Напоминание

Выявление и развитие способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время


Автор: Спиридонова Оксана Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Родомановская средняя школа"
Населённый пункт: Смоленская область Гагаринский район д. Родоманово
Наименование материала: ПРОГРАММА
Тема: Выявление и развитие способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области

.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

С.В. Толпинец

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_____________ А.Е.Шишпор

Приказ № 113 от 31.08.2020г.

Рассмотрена на заседании школьного Методического

объединения учителей начальных классов

Протокол № 1 от 28.08.2020г.

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов

на уроках и во внеурочное время

Составила: Спиридонова Оксана Сергеевна,

учитель первой квалификационной категории

д. Родоманово

2020 г

Паспорт программы

Наименование

программы

«Программа по выявлению и развитию способностей

обучающихся начальных классов на уроках и во

внеурочное время»

Основание для

разработки программы

Федерального

Закона

«Об

образовании

в

Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

№273ФЗ;

Федерального государственного образовательного

стандарта

основного

общего

образования,

утвержденного приказом Министерства образова-

ния и науки Российской Федерации от 17. 12.2010

г. №1897.

Устав школы.

Разработчик

программы

Учитель начальных классов первой категории

Спиридонова Оксана Сергеевна

Цель программы

Выявление,

обучение,

воспитание

и

поддержка

одарённых детей, повышение социального статуса

творческой личности; развитие интеллектуальных

умений учащихся на основе формирования у ребенка

умений

управлять

процессами

творчества:

фантазированием,

пониманием

закономерностей,

решением сложных проблемных ситуаций.

Задачи программы

1.Определение

и

развитие

интеллектуального

и

творческого потенциала младших школьников;

2.Формирование устойчивого интереса к учебной

деятельности; ·развитие интереса к исследователь-

ской деятельности;

3.Формирование основ логического мышления;

4.Формирование элементов самостоятельной

деятельности;

5.Развитие

образного

восприятия

и

элементов

воображения как основы творческой деятельности;

6.Формирование ценностного отношения к миру,

жизни, обществу.

7.Предоставление

возможности

совершенствовать

способности

в

совместной

деятельности

со

сверстниками,

учителем,

через

самостоятельную

работу.

Исполнители основных

мероприятий

Учитель начальных классов первой категории

Спиридонова Оксана Сергеевна

Участники программы

Обучающиеся 1-4 классов

Система организации

контроля за ходом

реализации Программы

Общий

контроль

за

реализацией

Программы

осуществляет администрация школы.

Куратор Программы - зам.директора по УВР Толпи-

нец С. В.

Время реализации

программы

2019-2023 г.г.

Этапы реализации

программы

1 этап.

Сбор информации от родителей, детей,

педагогов о достижениях обучающихся в какой-либо

деятельности: -анкетирование родителей «Чем любит

заниматься ваш ребёнок?»

-анкетирование учащихся по выявлению интересов

«Твой любимый предмет в школе».

- анализ особых успехов и достижений учащихся по

предметам.

2 этап.

Индивидуальная оценка возможностей ребен-

ка:

-диагностика потенциальных возможностей детей

совместно с психологической службой в школе.

-диагностика потенциальных возможностей детей

классным руководителем в классе

-создание банка данных по талантливым и одаренным

детям.

3

этап.

Развитие

творческих

и

познавательных

способностей:

- вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.

-создание условий для участия детей в различного

вида конкурсах, олимпиадах, выставках и т.п.

Основные направле-

ния реализации програм-

мы

1.Выявление творческих способностей обучающихся;

2.Создание банка данных «Одаренные дети»;

3.Разработка индивидуальных форм работы;

4.Внедрение

в

учебный

процесс

современных

педагогических технологий для развития творческих

способностей обучающихся;

5.Использование

активных

форм

и

методов

организации образовательного процесса;

6.Создание образовательных курсов, направленных

на

поддержку

одаренных

обучающихся

при

выстраивании индивидуальной траектории развития

обучающихся;

7.Развитие

системы

внеурочной

учебной

и

внеклассной

деятельности

обучающихся,

которая

позволит

школьникам демонстрировать свои

достижения на конкурсах, смотрах различного уров-

ня.

Основные применяемые

педагогические

технологии

1.

Информационно-коммуникативные технологии;

2.

Технология

системно- деятельного подхода

(проблемное обучение);

3.

Технология проектного обучения;

4.

Технология

личностно-ориентированного

обучения;

5.

Технология дифференцированного обучения;

6.

Технология игрового обучения;

7.

Здоровьесберегающие технологии;

8.

Система инновационной оценки «портфолио»;

9 .Дистанционная технология.

