Автор: Зайковская Татьяна Станиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГАУ ДО Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: "Учим историю в школьном музее"
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки Камчатского края
КГАОУ ДОД «Камчатский дом детского и юношеского туризма и
экскурсий»
учебный проект:
«УЧИМ ИСТОРИЮ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ»
КОМАНДА «АЛЬТАИР»
Камчатского Дома детского и юношеского туризма и экскурсий
РУКОВОДИТЕЛЬ: Зайковская Татьяна Станиславовна
г. Петропавловск-Камчатский
2021 год
ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА ПРОЕКТА:
1.
Потеев артем, 11 класс
2.
Коцай Влад, 11 класс
3.
Семенова Дана, 8 класс
4.
Адволодкин Влад, 10 класс
5.
Копаница Аенастасия,8 класс
6.
Коцай Елена, 11 класс
7.
Шлопак Анна, 11 класс
8.
Парышева Екатерина – 11 класс
Участники проекта: учащиеся, их родители, учителя МБОУ СОШ № 41,
воспитанники, воспитатели и родители МДОУ № 18, воспитанники
Камчатского детского дома №3 для детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
Консультанты: Т.С. Зайковская – педагог дополнительного образования
КГАОУ ДО Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий, ,
А.В. Петров – краевед, О.В. Хопрячкова – методист отдела краеведения
КГАОУ ДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
2
Содержание
Введение……………………………………………………………………….4
1.1 Выбор проблемы ………………………………………………………7
1.2. Актуальность .…………………………………………………………7
1.3. Вывод………………………………………………………………….8
Глава 2. Исследование проблемы. Титульный лист ……………………9
Содержание главы 2………………………………………………………….10
2.1 Изучение
методических рекомендаций по организации школьного
музея…………………………………………………………………………..11
2.2 Материальное обеспечение, необходимое для развития школьного
музея……………………………………………………………………………..14
2.3Выводы…………………………………………………………………….15
Глава 3. Наше решение. Титульный лист ……………………………….16
Содержание главы 3………………………………………………………….17
3.1. Обоснование эффективности и универсальности решения проблемы…18
3.2.
Программа
реализации
проекта
и
обоснование
необходимости
запланированных действий …………………………………………………….19
3.3.Задачи для инициативной группы …………………………………………20
Выводы…………………………………………………………………………...22
Глава 4. Наши действия. Титульный лист……………………………….23
Содержание главы 4…………………………………………………………24
4.1.Реализация проекта развития школьного музея и патриотического
воспитания средствами музейной педагогики………………………………..25
4.2. Перспективы развития музея. …………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………….27
Приложения: Паспорт школьного музея, тексты экскурсий и документы
конкурсов, видеоэкскурсии, иллюстрации о проведенной работе……….28
3
Введение
Патриотизм
в
современных
условиях
это,
с
одной
стороны,
преданность
своему
отечеству,
а
с
другой
сохранение
культурной
самобытности каждого народа, входящего в состав России. В Законе «Об
образовании» говорится о необходимости формирования в школьном
возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина
города, как активного преобразователя окружающей и общественной
среды!».
Нас заинтересовало, почему современным школьникам мало
интересна история России, история родной семьи. Вот мы и выбрали для
решения в акции «Я – гражданин России» проблему «Развитие школьного
музея и патриотическое воспитание на его базе» и определить универсальные
пути ее решения.
Актуальность:
Мы не хотим, чтобы среди нас становилось все
больше «Иванов – не помнящих родства», мы не хотим, чтобы наши
сверстники мечтали, о том, как скорее закончить школу и уехать жить за
границу. Мы хотим, чтобы любовь к России стала не простыми словами, а
воплощалась в дела. Проблема сохранения страниц истории семьи, своего
поселка, города, всей России - является актуальной на все времена. В
школьном музее для этого имеются все возможности.
Цель проекта: развитие школьного музея и воспитание патриотизма
школьников и окружающего сообщества на его базе
Задачи проекта:
1.
Изучить научную и методическую литературу по работе школьных
музеев
2.
Развивать музейные экспозиции в школьном музее
3.
