Напоминание

Повышение качества образования на уроках в начальных классах


Автор: Спиридонова Оксана Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Родомановская средняя школа"
Населённый пункт: Смоленская область Гагаринский район д. Родоманово
Наименование материала: ПРОГРАММА
Тема: Повышение качества образования на уроках в начальных классах
Дата публикации: 18.02.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

С.В. Толпинец

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________ А.Е.Шишпор

Приказ № 113 от 31.08.2020г.

Рассмотрена на заседании школьного Методического

объединения учителей начальных классов

Протокол № 1 от 28.08.2020г.

Программа повышения качества образования

на уроках в начальных классах

Составила: Спиридонова Оксана Сергеевна,

учитель первой квалификационной категории

д. Родоманово

2020 г.

Паспорт программы

Наименование

программы

Программа повышения качества образования

на уроках в начальных классах

Основание для

разработки

программы

Федерального Закона «Об образовании в

Российской Федерации» от 29 декабря 2012

года №273ФЗ;

Федерального

государственного

образовательного стандарта основного общего

образования,

утвержденного

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 17. 12.2010 г.

№1897.

Устав школы.

Разработчик

программы

Учитель начальных классов первой категории

Спиридонова Оксана Сергеевна

Цель программы

Повысить уровень знаний младших школьников в

течение всего периода обучения в начальной

школе без ущерба физического и психического

состояния обучающихся.

Задачи программы

1)Построение

системы

поиска

и

поддержки

мотивированных

детей,

а

также

их

сопровождение в течение всего периода обучения

в

начальной

школе

(система

поддержки

мотивированных школьников и общая среда для

проявления и развития способностей каждого

ребенка,

стимулирования

и

выявления

достижения детей);

2)

Организация

системно

-

деятельностного

подхода на всех этапах урока и внеурочной

деятельности;

3)

Совершенствование

форм

работы

с

одаренными учащимися;

4) Совершенствование форм и методов работы со

слабоуспевающими детьми;

5) Организация работы по реализации принципа

индивидуального

личностно-ориентированного

подхода,

опираясь

на

результаты

психолого-педагогических исследований;

6)Применение

мониторинговой

системы

2

отслеживания

успешности

обучения

каждого

ребенка, его роста, сохранение у детей желания

учиться дальше и формирование у них основы

умения

учиться

(через

ситуацию

успеха,

портфолио);

7)Проведение

просветительской

работы

с

родителями по вопросам обучения и воспитания,

систематически знакомить их с результатами

обучения и достижениями учащихся.

Исполнители

основных

мероприятий

Учитель начальных классов первой категории

Спиридонова Оксана Сергеевна, преподаватели

физической культуры, руководители кружков и

ВД, библиотекарь.

Участники

программы

Обучающиеся 1-4 классов

Система организации

контроля за ходом

реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы

осуществляет администрация школы.

Куратор Программы - зам.директора по УВР

Толпинец С.В.

Время реализации

программы

2019-2023 г.г.

Этапы реализации

программы

1 этап – подготовительный 2019-2020 г;

2 этап – практический, включающий реализацию,

анализ и обобщение результатов повседневной

работы 2020-2022 г;

3 этап – завершающий, включающий анализ

результативности работы, определение новых

задач,

способных

совершенствовать

пути

достижения целей 2023 г.

Основные

направления

реализации программы

1.Диагностика

качества

знаний

по

классам

( стартовая и итоговая диагностики)

2.Развитие интереса и мотивации, как факторы

повышающего активность младших школьников

на уроках в начальных классах

3.Повышение уровня обученности.

Основные

применяемые

педагогические

технологии

1.

Информационно-коммуникативные

технологии;

2.

Технология системно- деятельного подхода

(проблемное обучение);

3.

Технология проектного обучения;

4.

Технология

личностно-ориентированного

3

обучения;

5.

Технология дифференцированного обучения;

6.

Технология игрового обучения;

7.

Здоровьесберегающие технологии;

8.

Система

инновационной

оценки

«портфолио»;

9.

Дистанционная технология.

