Напоминание

"Артикуляционная гимнастика-практический материал для родителей"


Автор: Масленко Наталья Викторовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №30 "Росинка"
Населённый пункт: г.Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Презентация
Тема: "Артикуляционная гимнастика-практический материал для родителей"
Дата публикации: 21.02.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Артикуляционная

гимнастика

Практический материал

для родителей

Учитель-логопед

Масленко Н.В.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных

на укрепление мышц, развитие силы и подвижности артикуляционного аппарата.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов

артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Мы

правильно

произносим

различные

звуки

благодаря

хорошей

подвижности

органов

артикуляции,

к

которым

относятся

язык,

губы,

нижняя

челюсть,

мягкое

нёбо.

Уже

с

младенческих

дней

ребенок

проделывает

массу

разнообразнейших

артикуляционно-мимических

движений

языком,

губами,

челюстью,

сопровождая

эти

движения

диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения

и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они

играют

роль

гимнастики

органов

речи

в

естественных

условиях

жизни.

Точность,

сила

и

дифференцированность

этих

движений

развиваются

у

ребенка

постепенно.

Для

четкой

артикуляции

нужны

сильные,

упругие

и

подвижные

органы

речи

-

язык,

губы,

небо.

Артикуляция

связана

с

работой

многочисленных

мышц,

в

том

числе:

жевательных,

глотательных,

мимических.

Процесс

голосообразования происходит при участии органов дыхания

(гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные

мышцы).

Строение речевого аппарата

Рекомендации для проведения

артикуляционной гимнастики:

1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.

3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

5. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец упражнений – покажите ему, как правильно выполняется упражнение.

6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

«Окошко»

Широко открыть рот

–-закрыть

Заборчик»

-Улыбнуться, с

напряжением

обнажив сомкнутые

зубы

«Дудочка»

-С напряжением

вытянуть губы

(зубы сомкнуты)

«Орешки»

-Рот закрыт

-Кончик языка с

напряжением поочередно

упирается в щеки

-На щеках образуются

твердые шарики-

«орешки»

«Хоботок»

-Вытянув вперед

губы трубочкой,

образовать

«хоботок

слоника».

«Шарик»

-Надуть щеки

-Сдуть щеки

«Качели»

-Улыбнуться

-Открыть рот

-Кончик языка за

верхние зубы

-Кончик зыка за нижние

зубы

«Блинчик»

-Улыбнуться

-Приоткрыть рот

-Положить

широкий язык на

нижнюю губу

«Часики»

-Улыбнуться, открыть

рот

-Кончик языка (как

часовую стрелку)

переводить из одного

уголка рта в другой

«Чистим зубки»

-Улыбнуться, открыть

рот

-Кончиком языка с

внутренней стороны

«почистить»

поочередно нижние и

верхние зубы.

«Маляр»

-Открыть рот

-Кончиком языка

«покрасить»

(погладить) нёбо

«Вкусное варенье»

-Улыбнуться

-Открыть рот

-Широким язычком в форме

«чашечки» облизать

верхнюю губу

«Чашечка»

-Улыбнуться

-Широко открыть рот

-Высунуть широкий

язык

-Придать ему форму

«чашечки»

«Лошадка»

-Вытянуть губы

-Приоткрыть рот

-Поцокать узким

«языком»

(как цокают копытами

лошадки)

«Грибочек»

-Улыбнуться

-Покоцать языком,

(будто едешь на лошадке)

-Присосать к небу

широкий язык

«Индюки болтают»

-Языком быстро

двигать по верхней

губе

«бл-бл-бл-бл»

«Гармошка»

-Улыбнуться

-Сделать «грибочек» (т.е.

присосать широкий язык к

нёбу)

-Не отрывая языка,

открывать и закрывать рот

(зубы не смыкать)

«Барабанщик»

-Улыбнуться

-Открыть рот

-Кончик языка за

верхними зубами :

«дэ-дэ-дэ»

Спасибо за внимание!

Желаю успехов!



В раздел образования