Привлечь к работе школьного музея как можно больше учащихся
своей школы, родителей, общественные организации, известных людей
города
4.
Сотрудничать с музеями других школ и города
5.
Подать заявку на получение гранта для развития музея
4
Глава I
ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ
5
Содержание:
1.1 Выбор проблемы ………………………………………………………7
1.2..Обоснование актуальности проблемы.………………………………7
1.3. Вывод………………………………………………………………….8
6
1.1. ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ:
Для того чтобы выбрать из всех проблем, которые сейчас волнуют
школьников, наиболее актуальную, мы провели в социологический опрос, в
котором приняли участие учителя школы, родители учащихся, сами ученики
нашей школы. На обсуждение вышли проблемы: «Актуальность сдачи ЕГЕ и
ОГЕ в современной школе», «Проблема культурного досуга детей и
молодежи», «Чистота в городе», «Различные зависимости – наркотики,
алкоголь, курение», очень много экологических проблем, которые волнуют
население планеты и нас, лично. Мы обсудили эти проблемы, и решили, что
на сегодняшний день есть одна, которой мы могли бы заняться и сделать
многое на пути ее решения.
Музей в нашей школе был создан более десяти лет именно благодаря
такой же акции «Я – гражданин России». Нашим старшим товарищам
удалось тогда создать в школе музей, но в последние годы, из-за отсутствия
средств он недостаточно развивался. Мы выяснили, что вопрос сохранения
страниц истории на сегодняшний день стоит достаточно остро. Мы решили
изменить ситуацию и серьезно заняться реорганизацией музея.
Многие учащиеся, и даже некоторые родители плохо знают историю
России, уходят в забвения важные события из жизни школы, в редких
семьях сохраняют память о своих предках. Академик Д.С. Лихачев писал:
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди
других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи Народные отличия сохранятся и в
XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только
передачей знаний».
Из разговоров с одноклассниками, родителями, мы поняли, что вопрос
сохранения истории стоит очень остро в наше время. И. Эренбург писал:
«Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он
7
исходил из любви к своей маленькой родине родному городу, школе». Мы
решили пойти по этому пути. Наша инициативная группа решила заняться
этой проблемой.
1.2. Актуальность.
Для начала мы решили подтвердить ее актуальность.
Мы разработали анкету опроса и раздали ее всем учащимся школы,
учителям и попросили принять в опросе родителей. Опрос показал, что очень
ученики нашей школы, в первую очередь, конечно же учителя и некоторые
родители учащихся нашей школы хорошо
понимают насколько важно
чувство патриотизма для человека, для Родины, для ее процветания. 60%
респондентов согласились, что музей является для этого самым подходящим
местом. Но почти все считают, что заниматься воспитанием патриотизма
должны прежде всего учителя.
социологический опрос по созданию музея
0
20
40
60
80
100
120
140
160
1
Всего опрошено
Согласны, что музей
нужен
Не считают эту
проблему важной
Готовы поделиться
архивами
Согласны помогать в
работе
В помощи отказывают
рис. 1. Диаграмма социологического опроса.
1.2 Вывод:
Мы пришли к выводу, что проблема воспитания патриотизма стоит
остро в нашем сообществе и она касается:
Всех учеников школы,
Всех
участников
нашего
сообщества
–
самих
учащихся,
родителей учащихся, учителей.
Проблема актуальна для всех граждан России.
8
Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
9
Содержание:
2.1
Изучение
методических
материалов
по
организации
научно-
исследовательской и просветительской работы школьного музея …..12
2. 2. Организация поисково-собирательской работы, научной и
просветительской работы в школьном музее……………………………13
2.3 Вывод………………………………………………………………...... 15
10
2.1. Изучение методических материалов по организации научно-
исследовательской и просветительской работы школьного музея
Наше решение развивать деятельность школьного музея привело к
необходимости
изучения
методических
материалов.