Формы работы

1.Наблюдения;

2.Диагностика;

3.Беседы с участниками образовательного

процесса;

4.Консультации;

5.Дифференцированные задания;

6.Учебные задания практико-ориентированной

направленности;

7.Проектная деятельность;

8.Игровые технологии ;

9.Олимпиады , конкурсы, выставки творческих

работ;

10.Работа в малых группах;

11.Кружковая работа;

12.Задания творческого и нестандартного

характера

Ожидаемые

результаты

реализации

программы

1.Повышение

качества

образования

обучающихся.

2.Создание творческой среды, обеспечивающей

самореализацию каждого учащегося.

3.Внедрение новых образовательных стандартов

через

информатизацию,

интеграцию

учебных

дисциплин, внеурочную деятельность.

4.Разное

сочетание

традиционных

и

инновационных подходов.

1.

5.Создание единого образовательного сообщества

(педагоги, родители, учащиеся, общественные

организации).

6.Оснащение

образовательного

учреждения

современными

средствами

материально-технического

обеспечения

школьных уроков.

4

Пояснительная записка

Повышение качества образования – актуальная проблема не только для

России, но и для всего мирового сообщества. Ее решение связано с

модернизацией

содержания

образования,

оптимизацией

способов

и

технологий

организации

образовательного

процесса

и,

конечно,

переосмыслением цели и результата образования.

Состояние здоровья школьников во многом зависит от работы учителя и

особенно от качества занятий на уроках технологии. В современных

условиях от учителя требуется не только хорошие знания материала , но и

глубокая теоретическая подготовка, широкая эрудиция, знание возрастной

психологии, физиологии, высокие нравственные качества.

Цель программы: повысить уровень знаний младших школьников в течение

всего периода обучения в начальной школе без ущерба физического и

психического состояния обучающихся.

Задачи : 1) построение системы поиска и поддержки мотивированных детей,

а также их сопровождение в течение всего периода обучения в начальной

школе (система поддержки мотивированных школьников и общая среда для

проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и

выявления достижения детей);

2) организация системно - деятельностного подхода на всех этапах урока и

внеурочной деятельности;

3) совершенствование форм работы с одаренными учащимися;

4) совершенствование

форм и методов работы со слабоуспевающими

детьми;

5)

организация

работы

по

реализации

принципа

индивидуального

личностно-ориентированного подхода, опираясь на результаты психолого-

педагогических исследований;

6)

применение

мониторинговой

системы

отслеживания

успешности

обучения каждого ребенка, его роста, сохранение у детей желания учиться

дальше и формирование у них основы умения учиться (через ситуацию

успеха, портфолио);

7) проведение просветительской работы с родителями по вопросам обучения

и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и

достижениями учащихся.

Необходимостью создания системы мер по повышению качества знания

послужили незначительные изменения на протяжении нескольких лет в

качественных показателях успеваемости обучающихся в школе .

5

Причины и проблемы, влияющие на эффективность и результативность

учебного процесса:

1 категория:

недостаточная готовность первоклассников

к обучению в

школе.

2 категория: накопление пробелов знаний у отдельных учащихся, отсутствие

учебной мотивации, слабая воля к преодолению трудностей.

3 категория: недостаточное внимание к учащимся с высокой мотивацией

(одарённые дети)

Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении

современного урока необходимо использование следующих технологий :

Инфомационно - коммуникационные технологии

Использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств

для реализации информационных процессов с целью оперативной и

эффективной работы с информацией на законных основаниях

.

Способ

передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию

обучения и развития ребенка, позволяет с интересом учиться, находить

источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность

при получении новых знаний.

Результаты:

активизация познавательной активности, творчества, креативности;

умение работать с информацией;

повышение самооценки;

повышается динамика качества обучения.

Технология дифференцированного обучения

Педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках

которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то

есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что

дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по

отдельным предметам школьной программы на разном уровне , но не ниже

базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей

личности каждого учащегося.

Результаты:

развитие познавательной активности;

повышение самооценки;

повышается динамика качества обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения

Сущность

технологии

заключается

в

максимальном

развитие

не

формирование

заранее

заданных)

индивидуальных

познавательных

6

способностей

ребёнка

на

основе

использования

у

него

опыта

жизнедеятельности. В технологии личностно-ориентированного обучения

центр всей образовательной системы- индивидуальность детской личности,

следовательно

методическую

основу

этой

технологии

составляют

дифференциация и индивидуализация обучения.

