Напоминание

"Формирование основ финансовой грамотности"


Автор: Мищенко Анна Валерьевна
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С 28
Населённый пункт: город Ступино, Московская обл.
Наименование материала: Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Формирование основ финансовой грамотности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мищенко Анна Валерьевна,

воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №28 «Дельфинчик»

Московская область, г. Ступино

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего

дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

А. Прево

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные

исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети

получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической

действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной

личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных

норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы

рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в

ходе НОД, их продолжительность составляет 25 - 30 минут.

Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т.

д., включают в себя:

Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

Решение проблемных ситуаций.

Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка»».

Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

Решение арифметических задач, кроссвордов.

Чтение художественной литературы.

Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.

Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:

Игровые упражнения для развития математических способностей.

1

Предполагаемые результаты

По завершению проведенных мероприятий дети могут:

Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе

реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей

– это аванс детям в расчете на их будущий труд.

Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут

быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом

положении семьи и его самого.

Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от

качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе

с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение,

формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

Тематический план мероприятий с детьми

Тема

Педагогические средства

Оборудование

Сроки

проведения

Входная диагностика

Беседа, упражнения, работа с

карточками, игровое упражнение

Сентябрь

Модуль 1. «Финансовая азбука»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

Задачи:

1.

познакомить детей с многообразием потребностей человека;

2.

научить определять разницу между «хочу» и «надо»;

3.

формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

4.

воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать

дела, осуждать жадность и расточительность.

1

Что такое

потребности?

Потребности семьи

Д/и «Заветные желания», беседа,

загадки, чтение и анализ сказки,

упражнение, игра

«Если бы я

Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что

нужно?»

2

выиграл миллион…»

Сентябрь

2

Что необходимо

человеку?

Д/и «Кому что нужно?»,

демонстрация м/ф «Уроки тётушки

Совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф

«Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением

героев мультфильма, картинки с изображением предметов,

лото «Кому что нужно?».

Модуль 2. «Труд»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.

Задачи:

1.

расширить представления детей о труде взрослых;

2.

познакомить детей с многообразием профессий человека;

3.

способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;

4.

воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать

дела, осуждать жадность и расточительность;

5.

формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Почему все взрослые

работают?

Беседа, соревнование, д/и,

упражнение.

Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий,

лэпбук «Все профессии важны»,

фрагмент м/ф «Уроки

тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши.

Октябрь

2

Путешествие в страну

профессий

Сюжетно - ролевая игра, беседа,

отгадывание загадок, игровое

упражнение.

Компьютер,

«Заводи

мотор!»-

песенка

из

м/ф

«Будни

аэропорта»,

картинка-схема

с

изображением

аэропорта,

картинки-коллажи с изображением людей разных профессий,

предметы для игрового упражнения, карточки с изображением

предметов.

Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.

Задачи:

1.

познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;

2.

научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

3.

объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;

4.

объяснить, от чего зависит цена товара;

5.

развивать внимание, мыслительные операции, речь;

6.

воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

1

«Кто что делает?»

Дидактическая игра,

Лэпбук «Все

профессии

важны»,

загадки,

пословицы, поговорки.

Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук.

Ноябрь

2

Что такое товар?

Беседа,

загадки,

игра «Хочу и

Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для

3

Обмен и покупка

товаров

надо»,

физкультминутка

«Колобок»,

логические

задачи,

поговорки о бережливости.

игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры

«Бартер»,

презентация

«В

гостях

у

сказок»,

ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Модуль 4. «Деньги»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

Задачи:

1.

познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;

2.

закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

3.

учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;

4.

помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

5.

способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

6.

способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;

7.

формировать разумное отношение к расходованию денег;

8.

формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Деньги. Монета.

Банкнота.

Беседа, д/и, НОД, изобразительная

деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные

карандаши.

Декабрь

2

«Достоинство монет и

купюр»

Работа

с

морфологической

таблицей, сравнение монет разного

и одинакового достоинства, игра

«Поезд монет и купюр», чтение

стихотворения

Ш.Галиева

«Три

копейки на покупку»

Набор монет на каждого ребенка для практических

действий,

«поезд

монет

и

купюр»,

где

дети

смогут

раскладывать

монеты

и

купюру

в

увеличивающейся

и

уменьшающейся

последовательности;

Морфологическая

таблица признаков монет и купюр.

3

«Путешествие в

прошлое денег.

Деньги, какие они

бывают?»

Дидактическая

игра

«Хорошо

-

плохо»,

загадки,

стихи,

клад

шкатулка

с

деньгами,

работа

с

таблицей «Какие бывают деньги»,

работа с плакатом с картинками,

решение задач, изготовление денег

в магазин.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег;

компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия),

образцы денежных купюр в шкатулке,

морфологическая

таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка

Модуль 5. «Семейный бюджет»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной

экономике.

Задачи:

1.

познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;

2.

научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

4

3.

сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

4.

сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;

5.

формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

6.

воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать

дела, осуждать жадность и расточительность.

1

«Семейный бюджет»

Метод моделирования, беседа,

анализ игровой ситуации, чтение

художественной литературы,

проблемный диалог, решение

арифметических задач, д/и «Доход-

расход».