Изучив
и
проанализировав методические рекомендации по работе школьного музея,
мы выяснили, что в нем должна вестись работа в следующих направлениях:
Организация поисково-собирательской работы, научной и
просветительской работы в школьном музее
Поисково-собирательская работа проводится на основе разработанных
планов в следующей последовательности:
— подготовительный период, составной частью которого является
организация научной работы;
—
разработка маршрутов поиска, конкретных планов действия
поисковых групп;
— проведение сбора и поиска в соответствии с планом, первичная
обработка собранных материалов;
— научная работа по собранным экспонатам;
— разработка тематического плана экспозиции;
— уточнение плана поисковой работы, организация дополнительного
поиска.
Особое внимание следует обратить на подготовительный период
работы, который определит весь ход проведения собирательской работы. В
этот период следует изучить материалы, содержащие сведения об изучаемых
событиях
и
лицах,
о
связи
с
соответствующими
организациями,
учреждениями и лицами. Составные части этой работы следующие:
1. Научная работа. Она состоит в изучении литературных и архивных
источников, газет и журналов. При чтении источников составляются
необходимые выписки к краткие исторические справки по теме (описание ос-
11
новных событий в хронологической последовательности, фактов, явлений;
цифровые данные).
2.
Изучение краеведческих материалов, имеющихся в школе, в
местном музее.
3.
Переписка
и
посещение
соответствующих
учреждений
и
организаций (архивов, секций ветеранов войны, партийных комитетов и
комитетов комсомола предприятий, совхозов, колхозов и т. д.).
4.
Беседы и встречи с краеведами, очевидцами и свидетелями
изучаемых событий.
На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому
вопросу, в которой указывается круг лиц, которых надо разыскать, перечень
организаций и лиц, с которыми следует установить связь в целях получения
новых или дополнительных сведений.
На всех этапах работы следует вести дневники, делать необходимые
фотоснимки, магнитофонные записи.
Беседы с участниками, свидетелями и очевидцами изучаемых событий
следует вести по заранее составленному вопроснику.
При проведении сбора материалов следует учесть, что сбору подлежат
вещественные, документальные, письменные и другие материалы.
К вещественным материалам относятся: орудия труда, инструменты,
образцы сырья и готовой продукции предприятий, сельского хозяйства,
предметы быта местного населения — мебель, бытовая утварь, одежда,
обувь, украшения и т. д.; подлинные вещи знатных людей (Героев
Советского Союза, Героев Социалистического Труда, героев гражданской и
Великой Отечественной войн) и других лиц, чья жизнь и деятельность
связаны с историей края, района, школы; реликвии, связанные с участием
населения
города,
района
в
революции,
в
гражданской
и
Великой
Отечественной войнах, — оружие (как личное, так и найденное на местах
боев), обмундирование, награды, походное снаряжение, планшеты и т. д.
12
Документальные
материалы:
мандаты,
удостоверения,
пропуска,
принадлежащие участникам событий, постановления собраний, обращения,
заявления и т. д. Фотографические материалы наиболее полно и наглядно
отражают исторические события, эпизоды борьбы и труда советского народа.
К ним относятся также портреты выдающихся людей страны, края, района,
фотографии памятных мест города, района, памятников истории и культуры
и т. д.
Печатные и письменные материалы: плакаты, афиши, листовки, газеты,
дневники, воспоминания.
Особое значение имеют уникальные экспонаты — единственные в
своем роде вещи, связанные с важнейшими историческими событиями.
При сборе экспонатов очень важно получить и сразу же записать
максимальную информацию о каждом предмете, чтобы можно было
установить их подлинность, достоверность. Нельзя допускать, чтобы в фонд
музея попадали случайные вещи. Все возникающие сомнения при описании
(аннотации) экспонатов следует разрешить в музее или в архиве, у опытных
специалистов.
По собранным материалам проводится научная работа:
—
изучение
и
аннотирование
документальных,
вещественных
экспонатов и предметов изобразительного искусства, т. е. написание краткой
письменной характеристики экспоната (происхождение, принадлежность и
связь экспоната с конкретными историческими событиями), указываются
библиографические источники и основные сведения о личности;
— разработка тематического плана, раскрывающего в лаконичной
форме содержание создаваемой экспозиции музея. Тематический план
одновременно
является
планом
для
продолжения
поисковой
(собирательской) работы.
