Автор: Рузиля Тагировна Бадахшанова
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления №6 "Звездочка"
Населённый пункт: города Азнакаево Азнакаевского района Республики Татарстан
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие музыкальных и творческих способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью нетрадиционных музыкальных инструментов " (на основе программы доцента, кандидата искусствоведения, зав. кафедрой "Элементарное музицирование» МПГУ Т.Э. Тютюнниковой
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка»
города Азнакаево Азнакаевского района Республики Татарстан
Мастер-класс
«"Развитие музыкальных и творческих способностей детей с
использованием здоровьесберегающих технологий с помощью
нетрадиционных музыкальных инструментов " (на основе программы
доцента, кандидата искусствоведения, зав. кафедрой "Элементарное
музицирование» МПГУ Т.Э. Тютюнниковой
подготовила и провела:
музыкальный руководитель
первой категории:
Бадахшанова Рузиля Тагировна
Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять,
взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит,
будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит,
прежде всего,
развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и
реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей.
Для использования на занятиях музыки в ДОУ можно рекомендовать такие виды
импровизации:
речевые, инструментальные, игровые (чаще всего ритмические,
пластические и вокальные.
-А сейчас мы переходим к практической части.
Я предлагаю игровые задания, которые, по опыту моей работы с детьми дошкольного
возраста,
наилучшим
образом
способствуют
развитию
детского
песенного
и
танцевального творчества и игровой деятельности.
Песенное (вокальное )
творчество
.
ПРАКТИКА
Музыкальное приветствие (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя:
Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т.д., передать в пении
характер персонажа с помощью определенных интонаций).
Знакомство (петь свое имя (или другие имена), передавая разные интонации).
Пропойте свое имя так, как вы хотели-бы, чтобы сегодня к вам так обращались.
Я :– На-а- та –а -ль-юшка! пою) (участники придумывают свою модель)
Песня Слово на ладошке
(придумывание слов на припев, по временам года)
Музыкально – игровое творчество.
Формируется путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в
старшей группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений
отдельных персонажей, то в подготовительной группе можно предложить подобрать
выразительные движения, передающие различные образы.
Например: Игра «Снежинки, летайте», «Музыкант».
Очень нравится ребятам игра «Зеркало».
Это упражнение развивает и обучает
элементам техники выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру
разучиваем без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают
точность «зеркала» и фантазию актера. В последствии это упражнение усложняется и
дополняется
разнохарактерными
фрагментами
музыкальных
произведений.
Ребята
произносят:
В доме есть у нас окно,
Но волшебное оно.
Кто к нему подойдет-
Тот себя в окне найдет.
Актер выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» успело все отразить.
-Также к игровому творчеству можно отнести и игры со звуками или со звучащими
жестами.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые
всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых
других инструментов.
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу.
Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств.
Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь
возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.
В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных
инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.
«Вышли мышки»
Театральная сценка
Разучивание со ЗЖ
С инструментами (давая возможность выбрать их детям)
На стене часы висели -( хлопки)
Тик-так, тик-так - (шлепки)
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.
Игры с пением и движением
(пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).
Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный
канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон
движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии
дети должны сами придумывать движения и мелодии.
Ритмо-двигательный канон», «В пустыне»
Показ иллюстрации
Разучивание текста и мелодической попевки канона
Разучавание движений
Исполнение каноном по группам
Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-
Верблюды: Хам-були –були були, хам –були були…..
Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….
Импровизация на детских музыкальных инструментах
Проявляется в умении детей придумать свою музыкальную фразу для предложенного
инструмента, составить небольшую «партитуру» для оркестра: после прослушивания
пьесы дети предлагают отдельные части исполнить на тех или иных инструментах,
проявляя при этом индивидуальность.
Сейчас мы с вами озвучим сказку «В лесу». Эту игру я провожу на нескольких занятиях,
сначала мы слушаем содержание текста, продумываем какими инструментами можно
изобразить каждого персонажа, затем на следующем занятии пытаемся изобразить
персонажей рассказа, обсуждаем, что было сделано правильно и не правильно. Проводя
эту игру на последующих занятиях, продолжаю совершенствовать оттенки исполнения,
ребята меняются ролями.
Текст:
«В лесу»
«Раннее утро в лесу. Тишина. Все звери еще спят. Только слышится шелест листьев
- это деревья шепотом разговаривают. Где-то далеко закуковала кукушка. Все выше
поднимается над лесом теплое солнышко.
Проснулись лесные жители. Послышались чьи-то шаги, и из лесной чащи вышел
медведь. Он прошел через полянку и скрылся за деревьями. Из-за кустов осторожно
стали выглядывать зайчики – один, другой, третий….
Выбежали они на полянку повеселиться. Хрустнула ветка – зайчики испугались и
спрятались за кусты. Это возвращался медведь. Не заметил он зайчат, ушел, и они
вновь запрыгали на полянке. Но вот наступил жаркий полдень. Всем захотелось
отдохнуть. И в лесу снова стало тихо.»
-Также детям очень нравится обыгрывать стихи.
Стихотворение «Весенний лес» (Максим Веремейчик)
Встрепенулся лес весенний, (румба)
Зашумел, защебетал. (свистулька, дудочка)
Зимние оковы лени,
Скинул, сбросил, разметал.
Со всех склонов и пригорков,
Побежали вниз ручьи, (трубочки, вода)
Лёд в пруду стал тонкой коркой, (колокольчики)
Возвратились в лес грачи.
Солнцем залиты поляны, (металлофон)
Сосны, ёлки, деревца.
Эти солнечные ванны.
Признак зимнего конца.
Заключение.
Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и
взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной
деятельности.
Все
упражнения,
которые
предлагаются
детям
для
овладения
определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь
важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих
действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно
выстроить
целостное
музыкальное
занятие.
Дошкольный возраст — период, который обуславливает особую легкость обучения таким
видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот
период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок
играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне
переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру
которых отличает «вера и правда», необходимо развивать.
"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он
есть, а преображался. Преображался к лучшему."
Джанни Родари