Напоминание

" Мнемотехника в жизни дошкольников"


Автор: Калинова Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №111 Невского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Мнемотехника в жизни дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Методическая разработка

Мнемотехника в жизни

».

дошкольников

№111

Данный материал разработан воспитателем ГБДОУ

.

Невского района г Санкт

Петербурга Калиновой Людмилой

Евгеньевной

Содержание работы

1.

.

Основная часть

1.1

?

Что такое мнемотехника

«

»,

«

»,

– «

».

Мнемотехника

или

мнемоника

в переводе с греческого

искусство запоминания

«

Они происходят от греческого

mnemonikon».

,

Считается что это слово придумал Пифагор

( 6

.

.)

Самосский

век до р э

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются

86- 82

.

.

.

.

-

примерно

гг до н э и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана Мнемотехника

,

,

это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание сохранение

.

и воспроизведение информации Использование мнемотехники для дошкольников

.

сегодня становится все более актуальным Особое место в работе с детьми занимает

.

дидактический материал в форме мнемотаблиц

1.2.

?

Что такое мнемотаблица

,

.

Мнемотаблица

это схема в которую заложена определенная информация Овладение

приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и

,

:

одновременно решает задачи направленные на

,

,

Развитие основных психических процессов

зрительной памяти слуховой памяти

,

,

,

.

внимания образного мышления воображения логики

,

.

.

Перекодирование информации т е преобразование из абстрактных символов в

.

образы

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

.

воспроизведении

Развитие смекалки

,

Развитие умения реализовать свой огромный потенциал преодолевая

.

неуверенность в себе

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные

,

:

мнемотаблицы так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы лиса

,

,

,

-

.

рыжая мышка

серая елочка

зеленая солнышко желтое

Работа с мнемотаблицами преследует следующие

:

цели

1.

,

.

учить детей активизировать вычленять в составные части и объединять в целое

2.

,

.

Развивать образное и абстрактное мышление логику

3.

.

Развивать фотографическую память

Необходимое условие для работы с мнемотаблицами

умение абстрагироваться и

.

перекодировать информацию из знаков в образы и наоборот

1.3.

:

Приемы работы

1.

.

Составление сюжета

2.

«

»

«

».

Оживление знаков

и составление

мультфильма

Этот прием развивает

,

.

фантазию образное мышление

3.

.

Нахождение логических связок

Совместная деятельность педагога с детьми при работе с мнемотаблицами состоит из

.

нескольких этапов Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере стихотворения

«

».

Мы

снежинки

«

».

Мы

снежинки

!

Мы

снежинки

.

Это мы

парашютики зимы

,

Это мы над вами кружим

.

Это мы с ветрами дружим

,

Мы танцуем дни и ночи

.

Даже несколько недель

Наши танцы между прочим

.

Называется

метель

1.4.

Этапы работы

1

.

,

:

,

этап Детям показывается таблица и разбирается то что на ней изображено буквы

,

,

.

цифры геометрические фигуры абстрактные символы

2

.

,

.

.

этап Осуществляется перекодирование информации т е преобразование из

,

:

,

абстрактных символов в образы например круглая стрелка обозначает кружение снега

-

,

-

,

-

.

.

Зи зима Не несколько Ме метель и т д

3

.

.

этап После перекодирования осуществляется составление сюжета

4

.

.

этап Определение логических связок

1- 2

.

10-

Разбор мнемотаблицы идет в течении

минут Затем дается время для запоминания

15

.

,

минут На более раннем этапе воспитатель помогает детям а на более позднем дети

,

.

рассказывают сами редко прибегая к помощи взрослого Можно убрать таблицу и дети

.

воспроизводят ее графически

«

».

Ландыш

,

Родился ландыш в майский день

.

И лес его хранит

,

Мне кажется

его задень

.

Он тихо зазвенит

.

И этот звон услышит луг

,

И птицы и цветы

.

Давай послушаем

А вдруг

?

Услышим

я и ты

.

Е Серова

«

».

Гном

Сегодня на столе моем

.

Вдруг появился крошка гном

Он заглянул в мою тетрадь

.