2.2 Материальное обеспечение, необходимое для развития
школьного музея
13
Мы составили
примерную смету необходимого материального
обеспечения и план деятельности по развитию материальной базы музея.
Смета:
1.
Необходимые дополнительные витрины, планшеты для оформления
экспозиций - 4 шт.* 50 тыс. рублей = 200
2.
Необходимые
средства
для
художественного
оформления
экспозиций – разработка и печать плакатов, настенные файлы,
стойки = 200 тыс. рублей.
3.
Средства для организации собирательской работы – экспедиций,
научной и экскурсионной деятельности – 200 тыс.
4.
Средства для закупки недостающих экспонатов для действующих
экспозиций – 100 тыс. рублей.
Также мы выяснили, что:
1.
Школа имеет ограниченные средства на оформление
интерьера школы и на создание экспозиций школьного
музея;
2.
В школе нет художника, который бы художественно
оформил музейную экспозицию.
3.
Существует система грантов для развития школьных
музеев.
2.3
Выводы:
Проблема воспитания патриотизма может
решаться
средствами
музейной
деятельности,
при
дальнейшем
развитии
школьного
музея.
Это
подтверждают
положения
государственной программы по патриотическому воспитанию, а также
проведенный среди учителей, учеников и родителей опрос.
Решение
проблемы
развития
музея
можно
осуществить
привлекая к его работе как можно школьников, учителей, родителей,
14
других
членов
окружающего
сообщества,
общественные
и
государственные организации.
Решение проблемы требует существенных финансовых средств и
нам необходимо найти пути их получения.
Глава 3
НАШЕ РЕШЕНИЕ
15
Содержание
3.1. Обоснование эффективности
и универсальности решения
проблемы………………………………………………………………….18
3.2.
Как
мы
видим
экономическую
сторону
решения
проблемы……………………………………………………………19
3.3.
Вклад инициативной группы команды «Альтаир» в решение
проблемы……………………………………………………………20
3.4.
Вывод……………………………………………………………….21
16
3.1.
Обоснование эффективности и универсальности решения
проблемы
Итак, мы приняли решение заняться проблемой развития школьного
музея.
Мы считаем, что существуют универсальные пути решения этой
проблемы и они под силу инициативному коллективу.
Мы разработали программу и поставили задачи ее реализации:
1. Получить знания по развитию школьного музея – путем изучения
документов в Интернете
2. Иметь желание этим заниматься
3. Приобрести навыки занятий музейной работой
4. Привлечь к этой работе как можно больше инициативных
творческих ребят
5. Привлекать к решению проблемы общественные организации,
заинтересованных
людей
из
общества,
учителей,
государственные
организации.
6. Найти финансовые способы решения проблемы развития музея.
Мы считаем, что выбранная нами программа действий по развитию
музея достаточно эффективна и универсальна, любая инициативная группа,
действуя по разработанной нами программе, может создать в школе или в
своем учреждении небольшой музей.
Мы считаем, что наше решение:
- необходимое, так воспитание патриотизма средствами музейной
деятельности на сегодняшний день актуально, так как оно позволяет вести
эту работу наглядно, с применением нетрадиционных технологий, форм,
средств и методов;
17
- эффективное и универсальное, так как мы разработали поэтапную
программу действий по проекту;
- наш проект может быть полезен другим инициативных группам при
создании и развитии школьных музеев;
-
при
решении
проблемы
мы
должны
привлечь
окружающее
сообщество, государственные организации, общественные организации,
СМИ, фонды;
- наше командное участие при выполнении поставленных задач играет
главную
роль в достижении цели
- развитие комплексного историко-
краеведческого музея в школе №41.
- деятельность по проекту интересна и важна для нашей команды, так
как проблема касается каждого из нас и наших близких;
- мы считаем, что наше решение отвечает интересам современного
общества – воспитания патриотизма, затрагивает интересы
учеников,
учителей школы, жителей поселков Заозерный и Дальний и важно для
потомков – оно способствует сохранению исторической памяти;
3.2. Программа реализации проекта и обоснование необходимости
запланированных действий
Сроки реализации и задачи на пути достижения цели проекта.
