Автор: Калинова Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №111 Невского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Мнемотехника в жизни дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«
Методическая разработка
Мнемотехника в жизни
».
дошкольников
№111
Данный материал разработан воспитателем ГБДОУ
.
–
Невского района г Санкт
Петербурга Калиновой Людмилой
Евгеньевной
Содержание работы
1.
.
Основная часть
1.1
?
Что такое мнемотехника
«
»,
«
»,
– «
».
Мнемотехника
или
мнемоника
в переводе с греческого
искусство запоминания
«
Они происходят от греческого
mnemonikon».
,
Считается что это слово придумал Пифагор
( 6
.
.)
Самосский
век до р э
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются
86- 82
.
.
.
.
-
примерно
гг до н э и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана Мнемотехника
,
,
это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание сохранение
.
и воспроизведение информации Использование мнемотехники для дошкольников
.
сегодня становится все более актуальным Особое место в работе с детьми занимает
.
дидактический материал в форме мнемотаблиц
1.2.
?
Что такое мнемотаблица
–
,
.
Мнемотаблица
это схема в которую заложена определенная информация Овладение
приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и
,
:
одновременно решает задачи направленные на
–
,
,
Развитие основных психических процессов
зрительной памяти слуховой памяти
,
,
,
.
внимания образного мышления воображения логики
,
.
.
Перекодирование информации т е преобразование из абстрактных символов в
.
образы
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
.
воспроизведении
Развитие смекалки
,
Развитие умения реализовать свой огромный потенциал преодолевая
.
неуверенность в себе
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные
,
:
–
мнемотаблицы так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы лиса
,
–
,
–
,
-
.
рыжая мышка
серая елочка
зеленая солнышко желтое
Работа с мнемотаблицами преследует следующие
:
цели
1.
,
.
учить детей активизировать вычленять в составные части и объединять в целое
2.
,
.
Развивать образное и абстрактное мышление логику
3.
.
Развивать фотографическую память
–
Необходимое условие для работы с мнемотаблицами
умение абстрагироваться и
.
перекодировать информацию из знаков в образы и наоборот
1.3.
:
Приемы работы
1.
.
Составление сюжета
2.
«
»
«
».
Оживление знаков
и составление
мультфильма
Этот прием развивает
,
.
фантазию образное мышление
3.
.
Нахождение логических связок
Совместная деятельность педагога с детьми при работе с мнемотаблицами состоит из
.
нескольких этапов Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере стихотворения
«
–
».
Мы
снежинки
«
–
».
Мы
снежинки
–
!
Мы
снежинки
–
.
Это мы
парашютики зимы
,
Это мы над вами кружим
.
Это мы с ветрами дружим
,
Мы танцуем дни и ночи
.
Даже несколько недель
Наши танцы между прочим
–
.
Называется
метель
1.4.
Этапы работы
1
.
,
:
,
этап Детям показывается таблица и разбирается то что на ней изображено буквы
,
,
.
цифры геометрические фигуры абстрактные символы
2
.
,
.
.
этап Осуществляется перекодирование информации т е преобразование из
,
:
,
абстрактных символов в образы например круглая стрелка обозначает кружение снега
-
,
-
,
-
.
.
Зи зима Не несколько Ме метель и т д
3
.
.
этап После перекодирования осуществляется составление сюжета
4
.
.
этап Определение логических связок
1- 2
.
10-
Разбор мнемотаблицы идет в течении
минут Затем дается время для запоминания
15
.
,
минут На более раннем этапе воспитатель помогает детям а на более позднем дети
,
.
рассказывают сами редко прибегая к помощи взрослого Можно убрать таблицу и дети
.
воспроизводят ее графически
«
».
Ландыш
,
Родился ландыш в майский день
.
И лес его хранит
–
,
Мне кажется
его задень
.
Он тихо зазвенит
.
И этот звон услышит луг
,
…
И птицы и цветы
.
Давай послушаем
А вдруг
–
?
Услышим
я и ты
.
Е Серова
«
».
Гном
Сегодня на столе моем
.
Вдруг появился крошка гном
Он заглянул в мою тетрадь
.
