Автор: Владимирова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей раннего возраста
Владимирова Ольга Николаевна
Воспитатель
ГБДОУ детского сада № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Ранний возраст является самый благоприятным периодом
для развития речи
ребенка. Основные условия, в которых происходит речевое развитие, – это общение
ребенка со взрослыми и предметная деятельность. Развитие речи в раннем возрасте идет
по двум направлениям:
- развитие понимаемой речи
- становление активной речи.
Становлению и развитию речи способствует мелкая моторика рук. Мелкая
моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими
свойствами
сознания,
как
внимание,
мышление,
координация
в
пространстве,
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения
для
развития
пальчиков
или
пальчиковая
гимнастика.
Дети
с
удовольствием
проговаривают короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти
упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию
воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.
Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с настроением выполняет все.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и мгновенно переключают
внимание малыша с капризов и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенок
больше ничем не хочет заняться.
С детьми мы играем в такие пальчиковые игры:
- «Пальчики здороваются»,
- «Ладушки – ладушки»,
- «Этот пальчик – бабушка»,
- «Водичка, водичка…»,
- «Капуста»,
- «Печем пироги»,
- «Стенка»,
- «Комарики»,
- «Зайка»,
- «Замок» и т.д.
Упражнения
на
развитие
ориентировки
в
пространстве
тесно
связаны
с
предыдущими, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба
и бег. Развивая ориентировку в пространстве, мы учим детей:
- Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением
дистанции;
- Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну;
- Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;
- Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;
- Равномерно сужать и расширять круг;
- Ходить со сменой ведущих;
-
Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой,
противоходом.
Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен
запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями,
кирпичиками, елочками, стоящими или лежащими на полу) и повторить его. Эти задания
способствуют развитию не только ориентировки в пространстве, но и двигательной и
зрительной памяти.
Физкультминутки:
Ветер дует нам в лицо…
Ветер дует нам в лицо, (взмахи руками перед лицом)
Закачалось деревцо (наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз)
Ветерок все тише, тише,
Деревце всё выше, выше (руки поднять вверх, подняться на носках)
Упражнения без музыкального сопровождения могут быть использованы во время
утренней гимнастики.
Осваивать темп музыки легче на простых движениях: хлопках, ударах по бубну,
взмахах руками и т.д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие,
медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Взяв ребёнка за руку и,
продолжая медленно ударять по барабану, пройти с ним по комнате. После того, как
медленный шаг освоен, рассказать малышу, что барабан может издавать короткие и
быстрые удары. Под них можно бегать, как зайчик.
«Паровоз» Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа
движения рук и ног в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий.
Он вагоны повез
Точно настоящий.
Дети стоят в колонне друг за другом и держат руки, сжатые в кулаки, перед грудью. С
началом музыки (в медленном темпе) дети начинают не спеша идти паровозиком, вращая
перед собой руками, как колесами. Темп музыки постепенно нарастает, в соответствии с
ним движения убыстряются – дети переходят на легкий бег с быстрым вращением рук.
Затем темп музыки начинает постепенно замедляться-дети замедляют бег, переходят на
шаг (руки тоже замедляют вращение) и с окончанием музыки весь поезд останавливается.
Музыкальное сопровождение: «Едет, едет паровоз», муз.Г.Эрнесакса.
«Змейка» Цель: развитие чувства музыкального ритма, координация темпа движения с
темпом музыки.
Оборудование: детские стульчики по количеству детей, бубен.
Описание: на отдельные неторопливые ритмичные удары в бубен дети идут змейкой (друг
за другом, держась за руки) между стульями, поставленными по прямой линии на
расстоянии одного метра друг от друга. На быстрый перезвон бубна (тремоло) дети
начинают бежать по внешнему кругу – вокруг стульев. Когда бубен замолкает, дети
садятся на стульчики. Когда снова зазвучат отдельные удары в бубен, дети возобновляют
движение змейкой. В первый раз играть на бубне должен взрослый, а при повторении
упражнения бубен можно дать одному из детей, предварительно выбранного считалкой.
1.
Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.:
Аверсвэв, 2005.
2.
Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.:
Медецина 2007. - 304с.
3.
Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно / В.Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,
1999. - 159с.
4.
Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков,
Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, 2003. - 240с.
5.
Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
6.
Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство -
Пресс, 2007. - 472 с.