Мы рассчитываем, что цели нашего проекта могут быть достигнуты за
два учебных года.
На первый год мы поставили следующие задачи:
1. Повысить эффективность действующих в музее экспозиций, на базе
имеющихся экспонатов создать новые экспозиции
2. Проводить в школьном музее больше экскурсий для школьников –
окружающего
сообщества
–
воспитанников
детского
сада
№18,
воспитанников Камчатского краевого детского дома №3 для детей- сирот с
ограниченными возможностями здоровья, проводить дни открытых дверей в
школьном музее.
18
3.
Сотрудничать
с
другими
музеями
и
государственными
и
общественными организациями – потому что для работы в школьном музее
важно опираться на опыт других музеев, привлекать заинтересованные
общественные и государственные организации. Это позволит расширить
возможности для развития нашего музея.
4. В целях развития материальной базы музея подготовить документы
для получения гранта – так как целевых средств на развитие школьного
музея отпускается очень мало, то мы решили использовать возможность
получения гранта.
5. На уроках труда, ИЗО и в кружках школы создавать своими новые
артобъекты и экспонаты для школьного музея – так как новых экспонатов
поступает недостаточно, мы решили, что школьники могут своими руками
создавать экспонаты, уголки и панорамы.
3.3. Задачи для инициативной группы:
Провести социологический опрос и подтвердить актуальность
выбранной
проблемы
–
это
важно,
чтобы
получить
представление о понимании проблемы в обществе и среди
школьников.
Изучить и проанализировать методические рекомендации по
созданию школьного музея – это важно, чтобы вести работу в
музее эффективно и правильно;
Изучить рекомендации по учету и хранению, экспозиционной
работе, экскурсионно-массовой работе – это важно, так как
любой музей – это государственное хранилище истории, и вести
работу в нем необходимо согласно всех требований;
Подготовить программу работы по развитию музея – работать по
программе важно, чтобы поэтапно решать все задачи;
Провести паспортизацию музея – это важно, потому что паспорт
музея является его главным документом;
19
К работе по развитию музея привлечь коллектив школы: дать
задания ученикам и учителям, родителям собирать исторически значимые
фотографии, альбомы, экспонаты – это важно, потому мы поставили цель –
патриотическое воспитание участников нашего школьного и окружающего
сообщества;
Объявить
конкурсы
на
лучшие
артефакты
для
музейных
экспозиций, на лучший рассказ о школе, поселке в котором ты живешь, о
любимом учителе – это важно, таким образом мы сможем привлечь как
можно учащихся к работе школьного музея;
Обратиться с предложениями о сотрудничестве в различные
общественные и государственные организации – это важно, потому что без
помощи этих организаций наша работа будет не так эффективна;
Расклеить объявления о сборе экспонатов для новых экспозиций
– это важно, таким образом мы сможем пополнить фонд школьного музея;
Изучать опыт работы и ознакомиться с экспозициями краевого
краеведческого музея, музея боевой славы – то важно, потому что опыт
профессионалов всегда необходим.
Посетить городской
архив, написать обращение и получить
необходимые
архивные
документы
–
это
важно
для
достоверности
экспозиций;
В школьном музее уже создано много интересных экспозиций,
очень важно привлекать их для сотрудничества с учителями школы, для
проведения школьных мероприятий, для интегрированных уроков – это
позволит воспитывать патриотизм школьников более доступными для них
средствами – наглядно и ярко.
Также в этих целях очень важно проводить больше экскурсий для
окружающего сообщества – воспитанников детского сада №18, которые
вскоре станут учениками нашей школы, для воспитанников Камчатского
краевого
детского
дома
№3
для
детей-сирот
с
ограниченными
20
возможностями здоровья, способствовать воспитанию у них патриотизма,
проводить дни открытых дверей в школьном музее.
В
целях
развития
материальной
базы
музея
подготовить
документы для получения гранта, так как это позволит более эффективно
развивать школьный музей.
