Автор: Масленко Наталья Викторовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №30 "Росинка"
Населённый пункт: г.Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Презентация
Тема: "Артикуляционная гимнастика-практический материал для родителей"
Раздел: дошкольное образование
Артикуляционная
гимнастика
Практический материал
для родителей
Учитель-логопед
Масленко Н.В.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных
на укрепление мышц, развитие силы и подвижности артикуляционного аппарата.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Мы
правильно
произносим
различные
звуки
благодаря
хорошей
подвижности
органов
артикуляции,
к
которым
относятся
язык,
губы,
нижняя
челюсть,
мягкое
нёбо.
Уже
с
младенческих
дней
ребенок
проделывает
массу
разнообразнейших
артикуляционно-мимических
движений
языком,
губами,
челюстью,
сопровождая
эти
движения
диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения
и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они
играют
роль
гимнастики
органов
речи
в
естественных
условиях
жизни.
Точность,
сила
и
дифференцированность
этих
движений
развиваются
у
ребенка
постепенно.
Для
четкой
артикуляции
нужны
сильные,
упругие
и
подвижные
органы
речи
-
язык,
губы,
небо.
Артикуляция
связана
с
работой
многочисленных
мышц,
в
том
числе:
жевательных,
глотательных,
мимических.
Процесс
голосообразования происходит при участии органов дыхания
(гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные
мышцы).
Строение речевого аппарата
Рекомендации для проведения
артикуляционной гимнастики:
1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
5. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец упражнений – покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
«Окошко»
Широко открыть рот
–-закрыть
Заборчик»
-Улыбнуться, с
напряжением
обнажив сомкнутые
зубы
«Дудочка»
-С напряжением
вытянуть губы
(зубы сомкнуты)
«Орешки»
-Рот закрыт
-Кончик языка с
напряжением поочередно
упирается в щеки
-На щеках образуются
твердые шарики-
«орешки»
«Хоботок»
-Вытянув вперед
губы трубочкой,
образовать
«хоботок
слоника».
«Шарик»
-Надуть щеки
-Сдуть щеки
«Качели»
-Улыбнуться
-Открыть рот
-Кончик языка за
верхние зубы
-Кончик зыка за нижние
зубы
«Блинчик»
-Улыбнуться
-Приоткрыть рот
-Положить
широкий язык на
нижнюю губу
«Часики»
-Улыбнуться, открыть
рот
-Кончик языка (как
часовую стрелку)
переводить из одного
уголка рта в другой
«Чистим зубки»
-Улыбнуться, открыть
рот
-Кончиком языка с
внутренней стороны
«почистить»
поочередно нижние и
верхние зубы.
«Маляр»
-Открыть рот
-Кончиком языка
«покрасить»
(погладить) нёбо
«Вкусное варенье»
-Улыбнуться
-Открыть рот
-Широким язычком в форме
«чашечки» облизать
верхнюю губу
«Чашечка»
-Улыбнуться
-Широко открыть рот
-Высунуть широкий
язык
-Придать ему форму
«чашечки»
«Лошадка»
-Вытянуть губы
-Приоткрыть рот
-Поцокать узким
«языком»
(как цокают копытами
лошадки)
«Грибочек»
-Улыбнуться
-Покоцать языком,
(будто едешь на лошадке)
-Присосать к небу
широкий язык
«Индюки болтают»
-Языком быстро
двигать по верхней
губе
«бл-бл-бл-бл»
«Гармошка»
-Улыбнуться
-Сделать «грибочек» (т.е.
присосать широкий язык к
нёбу)
-Не отрывая языка,
открывать и закрывать рот
(зубы не смыкать)
«Барабанщик»
-Улыбнуться
-Открыть рот
-Кончик языка за
верхними зубами :
«дэ-дэ-дэ»
Спасибо за внимание!
Желаю успехов!