Результаты:

развитие

индивидуальных

познавательных способностей каждого

ребёнка;

самоопределение и самореализация;

развитие творческого потенциала

Проектная технология

Обучение, при котором учащиеся самостоятельно и охотно приобретают

недостающие

знания

из

разных

источников;

учатся

пользоваться

приобретенными знаниями для решения познавательных и практических

задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора

информации,

наблюдения,

проведения

эксперимента,

анализа,

построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Результаты:

развитие индивидуальных творческих способностей;

повышение уровня владения предметом;

расширение кругозора;

формирование навыка самостоятельности;

самоопределение и самореализация

Игровые технологии

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации

происходит

через

введение

игровой

ситуации:

проблемная

ситуация

проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности

составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит

в условно-игровом плане

Результаты:

воспитание познавательных интересов и активизация деятельности;

повышает уровень интереса к предмету, расширение кругозора;

способствует преодолению пассивности;

усиливает работоспособность;

повышение качества знаний

Технология проблемного обучения.

Организация учебных занятий, которая предполагает создание под

руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную

деятельность учащихся по их разрешению.

7

Результаты:

развитие мыслительных способностей;

развитие самостоятельности;

прочное усвоение изученного;

стимулирование внутренней мотивации учения;

формирование убеждений;

овладение первичными навыками исследовательской деятельности

Здорвьесберегающие технологии

Это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического,

психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья

школьников на период обучения в школе.

Результаты:

улучшение умственной деятельности;

развитие познавательных процессов;

развитие мелкой моторики;

повышение двигательной активности;

повышение качества обучения

Система инновационной оценки «портфолио»

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и

аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов

обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет

учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной,

творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее

спланированная и специально организованная индивидуальная подборка

материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и

достижения обучающегося в различных областях.

Результаты:

формирование учебной мотивации;

раскрытие индивидуальных возможностей;

повышение качества самооценки

Дистанционные технологии

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий

предполагает

получение

образовательных

услуг

без

посещения

образовательного учреждения, с помощью современных информационно-

образовательных технологий и систем телекоммуникации.

Результаты:

активизация познавательной активности;

повышение результативности в освоении учебных предметов;

ликвидация пробелов в знаниях;

участие в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах

1. ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

8

- доступность;

- прочность;

- сознательность и активность;

- демократичность;

- учет индивидуальных способностей.

2.

ИНТЕРЕС

КАК

ФАКТОР,

ПОВЫШАЮЩИЙ

АКТИВНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

Задавая вопрос, что способствует повышению эффективности урока, имеем

ввиду

целеустремлённую

активность

учеников

в

процессе

обучения.

Активность, проявляемая учениками на уроке, может быть представлена в

двух видах:

- познавательная;

- двигательная.

Познавательная

активность

учащихся,

как

правило,

характеризуется

направленностью на самообразование . В этом случае ученик придает

значение содержательной стороне обучения.

Интерес - это положительное отношение к чему - либо, побуждающее

человека проявить активность для познания интересующего.

Интерес учащихся на уроках отличается разнообразием целевых установок

учащихся:

- изучить новый материал на уроке;

- закрепить уже полученные знания и умения;

- укрепить здоровье;

- сформировать навыки исследования и трудолюбия;

- развивать нравственные и психические качества.

Интерес познавательной деятельности - мощный двигатель обучения и

учения. От него зависит не только продуктивность овладения знаниями,

способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной

деятельности. В практике осуществляется стимуляция познавательного

интереса через организацию учебной деятельности учащихся. В ходе

обучения

познавательный

интерес

выступает

как

мотив

не

только

побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер их

протекания.

Стимулами, связанными с организацией и характером протекания учебной

деятельности, являются:

- многообразие форм самостоятельной работы, их сменяемость (это

стимулирует активную деятельность, помогает осознать необходимость в

преодолении трудностей, заставляет думать);

- проблемность изучения материала, ее стимулы, способствующие развитию

и укреплению познавательного интереса.