На уроках труда, ИЗО и в кружках школы создавать своими
новые артобъекты и экспонаты для школьного музея – это позволит
привлекать школьников и повышать их интерес к деятельности школьного
музея, расширять экспозиции.
Участвовать в конкурсах экскурсоводов, школьных музеев,
проектов и программ музейной деятельности – это важно, чтобы узнавать
опыт других школьных музеев, делиться своим опытом, получать оценку
своего труда.
Организовывать и проводить в школьном музее встречи с
интересными людьми, встречи с участниками военных событий, вечера
памяти.
ВЫВОДЫ:
изучив документы по патриотическому воспитанию,
методические
разработки
по
развитию
школьных
музеев,
проведя
социологический опрос, мы получили подтверждение, что наше решение о
развитии школьного музея является верным, универсальным и эффективным,
при соблюдении необходимых условий его реализации.
Мы разработали план действий, и считаем, что можем справиться
с поставленными задачами за два года. За это время мы планируем
существенно повысить уровень патриотической культуры в окружающем
сообществе, развить материальную базу школьного музея, расширить
экспозиции,
провести
мероприятия
с
привлечением
других
музеев,
специалистов
и
интересных
людей,
ветеранов
военных
действий,
общественных и государственных организаций.
21
Глава 4
НАШИ ДЕЙСТВИЯ
22
Содержание
4.1.Реализация проекта развития школьного музея и патриотического
воспитания средствами музейной педагогики…………………………….24
4.2. Перспективы развития музея ……………………………………….26
Выводы……………………………………………………………………26
23
4.1.Реализация проекта развития школьного музея и патриотического
воспитания средствами музейной педагогики
Приняв решение, что необходимо вести воспитание патриотизма в
школьной среде через сохранение страниц истории и осуществление
просветительской деятельности в школьном музее, мы начали работу по всем
пунктам принятой программы.
Что мы сделали:
Инициативная группа турклуба «Альтаир» привлекла к работе над
проектом учащихся школы № 41 и учителей, воспитанников детского сада №
18, их родителей и воспитателей, воспитанников Камчатского детского дома
№3 для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с
ограниченными возможностями здоровья.
За 2016-2017 и 2017-2018 учебные годы были проведены следующие
мероприятия:
Экскурсии в краевой краеведческий музей, в этнические деревни
Кайныран и Пымчах (Фото в приложении).
Посещали и участвовали в мастер-классах этнической культуры в
Камчатском краевом музее
Участники
турклуба
«Альтаир»
А.Голикова,
А.Адволодкин,
А.Кильдиярова, М.Титова, А. Петров и другие выходили со своими
исследовательскими работами на научно-практические конференции и
становились победителями. Участвовали и становились победителями в
конкурсе «Моя малая родина» Камчатского краевого дворца творчества.
Участники турклуба приняли участие в смене, посвященной этническим
культурам в ВДЦ «Океан».
Экскурсовод
музея
Валерия
Ламзова
стала
победителем
Всероссийской конференции обучащихся по направлению «Отечество» с
работой «Камчатская ездовая собака» в Москве.
24
Для воспитанников детского сада и детского дома в школьном музее
проводятся
экскурсии, а сами они принимали участие в подготовке
экспозиции «Стойбище ворона Кутха».
За прошедшее время были собраны экспонаты для экспозиции
«Традиции, культура и быт коренных народностей Камчатки», экспозиция
оформлена (Фото в приложении);
Были подготовлены и проводились Экскурсии и Видеоэкскурсии:
«Коренные народности Камчатки, традиции, быт, культура», «Праздники и
традиции шаманства коренных народностей Камчатки», «Русская изба»
«Камчатская ездовая собака», «Традиции празднования нового года»,
«История Курильского десанта», «Камчатка и камчатцы в годы войны»,
«Страницы из истории СССР», «История пионерской, октябрятской и
комсомольской организаций» и много других.
Подготовлены распечатаны плакаты для оформления экспозиции
Камчатка – вчера и сегодня.
Подготовлен и распечатан буклет «Школьный музей»
В музее проводились встречи с писательницей Ниной Германовной
Бережковой, с сотрудником Командрского заповедника Ивой Казанцевой, с
краеведом Ириной Васильевной Витер.