И стал по клеточкам гулять

,

И так в тетради наследил

-

Как будто слон по ней ходил

,

Меня прошу я не ругать

.

А гнома строго наказать

.

.

И Наумова

«

».

Сельская песенка

,

Травка зеленеет

.

Солнышко блестит

Ласточка с весною

.

В сени к нам летит

С нею солнце краше

И весна милей

Прощебечь с дороги

.

Нам привет скорей

,

Дам тебе я зерен

,

А ты песню спой

Что из стран далеких

Принесла с собой

.

А Плещеев

«

…»

Грустны клены

:

Грустны клены у оград

День прощания

,

До свидания детский сад

!

До свидания

Нам за партами сидеть

!

в эту осень

Даже плюшевый медведь

Спать не хочет

:

На полу сидит в углу

.

С ним простились

Вот дождинки по стеклу

Покатились

,

,

Грустен день у нас ребят

.

И веселый

,

!

До свидания детский сад

,

!

Здравствуй школа

?

Что можно изображать в таблице

,

В таблице схематически возможно изображение персонажей стихотворения явлений

,

,

,

природы некоторых действий то есть можно изобразить все то что вы посчитаете

.

,

нужным отразить в данной таблице Но изобразить так чтобы нарисованное было понятно

.

детям

«

»

Купание вороненка

,

Ворона мыла вороненка

:

А вороненок плакал громко

,

Ему в глаза попало мыло

.

а мама мылила и мыла

,

Известно всем что вороненок

,

,

Черней чем ночь еще с пеленок

Ворона так и не смогла

.

Отмыть сыночка добела

.

К Сулейманова

,

В данной таблице есть некоторые символы которые дети могут легко преобразовать в

,

:

,

,

символы например капельки

слезы розовый овал

мыло желтый квадрат

пеленка и

.

.

т д

,

Размер мнемотаблицы может быть различным в зависимости от возраста детей от

.

:

уровня их развития Рекомендуются следующие размеры таблиц

4

(2 2),

9

(3 3).

Для младших дошкольников

таблицы на

клетки

х

на

клеток

х

9

(3 3),

16

Для дошкольников среднего возраста

таблицы на

клеток

х

на

клеток

(4 4).

х

16

(4 4),

25

Для дошкольников старшего возраста

таблицы на

клеток

х

на

клеток

(5 5).

.

х

Я использовала в своей работе таблицы и других размеров

2.

.

Схема построения совместной деятельности по мнемотехнике

1

.

.

часть Дыхательная гимнастика

(2-3

).

Обязательная часть

минуты

2

.

часть Тренинг различных психических процессов

Памяти

Внимания

Мышления

Воображения

.

.

Логики и т д

15-25

Различные виды упражнений в течении

минут в соответствии с гигиеническими

.

нормами для каждой возрастной группы

3

.

.

часть Релаксация

( 5

).

Обязательная часть

минут

3.

Проведения совместной деятельности по мнемотехнике с использованием

.

мнемотаблиц и других различных упражнений на развитие ребенка

1.

«

»

Настройка Осень

.

Показать детям картинку с осенним пейзажем

:

.

,

Педагог Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие Для этого представьте что вы

,

.

стали такими маленькими что шагнули на эту картинку и оказались у осеннего дерева

.

.

,

Как красиво в лесу Мы чувствуем как пахнут мокрые листья Послушаем как они шуршат

.

.

,

.

под нашими ногами Мы потрогаем кору дерева Почувствуем какая она шершавая Пока

,

.

(

мы гуляли по осеннему лесу очень замерзли Погреем наши ручки дуем теплым воздухом

).

на ладошки несколько раз

2.

Тренинг

1) «

» (

).

Попугай

запоминание слов

,

.

Первый ребенок говорит слово второй повторяет его и добавляет свое слово Третий

.

.

говорит предыдущие слова и добавляет свое слово и т д

2) «

».

Фотопамять

,

Педагог показывает картинку и предлагает детям представить что их глазки

это

.

,

.

.

.

фотоаппараты Каждый должен сфотографировать картинку т е запомнить ее Затем

.

: «

?

