Автор: Юткина Олеся Павловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 14
Населённый пункт: Московская область, г.о. Долгопрудный
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики в игре."
Раздел: дошкольное образование
"Развитие мелкой моторики в игре."
« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
(В.Сухомлинский).
Движение это одно из основных механизмов уравновешивания в
системе «организм - среда». Организм человека не просто
уравновешивается со средой, но активно адаптируется, и в процессе этой
адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и
функционально, а с другой – активно изменяет и приспосабливает среду. В
данном процессе движение у человека приобретает специфический,
качественно новый характер. Оно обусловлено сознательным, социально -
биологическим характером деятельности человека, является основным
средством связи и взаимодействия, активной адаптации, трудовой и
учебной деятельности, которые в свою очередь в значительной степени
зависят от уровня развития координационных способностей рук человека.
Все глубинные психологические процессы, осознанные или
неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции,
мелких движениях пальцев.
Функция кисти уникальна и универсальна. Она основной
орган труда во всем его многообразии. Рука настолько
связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала
вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке
неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через
руку. Жест как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить,
приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их
более весомыми.
Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют
мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как
ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика
рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит
в различных видах предметно-практической деятельности.
Например, во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо
развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев,
вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки
осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.
Очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как
аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с
ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности, к письму.
Игры и упражнения , направленные на развитие мелкой моторики
Игра, как средство создания эмоционального подъема, положительных
эмоций и радости, хорошее средство для развития мелкой моторики.
1.Игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа,
разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые
бассейны с различными наполнителями.
2 «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному
развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении
из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно
манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность,
терпение и настойчивость.
3.Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сложи по
образцу» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку
предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного
диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации
системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная
умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем
обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка
большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное
задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким
отверстием и леска.
4. Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую
моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют
усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки
шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют
развитию речи; развивают творческие способности; развивают
усидчивость; игра способствует улучшению координации движений,
гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом
отсутствия проблем с письмом в школе.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой
моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры,
игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
5. Игры с прищепками- развивают мелкую моторику, пространственное
воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также
становлению речи. Например:
Игра "Найди прищепку"
Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к
ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие -
сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.
Игра "Солнышко"
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной
стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже
глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико).
Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и
расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот
однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-
грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики.
Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда
все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и
посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра "Елочка"
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите
ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у
вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их,
так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку
можно раздеть и снова одеть.
Игра "Травушка-муравушка"
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите
ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится
травка.
Игра "Цветочки"
Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним
того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки,
ромашки, розочки и т. д.
По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать
человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое.