Напоминание

"Главные и второстепенные члены предложения"


Автор: Захарченко Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Университетский казачий кадетский корпус-интернат (филиал) ФГБОУ ВО
Населённый пункт: г. Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: Презентация к уроку русского языка в 11 классе
Тема: "Главные и второстепенные члены предложения"
Дата публикации: 21.02.2021
Раздел: полное образование





Назад




ТЕМА: «ГЛАВНЫЕ И

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ.

Подлежащее

Подлежащим называется главный член

предложения, который обозначает предмет

речи и отвечает на вопросы именительного

падежа кто? или что?

Например: Цвели розы. Мы любовались их

нежной красотой.

2

3

СКАЗУЕМОЕ

Сказуемое — это главный член предложения,

который согласуется с подлежащим и

отвечает на вопросы что делает предмет? в

каком состоянии находится? каков

предмет? что с ним происходит? что он

такое? кто он такой? и т.п.

Например: Наступил март. Дни теплые,

светлые. Жутко хорошо в такую пору.

Заяц — тварь вредная.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

4

ВИДЫ И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ

СКАЗУЕМОГО

5

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

Сказуемое, выраженное глаголом в каком-либо наклонении,

называется простым глагольным сказуемым. В нем лексическое

и грамматическое значение выражается одним словом.

Например: 1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой

из ледяных сосулек. 2) С Ручьевой горы сбегает много ключей и

ручейков. 3) Птички-синички будут петь о весне и счастье.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

В этих предложениях глаголы-сказуемые имеют формы

изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего

сложного времени.

4) Старик вернулся бы в свою избушку — сказуемое выражено

глаголом в условном наклонении.

5) Ах, замолчите, мне дурно сказуемое выражено глаголом в

повелительном наклонении.

(По Д. Мамину-Сибиряку

)

6

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

Составным глагольным сказуемым называется

сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола в

каком-либо наклонении, и глагола в неопределенной

форме, в котором заключено его лексическое значение.

Например:

Мальчик стал сбивчиво рассказывать о

случившемся. Не могли бы вы помочь нам?

Вспомогательные глаголы лишь указывают начало,

конец, возможность, желательность,

продолжительность действия, обозначенного глаголом

в неопределённой форме.

7

СХЕМА СОСТАВНОГО

ГЛАГОЛЬНОГО СКАЗУЕМОГО

вспомогательный глагол (начать, принимать, перестать,

уметь, решать, собраться, стараться, стать, кончить,

мочь, желать, хотеть, продолжить) + неопределённая

форма глагола: Он старался казаться молодым. Мери

перестала плакать.

Сочетания некоторых кратких прилагательных (рад,

должен, намерен, обязан, готов, способен и др.) и глагола-

связки быть в форме одного из наклонений могут выступать в

роли связки составного глагольного сказуемого:

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

Печорин был бы рад изменить свою жизнь.

Окружающие обязаны были понять мятежный характер

героя.

8

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ

СКАЗУЕМОЕ

Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое

состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части.

9

Необходимо отличать глагол-связку быть от

глагола быть (в значении иметься, находиться,

посещать, существовать и т.д.).

Например: У меня был друг. Это были запасы

нефти. Я был в США.

В настоящем времени глагол-связка быть не

употребляется: День хорош. Он умница.

Глаголы казаться, делаться, остаться, стать,

являться, считаться, представляться могут

быть глаголами-связками: Ребенок становится

умнее день ото дня. Гостья делалась все веселее.

Андрей считался лучшим в классе.

10

11

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Второстепенные члены предложения поясняют главные члены

предложения или другие второстепенные члены, например:

Солнце скрылось за горою; главные члены: солнце скрылось;

второстепенный член, поясняющий главный: скрылось (г д

е?) за горою.

Лунная дорожка подрагивала на темной глади озера.

Второстепенный член предложения темной поясняет

второстепенный член предложения глади: подрагивала на глади

(к а к о й?) темной.

Значения второстепенных членов распознают по вопросам.

Условные обозначения второстепенных членов предложения:

Второстепенные члены предложения делят на три

группы: дополнения, определения, обстоятельства.

12

ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнением называется второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы косвенных падежей. Он обычно

обозначает предмет, выражается существительным и чаще

всего зависит от сказуемого, реже — от существительного и

прилагательного:

Я принялся разводить (ч т о?) костер.

Подбежал (к ком у?) ко мне мой Трезор.

Тигр сильнее (кого?) медведя.

Представитель (ч е г о?) посольства встретил нас.

13

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЯ

14

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЯ

15

ДОПОЛНЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ ГРУППЫ: ПРЯМЫЕ

И КОСВЕННЫЕ

Прямыми дополнениями называются дополнения,

которые стоят при переходных глаголах и обозначают

предмет, на который направлено действие. Они обычно

выражаются винительным падежом без предлога,

например:

Бедным людям приходится забывать (ч т о?) горе за

работой. Поправил он (ч т о?) лыжи.

(М. Салтыков-Щедрин)

Все остальные дополнения называются косвенными:

Акинтич, выпивши, любил похвастать своей

работой. У дедушки начинала болеть спина.