,

картинка убирается Педагог задает вопрос

Что вы увидели Сколько какого цвета

3)

«

».

Разминка Вопрос

ответ

-

?

Когда бывает холодно

-

?

Когда теплее всего

-

,

,

?

Что делают осенью звери птицы насекомые

-

?

Чем осень отличается от весны

-

«

»?

Какое время года самое

красивое

4)

«

».

Моторика

Сороконожки

Две сороконожки

.

Бежали по дорожке

(

,

,

)

детки делают соответствующие словам движения пальцами рук

,

Все бежали и бежали

.

Все друг дружку догоняли

,

Как друг дружечку догнали

(

)

дотроньтесь до носика

.

Так друг дружечку обняли

,

Так друг дружечку обняли

!

Что едва мы их разняли

(

)

детки обнимают друг друга

5)

,

:

Мнемотаблица на выбор педагога например

«

Куда в машинах снег везут

?

Куда в машинах снег везут

,

Наверно в странах жарких

Его ребятам раздают

,

На Новый год в подарках

Получат полные кульки

!

И все бегом играть в снежки

,

Снежки не долетают

,

На жарком солнце тают

И только лужи там и тут

?

Куда в машинах снег везут

Ирина Токмакова

«

».

Вова

растеряшка

,

Вова

растеряшка

?

Где твоя рубашка

,

Может серые коты

?

Унесли ее в кусты

,

?

Может заяц приходил

,

?

Может ежик утащил

,

Может плюшевый медведь

?

Захотел ее надеть

Стал рубашку примерять

.

Взял и сунул под кровать

,

Вова

растеряшка

!

Вот твоя рубашка

.

Л Барбас

«8

,

…».

марта праздник мам

8

,

,

марта праздник мам

-

!-

.

Тук тук

стучится в двери к нам

,

Он только в тот приходит дом

.

Где помогают маме

,

Мы пол для мамы подметем

.

На стол накроем сами

,

Поможем ей сварить обед

,

.

Мы с ней споем станцуем

Мы красками ее портрет

.

В подарок нарисуем

-

!

!-

Их не узнать Вот это да

.

Тут мама скажет людям

,

,

А мы всегда а мы всегда

!

Всегда такими будем

.

В Берестов

«

…»

Со мною бабушка моя

,

Со мною бабушка моя

,

,

И значит главный в доме

я

,

Шкафы мне можно открывать

,

Цветы кефиром поливать

Играть подушкою в футбол

,

И полотенцем чистить пол

,

Могу я есть руками торт

!

Нарочно хлопать дверью

.

А с мамой это не пройдет

.

Я уже проверил

Роберт Рождественский

«

.

Трусихи

,

.

В кладовке сосновая шишка лежала

.

От страха она перед мышкой дрожала

Лежала и сохла лесная трусиха

,

.

И стала колючей она как ежиха

,

И вот уже мышка от страха дрожит

.

Заглянет в кладовку и прочь убежит

.

Т Белозеров

«

».

Загадка про конфеты

,

В нашем доме был буфет

В нем лежало пять конфет

-

,

Но однажды как то раз

.

В нашем доме свет погас

,

А когда включили свет

.

Больше не было конфет

,

Где сейчас конфеты эти

?

Если рядом были дети

Эдуард Успенский

3.

»

».

Релаксация

Кошечка

(

,

,

Дети изображают сердитую кошечку лапки напряжены когти выпущены спинка

).

,

,

,

изогнута

А потом изображают кошечку добрую пушистую с мягкими лапками когти

.

.

спрятаны Можно использовать различные виды релаксации

.

Заключение

!

Уважаемые педагоги Сегодня мы с вами затронули лишь малую часть такой необъятной

,

.

,

системы как мнемотехника Мы с вами должны развивать у детей память и культуру речи

,

помочь им обрести навык логично и образно мыслить а в целом

способствовать

.

,

интеллектуальному развитию ребенка Как показывает опыт

эта задача выполнима если

,

,

к ее решению подойти творчески неординарно отказавшись от всех известных

.

стереотипов Удачи вам в работе и творческих успехов

!



В раздел образования