Фланелеграф,

картинки

с

изображением

членов

семьи;

картинки для модели: обязательные платежи, желательные

расходы, длительные накопления, необязательные расходы;

мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

Январь

2

Как приходят деньги в

семью, азбука

доходов

Психологическая разминка,

моделирование, проблемный

диалог, решение арифметических

задач, составление обобщающих

рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек

с изображением членов семьи.

Модуль 6. «Семейные доходы и расходы»

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они

бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение

экономно (разумно) тратить деньги.

Задачи:

1.

познакомить с понятием «денежные сбережения»;

2.

продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

3.

закрепить понятия «доход», «расход»;

4.

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный

и необязательный).

5.

воспитывать бережное отношение к собственным доходам.

2

«Семейный бюджет и

расходы семьи»

Упражнения, проблемная ситуация,

игра-

размышление,

игра-

соревнование,

кроссворд,

чтение

художественной

литературы

К.

Чуковский «Муха-цокотуха», В.

Даль «пословицы и поговорки»,

дидактическая

игра

«Какие

бывают доходы».

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»,

карточки с изображением членов семьи; карточки с

изображением предметов, символизирующих основные и

неосновные расходы, иллюстрации с изображением

различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама

стирает

и

т.

д.),

игрушка

Незнайка,

компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам,

картинки

с

изображением

профессий,

картинки

с

Февраль

5

изображением предметов и орудий труда, фишки.

3

«Азбука юного

финансиста»

Чтение художественной литературы

«Три

поросенка»,

беседа,

изобразительная

деятельность,

решение проблемных ситуаций.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные

карандаши.

Модуль 7. «Юные финансисты»

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для

повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.

расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

2.

развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3.

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

1

«Путешествие в

сказочную страну

Финансов»

Дидактическая игра «Супермаркет»,

рассказ

-

визуализация,

отгадывание

загадок,

изобразительная деятельность.

Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация,

материалы для детского творчества:

бумага для рисования,

фломастеры,

деньги

бумажные

и

металлические

(можно

копии),

презентация

«Деньги

прошлого,

настоящего

и

будущего».

Март

2

«Юные финансисты»

Игра

«Брейн-ринг»,

команда

«Знайки»

и

команда

«Почемучки», загадки, дыхательная

гимнастика, игра «Хочу и надо»,

физкультурная минутка, вопросы к

детям.

Формирование

правил

обращения с деньгами.

Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей,

кошелек,

Модуль 8. «Магазины бывают разные»

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их

финансовой грамотности.

Задачи:

1.

ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;

2.

продолжать знакомить детей с профессиями продавца, кассира;

3.

учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;

4.

продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;

5.

формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;

6.

продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;

6

7.

развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

8.

воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;

9.

воспитывать культуру речевого общения.

1

Магазины бывают

разные. Как

правильно выбирать

товары в магазине?

Сюжетно - ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная

игра.

Экскурсия.

Карточки с изображением различных товаров; опорные

таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч,

магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с

изображением двух коров, муляжи или карточки с

изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем

товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд,

два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением

пар товаров

Апрель

2

«По страницам

сказки «Цветик-

семицветик»

Сюжетно

-

ролевая

игра

с

подвижными элементами.

Игра «Уточним цвет лепестков».

Чтение сказки.

Склеенный

из

цветного

картона

цветок

с

семью

лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По

страницем сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер,

мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена,

луковицы.

3

«Магазин «Детский

мир»

Игровое занятие Подвижная игра,

беседа - рассуждение, загадки,

стихи, игра «Найди себе пару»

Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки,

флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин

«Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор,

экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».

Модуль 9. Страна «Зкономград»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения

их финансовой грамотности;

Задачи:

1.

учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;

2.

закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.

3.

развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

4.

выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;

5.

развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

6.

развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

7.

воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой

работе.

1

«Путешествие в

сказочную страну

Путешествие,

беседа,

загадки,

поговорки о бережливости, игра

Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки,

ширма, таблицы Товары и Услуги.

7

Экономию»

«Услуги и товары», динамическая

пауза.

Май

2

«Веселая ярмарка»

Ролевая игра.

Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские

народные

костюмы

(коробейников,

скоморохов

и

пр.);

музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные,

колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока,

медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки;

корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).

3

«Путешествие в

страну «Экономград»

Беседа, путешествие, игровые

задания, физкультминутка,

поговорки, пластический этюд.

Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки,

атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер,

ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.

Диагностика на конец

учебного года

май

Приложение 11

Работа с родителями

Мероприятие

Сроки реализации

1

Сообщение

на

родительском

собрании:

«Уроки

финансовой

грамотности в семье» Анкета для родителей.

сентябрь

2

Консультации и рекомендации для родителей.

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

октябрь

3

Рекомендации для родителей

«Правила,

которых нужно придерживаться,

чтобы ребенок

научился контролировать свои финансы»

ноябрь

4

Сообщение на родительском собрании: «Финансовая

грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие

дошкольников».

декабрь

5

Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».

январь

6

Консультация « Правила карманных денег»

февраль

7

Посещение открытого мероприятия

март

Буклет «Советы финансового воспитания»

апрель

8

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников

финансовой грамотности за 2019-2020 учебный год.

май

9



В раздел образования