Формы работы по

выявлению и развитию

творческих способностей

обучающихся

1. Наблюдения;

2.Диагностика;

3.Олимпиады;

4.Творческие выставки;

5.Групповые занятия с «сильными» обучающимися;

6.Проектная деятельность;

7.Предметные кружки;

8.Творческие мастерские;

9.Конкурсы различного уровня;

10.Внеурочная деятельность

Ожидаемые результа-

ты реализации про-

граммы

1. Формирование системы работы с одаренными и

способными обучающимися;

2. Формирование банка, технологий и программ для

ранней диагностики способных и одаренных детей;

3. Выработка стратегии и тактики функционального,

педагогического, социально-психологического и

научно-методического обеспечения для изучения и

развития способных и одаренных детей школы;

4. Увеличение количества обучающихся, принявших

участие в предметных олимпиадах, конкурсах,

фестивалях;

5. Повышение показателей успешности детей на

олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

6. Повышение качества образования.

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к

творческой

и

познавательной

деятельности

предусматривает

создание

благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков,

творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых

образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,

расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в

конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана на основании:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 года №273ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Цель:

Выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей,

повышение социального статуса творческой личности; развитие интеллектуальных

умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять

процессами

творчества:

фантазированием,

пониманием

закономерностей,

решением сложных проблемных ситуаций.

Задачи:

1.Определение и развитие интеллектуального и творческого потенциала младших

школьников;

2.Формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; ·развитие интереса

к исследовательской деятельности;

3.Формирование основ логического мышления;

4.Формирование элементов самостоятельной

деятельности;

5.Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой

деятельности;

6.Формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.

7.Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной

деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

Основные направления реализации программы

1.Выявление творческих способностей обучающихся;

2. Создание банка данных «Одаренные дети»;

3. Разработка индивидуальных форм работы;

4. Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для раз-

вития творческих способностей обучающихся;

5. Использование активных форм и методов организации образовательного

процесса;

6. Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных

обучающихся

при

выстраивании

индивидуальной

траектории

развития

обучающихся;

7.Развитие

системы

внеурочной

учебной

и

внеклассной

деятельности

обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения

на конкурсах, смотрах различного уровня

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и

развитию способностей:

1.Принцип доверия и поддержки;

2.Принцип добровольности;

3.Принцип индивидуальности;

4.Принцип выбора;

5.Принцип творчества и успеха;

6.Принцип привлекательности результатов;

7.Принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей

обучающихся:

1.Наблюдения;

2.Диагностика;

3. Олимпиады;

4.Творческие выставки;

5.Групповые занятия с сильными обучающимися;

6.Проектная деятельность;

7.Предметные кружки;

8.Творческие мастерские;

9.Конкурсы различного уровня;

10.Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс

мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Формы работы с родителями

1.Творческие и проблемные родительские собрания;

2. Групповые и индивидуальные консультации;

3.Творческие отчеты;

4.Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на

творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей

обучающихся.

Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика:

1.

Изучение диагностических методик.

2.

Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению

интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.

Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем

анкетирования.

4. Изучение

личностных

потребностей

одаренных

обучающихся

путем

собеседования.

II.Развитие творческих и познавательных способностей:

1.

Привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.

2.

Использование в практике работы с одаренными детьми следующих

приемов:

творческие ответы;

выполнение творческих тематических заданий;

выполнение проблемных поисковых работ;

выступления в лекторских группах;

назначение ответственными за проведение групповых и коллективных

работ;

приобщение (в различных формах) к работе учителя;

повышение степени сложности заданий;

интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

1.

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся

(молнии-объявления).

2.

Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на

родительских собраниях.

Ожидаемые результаты

1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;

2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики

способных и одаренных детей;

3.

Выработка

стратегии

и

тактики

функционального,

педагогического,

социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и

развития способных и одаренных детей школы;

4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных

олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

5.

Повышение

показателей

успешности

детей

на

олимпиадах,

конкурсах,

соревнованиях;

6. Повышение качества образования.

Педагогические методики:

1.Методика проектов Л.С. Выготский,

2. Методика индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,

3.Методика

личностно-ориентированного

и

развивающего

обучения

И.С. Якиманская.

Диагностики:

1.Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);

2.Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)

3.Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).

4.Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова и

др.)

5.Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке и во

внеурочной деятельности.

6.Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на занятии.

7.Оценка уровня мотивации (по Лускановой Н.Г.).

8.Анкета одаренности (А.И. Савенков) (предлагаю заполнить родителям).

9.Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для

младших школьников»).

10.Методика «Оценка общей одаренности»

11. Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя».

12.

Методика «Карта одарённости».

13.Проектная технология Джона Дьюи.

14.Исследовательский метод С.Т. Шацкого.

15.Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора

«Психометрический тест К.Э. Сишора».

16.«Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха»

(методика Капустина Н.П.).

17.Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

18.«Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков

школьников» М. Ступницкая.

19.

«Диагностика направленности мотивации» (Т.Д. Дубовицкая).

20.«Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова.

21.Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся».

22.Опросник «Карта интересов» (Голомшток А.Е., Климов Е.А.,

Мешковская О.П. в модификации Филимоновой).



В раздел образования