Напоминание

«Обучение чтению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»


Автор: Мореева Светлана Викторовна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 100 г. Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Обучение чтению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: «Обучение чтению дошкольников с ограниченными

возможностями здоровья»

19.02.2021г.

Мореева Светлана Викторовна, учитель-логопед

МАДОУ д/с № 100 города Тюмени

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом

развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную

систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят

предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая

элементарные

технические

навыки

чтения,

учатся

понимать

смысл

написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствует развитию произвольности психических

процессов,

т.к.

усвоение

грамоты

обусловлено

высокой

степенью

произвольности

акта

чтения:

необходимо

произвольно

сосредоточить

зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на

всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно

увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с

буквами

при

помощи

рисунков-символов,

стихов

способствует

формированию оптико-пространственного образа букв.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для

всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число

детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие

трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо

запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к

низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.

Несовершенство

зрительного,

пространственного

и

фонематического

восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Значимость программы заключается в разработке и реализации программы

по

стимулированию

речевой

грамоты

у

детей,

индивидуализацию

дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с

ограниченными возможностями здоровья). Процесс обучения чтению самый

интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно и

бегло читать они не смогут овладеть грамотным письмом.

Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из

условий общего развития детей. Результативное обучение чтению напрямую

зависит от развития познавательных способностей детей. С 5-ти лет дети уже

могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом

возрасте появляется интерес к буквам. Поэтому можно начинать подготовку

к обучению чтению. Подготовка к обучению детей чтению, должна включать

в себя игры, которые способствуют освоению навыков чтения. Они

направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Для обучения чтению детей с ОВЗ (воспитанниками с ограниченными

возможностями здоровья) создаются специальные условия, учитывающие их

разноуровневую подготовку, обучение строится на следующих принципах:

- принцип индивидуального подхода;

- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;

- принцип социального взаимодействия;

- принцип междисциплинарного подхода;

- принцип вариативности в организации процессов обучения и

воспитания;

- принцип партнерского взаимодействия с семьей;

- принцип динамической развития образовательной модели детского

сада.

Целью

является построение системы подготовки дошкольников к

обучению грамоте и овладению начальными навыками чтения и письма,

предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий

специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают

образы букв и сами буквы, выполняют задания в игровой форме. Из букв

разрезной

азбуки

дети

составляют

слоги

и

слова.

Рекомендуется

подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы и сказки или стихи.

Дидактическое сопровождение обучения: слоговые таблицы, разрезная

азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия

фронтально и индивидуально.

НОД носит комбинированный характер, каждая включает в себя

несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый

материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на

повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в

области грамоты.

Подготовительный этап обучения

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова;

формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой.

Задачи:

Первый год обучения:

- обучающие задачи:

-

формирование

фонематического

восприятия

(способность

воспринимать и различать звуки речи (фонемы);

- правильное произношение всех звуков родного языка;

- развитие элементарных навыков звукового анализа (определение

порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных

характеристик звука).

Развивающие задачи:

- развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и

слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия;

- развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- развитие навыков плавного слогового чтения;

- развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

Воспитательные задачи:

- формирование мотивации к обучению;

- к сохранению своего здоровья;

- желание помочь другому (животному или сказочному персонажу);

- выработка у детей волевых качеств.

Основной этап обучения

Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения.

Второй год обучения:

Обучающие задачи:

- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;

- развитие звукобуквенного анализа слова;

- обучение чтению.

Развивающие задачи:

- развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и

слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия;

- развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- развитие навыков плавного слогового чтения;

- развитие коммуникативную, регулятивную функции речи.

Воспитательные задачи:

- формирование мотивации к обучению;

- формирование мотивации к сохранению своего здоровья;

- формирование желания помочь другому (животному или сказочному

персонажу);

- выработка у детей волевых качеств.

Таким образом, успешная учеба ребенка в начальных классах во

многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. Необходима

реализация

единой

линии

развития

и

обучение

ребенка

на

этапах

дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может

придать

педагогическому

процессу

целостный,

последовательный

и

перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка,

полученное им в дошкольном возрасте.



В раздел образования