Среди

условий,

при

которых

развивается

познавательная

активность

учащихся, выделяются следующие:

9

- пробуждение интереса к изучаемому предмету. Этому способствует

организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, потому что

вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;

- разнообразие видов деятельности на уроке;

- осознание учащимися важности, необходимости и целесообразности

освоения намеченных учителем действий на уроке;

- связь нового материала с ранее изученным;

- доступность учебного материала, характеризующегося определенной

степенью трудности, сложности;

- своевременность контроля и оценки результатов деятельности учащихся;

яркость, эмоциональность учебного материала, создание положительного

эмоционального тонуса.

3. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Самым важным в любой учебной программе

является раздел «Основы

знаний», в ходе которого идет формирование новых знаний, умений и

навыков. Этот блок содержит в себе весь учебный материал с указанием

всевозможных видов деятельности учащихся и использование различных

носителей информации.

Содержание специальных основ знаний, так же как и общих, определяется

учебной программой. Делается это с учётом возрастных особенностей и

степени подготовленности школьников.

4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Межпредметные связи активизируют учебно-познавательную деятельность

учащихся. Они формируют и развивают мышление и познавательный

интерес младших школьников.

5. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ

Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из которых

являются: правильная постановка задач урока, создание положительного

эмоционального фона, оптимальная загруженность школьника.

Положительный настрой в начале урока при постановке познавательных

задач поддерживается в дальнейшем при организации выполнения учебных

задний.

Ученик должен знать не только то, что он выполняет, но и как надо

выполнить. Учащиеся самостоятельно учатся творческому выполнению

заданий, способам и приемам учебной деятельности. Зная, как нужно

работать в этом или ином случае, учащиеся с меньшей затратой времени и

сил, с большей эффективностью усваивают новые знания и умения. Все это

способствует развитию познавательного интереса, вызывает желание узнать

больше, укрепляет веру в собственные силы. Например: в одном случае

дается учащимся инструктаж, как лучше выполнить задание, в другом -

необходимо вспомнить связь с ранее изученным материалом, объяснить

допущенные ошибки, осмыслить действия (задания), выделить в них главное.

Для осуществления самоконтроля на уроке применяются специальные

карточки с некоторыми типичными ошибками. Такой анализ ошибок

10

позволяет выявить, кто из учеников не умеет еще осуществлять контроль и

самоконтроль, кому стоит помогать.

Создание положительного эмоционального фона так же способствует

созидательной

активной

деятельности

на

уроках.

Как

правило,

он

формируется у учащихся еще до начала урока и должен сохраниться на всем

его протяжении. Эмоциональный фон может меняться по ходу занятий.

Зависит он, прежде всего, от самочувствия учеников, их интереса к предмету,

к логическим

операциям, от настроения, от оценок их деятельности.

Существует

несколько

методов,

способствующих

повышению

эмоциональности урока и вызывающих положительные эмоции у учащихся,

выполняющих различные операции.

Использование

игровых

и

соревновательных

методов

повышает

эмоциональный фон урока.

Известно, что однообразная физическая

деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний.

Формы работы:

наблюдения;

диагностика;

беседы с участниками образовательного процесса;

консультации;

дифференцированные задания;

учебные задания практико-ориентированной направленности;

проектная деятельность;

игровые технологии ;

соревнования, олимпиады , конкурсы ;

работа в малых группах;

кружковая деятельность;

задания творческого и нестандартного характера;

Комплекс мер по повышению качества преподавания технологии

Цель : Повышение качества школьного образования

Решение поставленной цели будет осуществляться через:

1.Совершенствование

профессиональной

компетентности

педагога

в

вопросах реализации системно-деятельностного подхода и оценки качества

результатов образования

2.Оценку качества учебного и программно-методического фонда

3.Применение в процессе обучения информационных технологий

Началом работы по повышению качества знаний должно стать проведение

диагностики по определению исходного уровня мотивации .Для мониторинга

взяты за основу следующие методики:

- методика Н.П. Капустиной «Уровень воспитанности обучающихся»