И стал по клеточкам гулять
,
И так в тетради наследил
-
…
Как будто слон по ней ходил
,
Меня прошу я не ругать
.
А гнома строго наказать
.
.
И Наумова
«
».
Сельская песенка
,
Травка зеленеет
.
Солнышко блестит
Ласточка с весною
.
В сени к нам летит
С нею солнце краше
…
И весна милей
Прощебечь с дороги
.
Нам привет скорей
,
Дам тебе я зерен
,
А ты песню спой
Что из стран далеких
…
Принесла с собой
.
А Плещеев
«
…»
Грустны клены
:
Грустны клены у оград
…
День прощания
,
До свидания детский сад
!
До свидания
Нам за партами сидеть
!
в эту осень
Даже плюшевый медведь
…
Спать не хочет
:
На полу сидит в углу
.
С ним простились
Вот дождинки по стеклу
…
Покатились
,
,
Грустен день у нас ребят
.
И веселый
,
!
До свидания детский сад
,
!
Здравствуй школа
?
Что можно изображать в таблице
,
В таблице схематически возможно изображение персонажей стихотворения явлений
,
,
,
природы некоторых действий то есть можно изобразить все то что вы посчитаете
.
,
нужным отразить в данной таблице Но изобразить так чтобы нарисованное было понятно
.
детям
«
»
Купание вороненка
,
Ворона мыла вороненка
:
А вороненок плакал громко
,
Ему в глаза попало мыло
.
а мама мылила и мыла
,
Известно всем что вороненок
,
,
–
Черней чем ночь еще с пеленок
Ворона так и не смогла
.
Отмыть сыночка добела
.
К Сулейманова
,
В данной таблице есть некоторые символы которые дети могут легко преобразовать в
,
:
–
,
–
,
–
символы например капельки
слезы розовый овал
мыло желтый квадрат
пеленка и
.
.
т д
–
,
Размер мнемотаблицы может быть различным в зависимости от возраста детей от
.
:
уровня их развития Рекомендуются следующие размеры таблиц
–
4
(2 2),
9
(3 3).
Для младших дошкольников
таблицы на
клетки
х
на
клеток
х
–
9
(3 3),
16
Для дошкольников среднего возраста
таблицы на
клеток
х
на
клеток
(4 4).
х
–
16
(4 4),
25
Для дошкольников старшего возраста
таблицы на
клеток
х
на
клеток
(5 5).
.
х
Я использовала в своей работе таблицы и других размеров
2.
.
Схема построения совместной деятельности по мнемотехнике
1
.
.
часть Дыхательная гимнастика
(2-3
).
Обязательная часть
минуты
2
.
часть Тренинг различных психических процессов
Памяти
Внимания
Мышления
Воображения
.
.
Логики и т д
15-25
Различные виды упражнений в течении
минут в соответствии с гигиеническими
.
нормами для каждой возрастной группы
3
.
.
часть Релаксация
( 5
).
Обязательная часть
минут
3.
Проведения совместной деятельности по мнемотехнике с использованием
.
мнемотаблиц и других различных упражнений на развитие ребенка
1.
«
»
Настройка Осень
.
Показать детям картинку с осенним пейзажем
:
.
,
Педагог Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие Для этого представьте что вы
,
.
стали такими маленькими что шагнули на эту картинку и оказались у осеннего дерева
.
.
,
Как красиво в лесу Мы чувствуем как пахнут мокрые листья Послушаем как они шуршат
.
.
,
.
под нашими ногами Мы потрогаем кору дерева Почувствуем какая она шершавая Пока
,
.
(
мы гуляли по осеннему лесу очень замерзли Погреем наши ручки дуем теплым воздухом
).
на ладошки несколько раз
2.
Тренинг
1) «
» (
).
Попугай
запоминание слов
,
.
–
Первый ребенок говорит слово второй повторяет его и добавляет свое слово Третий
.
.
говорит предыдущие слова и добавляет свое слово и т д
2) «
».
Фотопамять
,
–
Педагог показывает картинку и предлагает детям представить что их глазки
это
.
,
.
.
.
фотоаппараты Каждый должен сфотографировать картинку т е запомнить ее Затем
.
: «
?