На классных часах в начальной школе демонстрировали фильмы
«Месяц доброго солнца», «Дар шамана», «Ангт», «Земля Кутха» и другие из
истории Камчатки;
Расширена музейная библиотечка по всем экспозициям
Проводились экскурсии по памятникам города
Участники команды участвовали в квесте по памятникам города
Было организовано сотрудничество с «Школой литературных
дарований», с военно-историческим комплексом, с краевой библиотекой им.
С.П.
Крашенинникова
-
проводили
выездную
выставку
в
Школе
литературных дарований, с экспонатами по истории СССР участвовали в
25
мероприятии «Библионочь» в Краевой библиотеке им. С.П. Крашенинникова
(Фото в приложении).
Подготовлены документы для участия в конкурсе проектов на грант
по развитию школьного музея, мы попытаемся бороться за получение гранта
от 1-го- до 2-х млн. рублей.
Работа по проекту освещалась в СМИ – на Сайте Камчатского дома
детского и юношеского туризма, на сайте школы №41, в газете «Камчатское
время».
4.2. Перспективы развития музея
Можно считать, что
работа по проекту проведена эффективно. Но она
продолжается и будет продолжаться, в музее постоянно создаются новые
экспозиции, временные выставки, выездные выставки, дни открытых дверей.
Сейчас например, готовится новая экспозиция – «Страницы истории СССР»,
с которой мы уже в этом месяце будем участвовать в краевом конкурсе
экскурсий.
Мы
намерены
и
дальше
продолжать
сотрудничать
с
Школой
литературных дарований, освещать свою работу в СМИ и Инетресурсах,
вести исследовательскую, собирательскую, а также просветительскую работу
среди школьников, воспитанников детского сада и детского дома, среди
родителей учащихся.
26
Список литературы:
1.
Борисова Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе.
— М.: Просвещение, 1982. — 238 с.
2.
В
помощь
организатору
школьного
музея.
Методические
рекомендации. — Петропавловск-Камчатский, Камчатский РИО,
1984. — 52 с.
3.
Вансалова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. —
2000. —№ 5. — С. 4-6.
4.
Великовская
Г.
В.
Мы
моделируем
музей.
//
Культурно-
образовательная деятельность музеев (сборник трудов творческой
лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела). —
М., институт переподготовки работников искусства, культуры и
туризма РФ, 1997. — с. 89—96.
5.
Горский В. А. Живое образование. — Ногинск: ООО «Принт»,
2007. — 236 с.
6.
Емельянов Б. В. Экскурсоведение. — М.: Владос, 2000. — 224 с.
7.
Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: метод.
рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 1983. — 112 с.
8.
Исследовательская практика школьников в профильном обучении:
книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Педагогика,
2006. — 192 с.
9.
Как
организовать
работу
школьного
краеведческого
музея:
методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь:
ПКИ, 1974. — 148 с.
10.
Скрипкина Л. И. Информативность экспозиций историко-краевед-
ческого музея в свете современных теорий научного познания. /
Музей в современном мире: традиционализм и новаторство. Труды
ГИМ. Вып. 104. — М.: ГИМ, 1999. — с 100–123.
11.
Степанищева Н. П. К вопросу о методике подготовке музейной
экскурсии. / Краеведческие записки. Вып. 3. — Барнаул, 1999. — с
204–215.
12.
Столяров Б.А. Музейная педагогика: история и современность //
Народное образование. — 2001. — № 5. — С.33–37.
13.
Столяров
Б.
А.
Педагогика
художественного
музея:
от
истоков
до
современности. — СПб.: Аврора, 1999. — 228 с.
Приложения
27
Публикация в газете «Камчатское время», май - 2017 г. .
«Я поведу тебя в музей…»
Экскурсоводы – школьники, посетители – и вовсе дошколята… На
прошлой неделе в рамках Дней туризма во многих школах города прошли
уроки туризма, Дни открытых дверей в музеях.
Участники клуба «Альтаир» камчатского Дома детско-юношеского
туризма принимали в эти дни воспитанников детского сада № 18
«Снежинка» в созданном собственными силами музее школы № 41.
