Напоминание

"Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения"


Автор: Беляева Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. А.С. Голубкиной"
Населённый пункт: г.Зарайск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль музыки в развитии духовного потенциала подрастающего поколения"
Дата публикации: 23.02.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Роль музыки в развитии духовного потенциала

подрастающего поколения».

Проблема формирования целостной духовной личности, воспитанной

на

принципах

общечеловеческой

морали,

испокон

веков

волновала

человечество. Одним из средств, развивающих духовную сферу людей,

является музыкальное искусство. Музыка созидает человека,

сохраняет и

поддерживает его жизнь. Она лечит не только душу, но и тело. Музыка

открывает человеку законы гармонии мира, и только при помощи прекрасной

музыки можно воспитать чувства истинной красоты, любви, сопереживания.

Музыкальное

воспитание-это

неотъемлемая

часть

духовно-

нравственного

воспитания

подрастающего

поколения.

Главной

задачей

является не столько обучение музыке, сколько воздействие через неё на

духовный мир учащейся молодёжи. Становление музыкальной культуры

личности, а через неё – художественной, эстетической и общей духовной

культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребёнка ещё не

сложились

интересы,

привычки,

вкусы,

которые

нужно

ломать

или

перестраивать. Маленький ребёнок открыт, доверчив, восприимчив. Большое

значение имеет музыкальное развитие ребёнка в семье. Слушание записей

музыкальных сказок, фрагментов классической музыки, обучение игре на

музыкальном инструменте, самостоятельное музицирование - всё это обладает

большой силой воздействия на детей.

В ещё не столь отдалённые времена, когда музыкальная культура была

неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети,

несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные

впечатления. В быту ребёнок слышал колыбельные песни матери, народную

музыку,

среди

которой

он

рос.

Все

народные

праздники,

обряды

сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. В

обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов

семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено.

Большое влияние на формирование музыкальной культуры оказывала

религия. С детства ребёнок слышал музыку в церкви во время торжественной

величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные

впечатления

от музыки углублялись и усиливались самим таинством

духовности, которую проповедовала церковь. Традицию церковного пения

всегда отличала естественность и величественная простота, благоговейная

радость,

восторг,

умиление,

умиротворение,

смирение.

Песнопения

Православной церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу, служат

средством выражения чувств. Сегодня детям близка тема религии, веры, так как

многие принимают обряд крещения, посещают службу в церкви, отмечают

церковные праздники. С духовной музыкой в слуховой опыт детей входят

новые интонации, мелодии, отличные от фольклора, классической музыки.

Многие русские композиторы – классики

М.И.Глинка, М.М.Ипполитов-

Иванов, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, известные,

прежде

всего

своими

вокальными

и

инструментальными

сочинениями,

обращались и к созданию духовной музыки. Трудно объяснить словами

музыку духовную, нельзя её считать только религиозной. Существует и другое

понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе

проявление высокого духа.

К сожалению, популярная ныне массовая культура преподносит детям и

взрослым сомнительные образцы лёгкой музыки, а истинно ценная, самобытная

русская музыка предана забвению. Музыкально-эстетическое и духовное

воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на

лучших образцах русской, классической, церковной музыки, на наших

прекрасных песнях. Говоря о воспитательном потенциале музыкального

искусства, нельзя не сказать о народной музыке. Песенное богатство народа -

это его духовное богатство. В песне отражены не только широта и щедрость

характера, в ней тайна его непобедимости. Сегодня приобщение к ценностям

народного творчества необходимо, так как в нём воплощено не просто прошлое

культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного

человека, даёт ему высокие ориентиры в жизни.

С музыкой дети соприкасаются

с рождения, а целенаправленное

музыкальное воспитание они получают в музыкальной школе. Задача учителя

музыки – воспитание души. Получая навыки игры на инструменте, играя

каждый

день

произведения

великих

композиторов,

ребёнок

стремится

максимально точно передать те чувства и эмоции, которые испытывал автор, а

значит, ребёнок привыкает внимательно и бережно относиться к проявлениям

человеческих чувств. Занимаясь музыкой, дети приучаются к постоянному

труду, усидчивости, терпению, а так же погружение в мир прекрасной

классической музыки развивает духовный мир ребёнка, делает его богаче.

