Напоминание

Развитие музыкальных и творческих способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью нетрадиционных музыкальных инструментов " (на основе программы доцента, кандидата искусствоведения, зав. кафедрой "Элементарное музицирование» МПГУ Т.Э. Тютюнниковой


Автор: Рузиля Тагировна Бадахшанова
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления №6 "Звездочка"
Населённый пункт: города Азнакаево Азнакаевского района Республики Татарстан
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие музыкальных и творческих способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью нетрадиционных музыкальных инструментов " (на основе программы доцента, кандидата искусствоведения, зав. кафедрой "Элементарное музицирование» МПГУ Т.Э. Тютюнниковой
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка»

города Азнакаево Азнакаевского района Республики Татарстан

Мастер-класс

«"Развитие музыкальных и творческих способностей детей с

использованием здоровьесберегающих технологий с помощью

нетрадиционных музыкальных инструментов " (на основе программы

доцента, кандидата искусствоведения, зав. кафедрой "Элементарное

музицирование» МПГУ Т.Э. Тютюнниковой

подготовила и провела:

музыкальный руководитель

первой категории:

Бадахшанова Рузиля Тагировна

Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять,

взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит,

будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит,

прежде всего,

развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и

реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей.

Для использования на занятиях музыки в ДОУ можно рекомендовать такие виды

импровизации:

речевые, инструментальные, игровые (чаще всего ритмические,

пластические и вокальные.

-А сейчас мы переходим к практической части.

Я предлагаю игровые задания, которые, по опыту моей работы с детьми дошкольного

возраста,

наилучшим

образом

способствуют

развитию

детского

песенного

и

танцевального творчества и игровой деятельности.

Песенное (вокальное )

творчество

.

ПРАКТИКА

Музыкальное приветствие (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя:

Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т.д., передать в пении

характер персонажа с помощью определенных интонаций).

Знакомство (петь свое имя (или другие имена), передавая разные интонации).

Пропойте свое имя так, как вы хотели-бы, чтобы сегодня к вам так обращались.

Я :– На-а- та –а -ль-юшка! пою) (участники придумывают свою модель)

Песня Слово на ладошке

(придумывание слов на припев, по временам года)

Музыкально – игровое творчество.

Формируется путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в

старшей группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений

отдельных персонажей, то в подготовительной группе можно предложить подобрать

выразительные движения, передающие различные образы.

Например: Игра «Снежинки, летайте», «Музыкант».

Очень нравится ребятам игра «Зеркало».

Это упражнение развивает и обучает

элементам техники выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру

разучиваем без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают

точность «зеркала» и фантазию актера. В последствии это упражнение усложняется и

дополняется

разнохарактерными

фрагментами

музыкальных

произведений.

Ребята

произносят:

В доме есть у нас окно,

Но волшебное оно.

Кто к нему подойдет-

Тот себя в окне найдет.

Актер выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» успело все отразить.

-Также к игровому творчеству можно отнести и игры со звуками или со звучащими

жестами.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые

всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых

других инструментов.

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу.

Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств.

Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь

возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных

инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.

«Вышли мышки»

Театральная сценка

Разучивание со ЗЖ

С инструментами (давая возможность выбрать их детям)

На стене часы висели -( хлопки)

Тик-так, тик-так - (шлепки)

Тараканы стрелки съели

Тик-так, тик-так

Мыши гири оторвали

Тик-так, тик-так

И часы ходить нее стали

Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.

Игры с пением и движением

(пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).

Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный

канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон

движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии

дети должны сами придумывать движения и мелодии.

Ритмо-двигательный канон», «В пустыне»

Показ иллюстрации

Разучивание текста и мелодической попевки канона

Разучавание движений

Исполнение каноном по группам

Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-

Верблюды: Хам-були –були були, хам –були були…..

Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Проявляется в умении детей придумать свою музыкальную фразу для предложенного

инструмента, составить небольшую «партитуру» для оркестра: после прослушивания

пьесы дети предлагают отдельные части исполнить на тех или иных инструментах,

проявляя при этом индивидуальность.

Сейчас мы с вами озвучим сказку «В лесу». Эту игру я провожу на нескольких занятиях,

сначала мы слушаем содержание текста, продумываем какими инструментами можно

изобразить каждого персонажа, затем на следующем занятии пытаемся изобразить

персонажей рассказа, обсуждаем, что было сделано правильно и не правильно. Проводя

эту игру на последующих занятиях, продолжаю совершенствовать оттенки исполнения,

ребята меняются ролями.

Текст:

«В лесу»

«Раннее утро в лесу. Тишина. Все звери еще спят. Только слышится шелест листьев

- это деревья шепотом разговаривают. Где-то далеко закуковала кукушка. Все выше

поднимается над лесом теплое солнышко.

Проснулись лесные жители. Послышались чьи-то шаги, и из лесной чащи вышел

медведь. Он прошел через полянку и скрылся за деревьями. Из-за кустов осторожно

стали выглядывать зайчики – один, другой, третий….

Выбежали они на полянку повеселиться. Хрустнула ветка – зайчики испугались и

спрятались за кусты. Это возвращался медведь. Не заметил он зайчат, ушел, и они

вновь запрыгали на полянке. Но вот наступил жаркий полдень. Всем захотелось

отдохнуть. И в лесу снова стало тихо.»

-Также детям очень нравится обыгрывать стихи.

Стихотворение «Весенний лес» (Максим Веремейчик)

Встрепенулся лес весенний, (румба)

Зашумел, защебетал. (свистулька, дудочка)

Зимние оковы лени,

Скинул, сбросил, разметал.

Со всех склонов и пригорков,

Побежали вниз ручьи, (трубочки, вода)

Лёд в пруду стал тонкой коркой, (колокольчики)

Возвратились в лес грачи.

Солнцем залиты поляны, (металлофон)

Сосны, ёлки, деревца.

Эти солнечные ванны.

Признак зимнего конца.

Заключение.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и

взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной

деятельности.

Все

упражнения,

которые

предлагаются

детям

для

овладения

определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь

важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих

действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно

выстроить

целостное

музыкальное

занятие.

Дошкольный возраст — период, который обуславливает особую легкость обучения таким

видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот

период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок

играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне

переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру

которых отличает «вера и правда», необходимо развивать.

"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он

есть, а преображался. Преображался к лучшему."

Джанни Родари



В раздел образования