Напоминание

"Развитие мелкой моторики в игре."


Автор: Юткина Олеся Павловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 14
Населённый пункт: Московская область, г.о. Долгопрудный
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики в игре."
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Развитие мелкой моторики в игре."

« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

(В.Сухомлинский).

Движение это одно из основных механизмов уравновешивания в

системе «организм - среда». Организм человека не просто

уравновешивается со средой, но активно адаптируется, и в процессе этой

адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и

функционально, а с другой – активно изменяет и приспосабливает среду. В

данном процессе движение у человека приобретает специфический,

качественно новый характер. Оно обусловлено сознательным, социально -

биологическим характером деятельности человека, является основным

средством связи и взаимодействия, активной адаптации, трудовой и

учебной деятельности, которые в свою очередь в значительной степени

зависят от уровня развития координационных способностей рук человека.

Все глубинные психологические процессы, осознанные или

неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции,

мелких движениях пальцев.

Функция кисти уникальна и универсальна. Она основной

орган труда во всем его многообразии. Рука настолько

связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала

вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке

неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через

руку. Жест как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить,

приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их

более весомыми.

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют

мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как

ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика

рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как

внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),

воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит

в различных видах предметно-практической деятельности.

Например, во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо

развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев,

вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки

осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.

Очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как

аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с

ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к

школе, в частности, к письму.

Игры и упражнения , направленные на развитие мелкой моторики

Игра, как средство создания эмоционального подъема, положительных

эмоций и радости, хорошее средство для развития мелкой моторики.

1.Игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа,

разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые

бассейны с различными наполнителями.

2 «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному

развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении

из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно

манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность,

терпение и настойчивость.

3.Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сложи по

образцу» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку

предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного

диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации

системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная

умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем

обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка

большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное

задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким

отверстием и леска.

4. Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую

моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют

усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки

шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют

развитию речи; развивают творческие способности; развивают

усидчивость; игра способствует улучшению координации движений,

гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом

отсутствия проблем с письмом в школе.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой

моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры,

игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

5. Игры с прищепками- развивают мелкую моторику, пространственное

воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также

становлению речи. Например:

Игра "Найди прищепку"

Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к

ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие -

сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.

Игра "Солнышко"

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной

стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже

глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико).

Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и

расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот

однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-

грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики.

Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда

все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и

посмотрите, какое оно стало веселое.

Игра "Елочка"

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите

ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у

вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их,

так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку

можно раздеть и снова одеть.

Игра "Травушка-муравушка"

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите

ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится

травка.

Игра "Цветочки"

Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним

того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки,

ромашки, розочки и т. д.

По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать

человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое.



В раздел образования