,
?»
картинка убирается Педагог задает вопрос
Что вы увидели Сколько какого цвета
3)
«
–
».
Разминка Вопрос
ответ
-
?
Когда бывает холодно
-
?
Когда теплее всего
-
,
,
?
Что делают осенью звери птицы насекомые
-
?
Чем осень отличается от весны
-
«
»?
Какое время года самое
красивое
4)
«
».
Моторика
Сороконожки
Две сороконожки
.
Бежали по дорожке
(
,
,
)
детки делают соответствующие словам движения пальцами рук
,
Все бежали и бежали
.
Все друг дружку догоняли
,
Как друг дружечку догнали
(
)
дотроньтесь до носика
.
Так друг дружечку обняли
,
Так друг дружечку обняли
!
Что едва мы их разняли
(
)
детки обнимают друг друга
5)
,
:
Мнемотаблица на выбор педагога например
«
?»
Куда в машинах снег везут
?
Куда в машинах снег везут
,
Наверно в странах жарких
Его ребятам раздают
,
На Новый год в подарках
–
Получат полные кульки
!
И все бегом играть в снежки
,
Снежки не долетают
,
На жарком солнце тают
…
И только лужи там и тут
?
Куда в машинах снег везут
Ирина Токмакова
«
–
».
Вова
растеряшка
–
,
Вова
растеряшка
?
Где твоя рубашка
,
Может серые коты
?
Унесли ее в кусты
,
?
Может заяц приходил
,
?
Может ежик утащил
,
Может плюшевый медведь
?
Захотел ее надеть
–
Стал рубашку примерять
.
Взял и сунул под кровать
–
,
Вова
растеряшка
!
Вот твоя рубашка
.
Л Барбас
«8
,
…».
марта праздник мам
8
,
,
марта праздник мам
-
!-
.
Тук тук
стучится в двери к нам
,
Он только в тот приходит дом
.
Где помогают маме
,
Мы пол для мамы подметем
.
На стол накроем сами
,
Поможем ей сварить обед
,
.
Мы с ней споем станцуем
Мы красками ее портрет
.
В подарок нарисуем
-
!
!-
Их не узнать Вот это да
.
Тут мама скажет людям
,
,
А мы всегда а мы всегда
!
Всегда такими будем
.
В Берестов
«
…»
Со мною бабушка моя
,
Со мною бабушка моя
,
–
,
И значит главный в доме
я
,
Шкафы мне можно открывать
,
Цветы кефиром поливать
Играть подушкою в футбол
,
И полотенцем чистить пол
,
Могу я есть руками торт
!
Нарочно хлопать дверью
.
А с мамой это не пройдет
.
Я уже проверил
Роберт Рождественский
«
.
Трусихи
,
.
В кладовке сосновая шишка лежала
.
От страха она перед мышкой дрожала
Лежала и сохла лесная трусиха
,
.
И стала колючей она как ежиха
,
И вот уже мышка от страха дрожит
.
Заглянет в кладовку и прочь убежит
.
Т Белозеров
«
».
Загадка про конфеты
,
В нашем доме был буфет
…
В нем лежало пять конфет
-
,
Но однажды как то раз
.
В нашем доме свет погас
,
А когда включили свет
.
Больше не было конфет
,
Где сейчас конфеты эти
?
Если рядом были дети
Эдуард Успенский
3.
»
».
Релаксация
Кошечка
(
,
,
Дети изображают сердитую кошечку лапки напряжены когти выпущены спинка
).
,
,
,
изогнута
А потом изображают кошечку добрую пушистую с мягкими лапками когти
.
.
спрятаны Можно использовать различные виды релаксации
.
Заключение
!
Уважаемые педагоги Сегодня мы с вами затронули лишь малую часть такой необъятной
,
.
,
системы как мнемотехника Мы с вами должны развивать у детей память и культуру речи
,
–
помочь им обрести навык логично и образно мыслить а в целом
способствовать
.
–
,
интеллектуальному развитию ребенка Как показывает опыт
эта задача выполнима если
,
,
к ее решению подойти творчески неординарно отказавшись от всех известных
.
стереотипов Удачи вам в работе и творческих успехов
!