(М. Салтыков-Щедрин)

16

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определением называется второстепенный член

предложения, который отвечает на вопросы какой?

который? чей? и обозначает признак

предмета: Люблю побродить по осеннему лесу.

Грамматические значения определения

17

ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОГУТ КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ

ПРЕДМЕТ ПО:

качественному признаку (холодная зима, синее море);

действию (опадающая листва, сделанная работа);

месту (городской житель — житель города);

времени (летний отдых — отдых летом);

отношению к другому предмету (глиняная чашка —

чашка из глины);

принадлежности (бабушкины очки — очки бабушки).

18

ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЫВАЮТ

СОГЛАСОВАННЫЕ И НЕСОГЛАСОВАННЫЕ

Согласованные определения стоят в том же роде, числе и

падеже, что и определяемое существительное, т.е.

связываются с существительным с помощью согласования.

19

Несогласованные определения связываются с

определяемым существительным без согласования в

роде, числе и падеже, т.е. по способу управления или

примыкания.

20

Несогласованное определение может совмещать

значение определения со значением обстоятельства

или дополнения, т. е. отвечать на вопросы разных

второстепенных членов предложения.

Широкой подъезд (какой? куда?) на улицу закрыт

наглухо (А. Толстой).

Несогласованные определения выражают признак

более конкретно, чем согласованные:

яблочный сок — сок из яблок.

21

СОГЛАСОВАННЫЕ И НЕСОГЛАСОВАННЫЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

22

Определения бывают одиночные (если признак

определяется одним словом)

и распространённые (если при определении есть

пояснительные слова), например:

доброе лицо, украденная книга; быстро

придуманная версия, красные от мороза щеки.

23

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение — это особый вид определения. Оно

выражается существительным, которое ставится в

том же роде, числе и падеже, что и определяемое

существительное: утёс-великан, утёса-великана,

утёсом-великаном.

Приложения могут обозначать:

профессию: лётчик-космонавт;

национальность: проводник-индус,

собственные имена предметов неодушевлённых:

река Амур, город Хабаровск;

различные качества предмета: весна-красавица;

возраст: возница-старик.

24

В качестве приложений могут использоваться

различные имена собственные (названия

литературных, музыкальных и т.д. произведений,

журналов, газет и т.п.). Такие приложения

называются несогласованными и заключаются в

кавычки.

При изменении определяемого слова по падежам эти

приложения не изменяются: роман «Война и мир»,

романом «Война и мир», о романе «Война и мир».

25

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — это второстепенный член

предложения, обозначающий признак действия или

другого признака:

Очень звонко пел в небе жаворонок.

Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? зачем?

почему? как? Обычно обстоятельство относится к

сказуемому, реже — к другим членам предложения.

Обстоятельство как зависимое слово в словосочетании

связывается с главным словом по способу примыкания

или управления.

Обстоятельственные значения могут выражаться

разными частями речи, а также оборотами.

26

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Если обстоятельство связано с главным словом по способу управления,

то оно может иметь добавочное значение дополнения.

Мы остановились перед воротами (И. Тургенев).

Кроме вопроса где? возможен и вопрос дополнения перед чем?

27

РАЗРЯДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

28

Обстоятельства могут выражаться наречиями,

деепричастиями и деепричастными оборотами,

неопределённой формой глагола,

существительными в косвенных падежах,

сравнительными оборотами, синтаксически

неделимыми сочетаниями, например:

Сгоряча он не почувствовал боли. Утомившись в

дороге, я крепко заснул. Дерсу долго и

терпеливо слушал меня.

В тайге пахло грибами и осенью.

При сильном землетрясении часто гибнут люди.

Я забежал к тебе.

29

ЗАДАНИЕ 1

Каким членом предложения является выделенное слово?

(Обстоятельством, определением, подлежащим, дополнением

)

Разноцветные резиновые шарики были разбросаны

ребенком.

К нему подбежала девочка в панамке.

Ласковый и нежный зверь.

Наверху было так весело.

30

ЗАДАНИЕ 2

Найти соответствия:

Предложение распространено только обстоятельствами.

Предложение распространено только определениями.

Предложение распространено только дополнениями.

Настали темные, тяжелые дни.

Вдали около леса просека перерезалась.

Не только у меня, но и у соседей гремела музыка.

31

ЗАДАНИЕ 3

Какого члена предложения нет в предложении?

Она была прекрасна в белом бальном платье с

небольшими розами.

обстоятельства

подлежащего

дополнения

определения

32

ЗАДАНИЕ 4

Я был уверен, что поезд мчит меня.

Слово меня в предложении является…

обстоятельством

подлежащим

определением

дополнением

33

ЗАДАНИЕ 5

В каком предложении синтаксический разбор

произведён правильно?

1.

2.

3.

4.

34

ЗАДАНИЕ 6

Найти предложение, в котором есть второстепенный

член предложения

Кусты подстрижены.

Ветер подул.

Елка красивая.

Вижу солнце.

35

ЗАДАНИЕ 7

Укажите пример с ошибкой в синтаксическом

разборе

1.

2.

3.

4.

36



В раздел образования