выразительном

слове к совместному составлению словесных описаний;

- эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному

воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

- произвольность — от переживания эмоциональных состояний

сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных

устных сообщений и эмоциональных поступков;

- связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о

музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Бывают сказки для детей с нарушениями развития такие как:

Сказкотерапия для гиперактивных детей

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом

дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) позволяет

нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить

чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с

педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести

себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою

агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это

возможно.

Сказкотерапия в логопедической работе с детьми

Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие

дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода

сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия

позволяет решить следующие задачи:

· развить познавательные способности;

· сформировать причинно-следственные связи;

· усвоить социальные нормы, принятые в обществе;

· развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной

для ребенка форме игры.

При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень

выраженности нарушения речи, особенности сформированности

психических функций и возраст ребенка.

Сказкотерапия детских страхов

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями,

которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в

атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и

таким образом прорабатывает собственные страхи.

Сказкотерапия для малышей и развитие речи

Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной

личностью позволяет ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда

наступает период перехода от использования слов к проговариванию целых

фраз важно как можно больше читать малышу сказки, в которых содержится

большое количество простых и легких для повторения диалогов.

Пример психологической работы с народными сказками «Курочка

Ряба"

Интересно, что чем короче сказка, тем более она концентрированна.

1. О чем эта сказка?

- о подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том, что делают с ним

неподготовленные люди;

- о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно

бить, независимо от качества скорлупы);

- о случайностях, которые обычно случаются закономерно ("мышка

пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось");

- любви к ближнему ("не плачь дед, неплач баба, я снесу вам другое

яичко, не золотое, а простое");

- о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом

другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она

подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии

жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.

Чему нас сказка учит?

- конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления

мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

- гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и

Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому

яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?

- не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том,

какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и

многому другому.

Объясните, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они

сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может

быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи?

Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что

ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка или

взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы

"поворачиваем" сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее

грани.

И еще. Вбуквальном смысле слова призываю вас: читайте детям сказки

на ночь! Обсуждайте их! Поверьте, особый настрой перед сном способствует

более полному восприятию прочитанного, дает время на обдумывание

затронутых в разговоре тем, лучше закладывается в подсознание ребенка.

Когда у Вас не ладятся отношения с сослуживцами, задумайтесь, на какую

сказочную ситуацию это похоже и каким образом она разрешалась героями

в сказке…

Секреты Вашего счастья – в Ваших руках, и все мудрецы мира не

смогут Вас научить так, как это сделаете Вы сами, отыскав ключик к своей

душе!



В раздел образования