11

- методика Н.Г. Лусканова «Оценка уровня школьной мотивации»

- измерение самооценки по методике Дембо- Рубинштейна

- методика «Кто я» ( методика М. Куна ( модификация)

На современном этапе модернизация образования тесно связана с поиском

новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения. Для

успешного

осуществления

образовательного

процесса

всё

актуальнее

становится

аналитический

контроль

его

текущего

состояния

и

результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки

качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является

мониторинг:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную

деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и

ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Месяц

Проблема и ее

причина

Меры по

устранению

проблемы

Прогнозируемый

результат

Сентябрь

Недостаточная

готовность

учащихся к

обучению в

школе.

Проведение

стартовой

диагностики.

Выяснение

индивидуальных

способностей и

потребностей

каждого ученика.

Разработка

комплекса мер,

развивающих

учебную

мотивацию:

творческие задания,

система поощрения.

Разработка рабочих

программ,

ориентированных на

конкретный контингент

и расширение базы

наглядных пособий.

Повышение качества

подготовки детей

.

Октябрь

Анализ процесса

адаптации

учащихся 1

класса к новым

учебным

условиям.

Возможные

пробелы в

Проведение

консультаций для

учащихся, имеющих

пробелы и

испытывающих

трудности в

освоении отдельных

тем.

-

Быстрое привыкание

первоклассников к

школе и безболезненное

привыкание к новым

предметам.

Повышение качества

знаний у

мотивированных

12

знаниях и

трудности в

освоении

отдельных тем у

некоторых

учащихся.

Индивидуальная

работа с учащимися

учащихся по отдельным

предметам

Ноябрь

Наличие

неуспевающих и

слабоуспевающих

учащихся по

итогам I

триместра

Формирование

групп взаимной

помощи из

учащихся. Работа по

консультированию

пробелов и

трудностей.

Участие в

олимпиадах,

конкурсах и

выставках.

Повышение мотивации

учения у

слабоуспевающих.

Декабрь

Возможная

неблагоприятная

оценочная

ситуация для

отдельных

учащихся

Индивидуальная

работа с

учащимися

Оптимальное

использование

часов школьного

компонента. Работа

кружков.

Ликвидация пробелов.

Формирование духа

взаимопомощи и

поддержки в коллективе

учащихся.

Январь

Недостаточное

внимание к

учащимся,

успешно

справляющимся с

учебой.

Участие в

олимпиадах.

Возрастание престижа

знаний в детском

коллективе.

Февраль

Наличие

большого числа

учащихся,

испытывающих

утомление от

учебных

нагрузок.

Работа кружка.

Возможное облегчение

учебного труда для

быстро утомляющихся

учащихся.

Март

Наличие

неуспевающих и

слабоуспевающих

учащихся по

итогам триместра

Консультирование,

дополнительный

опрос,

индивидуальные

задания

Повышение мотивации

учения у

слабоуспевающих.

Ликвидация пробелов.

13

Апрель

Недостаточно

прочное освоение

учебного

материала,

пройденного за

год.

Организация

индивидуальных

занятий

Восстановление в

памяти учащихся тем,

пройденных за год.

Более прочное

закрепление материала.

Май

Проблема

успешного

проведения

промежуточной

аттестации.

Продолжение

повторения,

тренировочные и

контрольные

работы. Защита

проектов

Четко организовывается

промежуточная

аттестация.

Результативность может быть определена по следующим показателям:

1.Повышение результативности в освоении учебных предметов;

2.Осутствие проблем с успеваемостью и дисциплиной;

3.Улучшение состояния здоровья;

4.Повышения физической работоспособности;

5.Развитие личностных качеств: настойчивости, целеустремленности, воли.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение качества образования обучающихся.

2. Создание творческой среды, обеспечивающей самореализацию каждого

учащегося.

3. Внедрение новых образовательных стандартов через информатизацию,

интеграцию учебных дисциплин, внеурочную деятельность.

4. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов.

5. Создание единого образовательного сообщества (педагоги, родители,

учащиеся, общественные организации).

6. Оснащение образовательного учреждения современными средствами

материально-технического обеспечения школьных уроков.

14



В раздел образования