Играя на инструменте, ребёнок постоянно слышит комментарии преподавателя:

« В этом месте нужно играть чуть тише, здесь автор задумывается, грустит. А

теперь громче, тебя захлёстывает обида, гнев!» В результате развиваются не

только пальцы ребёнка, а развивается его душа, он учится тонко и глубоко

чувствовать, сопереживать.

Занятия

на

музыкальном

инструменте

обеспечивают

всестороннее

развитие личности ребёнка. Одна из моих задач сделать так, чтобы процесс

обучения игре на скрипке был интересным и увлекательным. Я считаю, что

необходимо дать детям хорошую школу жизни, воспитать их духовность,

способствовать их личностному и нравственному развитию на ярких образцах

классической и народной музыки. Я широко использую внеклассную работу с

учениками, мы посещаем выставки, музеи. Дети с большим удовольствием

принимают участие в различных классных мероприятиях. Традиционными

стали родительские собрания с концертом учащихся, где происходит духовное

сближение детей и родителей. Учащиеся с большим удовольствием выступают

с концертными номерами в детских садах и общеобразовательных школах,

принимают участие в различных конкурсах, в том числе и православных.

Ежегодно проводится мероприятие «Открытие Рождественских чтений». У

детей возрастает интерес к музыке, происходит адаптация

к сцене,

пропагандируется музыкальное искусство.

Одно из направлений моей педагогической деятельности – работа с

ансамблем. Основная идея – вовлечение младших учеников с первых занятий в

ансамблевое музицирование. Игра в ансамбле способствует всестороннему

личностному

и

музыкальному

развитию.

Моя

задача

сделать

музыку

естественной и необходимой частью

жизни детей, помогающей раскрыть

душу, научить яснее мыслить и глубже чувствовать. В целях формирования у

учащихся любви и понимания музыки стремлюсь увлечь учеников всем тем,

что люблю сама. При работе с детьми применяю методы, которые помогают

ребёнку найти себя, свою индивидуальность. Исполнение учителем « живой

струнной музыки» является одной из самых эффективных форм наглядно-

практического музыкального воспитания.

Обучая

на

образцах

прекрасного,

мы,

взрослые,

несомненно,

вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Маленькому

слушателю нужно раскрыть музыку во всём её многообразии и сложности, но

облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Ребёнку нужна вся

гамма чувств – это путь к развитию человечности. Доказано, что занимаясь

музыкой,

ребёнок

развивает

математические

способности.

Он

пространственно

мыслит,

попадая

на

нужные

клавиши

или

струны,

манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Музыка и язык – братья близнецы. Фразы и предложения, запятые и

точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие

лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее

усваивают грамматику. Маленькие музыканты обходят своих сверстников по

уровню структурного мышления. И не случайно фирма Microsoft предпочитает

сотрудников с музыкальным образованием. Специалисты утверждают, что в

большинстве

классических

произведений

содержится

огромный

заряд

положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечнососудистую,

нервную и даже пищеварительную системы. Классическая музыка может

расслаблять и успокаивать, а так же

стимулировать мыслительную и

физическую активность. Так, например, « Гольдбергские вариации» Баха были

написаны

специально,

как

средство

от

бессонницы,

а

исследования,

проведённые в наше время, показали, что музыка Моцарта оказывает

положительное воздействие на психику человека, развивает умственные

способности у детей.

В заключение хочу сказать, что музыка играет огромную роль в

становлении

личности

ребёнка,

обогащении

его

духовного

мира

и

способствует самопознанию себя и мира в целом. Подтверждением этому

является

высказывание

крупного

общественного

деятеля,

скрипача,

профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса

Скандинавии, Михаила Казиника: « Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали

первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с

музыки. Ибо большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены

музыкой, ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все

последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля –

не случайность, не прихоть, а божественная необходимость».

Список, используемой литературы:

Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки - М.: Просвещение, 1984.

Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки

Преподаватель ( Спецвыпуск « Музыкант - педагог» ). 2001.

Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития. Тверь 2003.



В раздел образования