В небольшом экспозиционном зале музея юные хранители старины
стремятся показать самые различные страницы истории из жизни Родины.
Есть в музее экспозиция, рассказывающие о быте и праздниках русского
народа в прошлые века. Посетители могут присесть за стол в небольшой
русской избе (фрагмент которой ребята обустроили в музее) и услышать
рассказ экскурсовода о том, какой посудой пользовались прежде, узнать, что
такое иконостас, для чего в избе всегда имелся оберег. Самотканые льняные
полотенца, берестяная посуда, деревянные ложки и старинная шкатулка,
чугунный
утюг
и
ножницы
также
привлекают
внимание
маленьких
посетителей. А за импровизированным окошком избы выставлена настоящая
картина из городской жизни ХIХ века.
Отдельная выставка посвящена недавнему прошлому нашей страны. В
ней - бюст дедушки Ленина под знаменем Советского Союза, экспонаты,
напоминающие о Великой Отечественной войне. В экспозиции «Бытовая
техника ХХ века» представлены печатная машинка, фотоувеличитель,
фотоаппараты, магнитофон, диапроектор и другие вещи, совсем недавно
наполняющие квартиры горожан, а теперь ставшие музейными экспонатами.
С
интересом
рассматривали
малыши
экспозицию
минералов
Камчатского края – подарок директора музея геологии Александра Горбача.
Несколько плакатов в музее рассказывают о традициях малых народов
Камчатки. Привлекают внимание детворы и коллекции значков, открыток,
монет.
Школьные экскурсоводы применяют в своей работе новые формы – в
завершение экскурсии малышей повеселили небольшой мультимедийной
презентацией,
сопровождающей
специально
подготовленную
для
них
выставку частной коллекции статуэток кошек.
Приглашать в музей воспитанников детского сада уже стало традицией
для экскурсоводов клуба «Альтаир». Под Новый год малыши принимали
участие в демонстрации музейной программы «Быт и праздники русского
народа». А совсем скоро они придут в школу учиться, и те, кому интересно,
сами станут отыскивать предметы старины в бабушкиных копилках, водить
экскурсии по музею.
Татьяна ЗАЙКОВСКАЯ,
руководитель клуба «Альтаир».
28
Анкета 1. Уважаемый респондент!
К Вам обращается инициативная группа ТУРКЛУБА «АЛЬТАИР»
Просим ответить на вопросы нашей анкеты.
Результаты опроса помогут определить тему
нашего социального проекта
(При заполнении анкеты укажите, пожалуйста, Ваш возраст/класс.)
Вопросы:
1. Знаете ли Вы что такое патриотизм? Если да, то напишите, как Вы это
понимаете. Нет
2. Чувствуете ли Вы себя гражданином России? Да Нет
3. Какими качествами должен обладать житель нашего города? Выберите 5
качеств, которые соответствуют Вашему представлению: Нравственность
Эгоизм Безразличие к себе и окружающим Чувство долга Приверженец
идеалам, ценностям, традициям общества Гражданственность Духовность
Любовь к малой Родине Безответственность Безграмотность
4. Знаете ли вы, что такое малая Родина? Если да, напишите, как вы это
понимаете. Нет Благодарим за сотрудничество!
Анализ полученных данных: Результаты опроса
1. Знаете ли Вы что такое патриотизм? ДА 74% %, НЕТ 26% %
2. Чувствуете ли Вы себя гражданином России? ДА 85% %, НЕТ 15 %
3. Какими качествами должен патриот?
Эгоизм 0 %
Безответственность 0 %
Безразличие 0 %
езграмотность 0%
Идеалы и ценности 4 %
Гражданственность 15 %
Духовность 25 %
Чувство долга 12 %
Любовь к малой родине 28 %
Нравственность 20 %
Вывод: большинство респондентов считают, что:
Быть патриотом значит: Знать историю своего поселка, города, края, страны.
История Родины, из чего она складывается. Из отдельных историй граждан
страны, из историй отдельных поселений, городов, краев. Из истории
героических поступков.
29