Автор: Мищенко Анна Валерьевна
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С 28
Населённый пункт: город Ступино, Московская обл.
Наименование материала: Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Формирование основ финансовой грамотности"
Раздел: дошкольное образование
Мищенко Анна Валерьевна,
воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №28 «Дельфинчик»
Московская область, г. Ступино
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные
исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети
получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической
действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной
личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных
норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы
рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в
ходе НОД, их продолжительность составляет 25 - 30 минут.
Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.
Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т.
д., включают в себя:
―
Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
―
Решение проблемных ситуаций.
―
Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка»».
―
Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
―
Решение арифметических задач, кроссвордов.
―
Чтение художественной литературы.
―
Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
―
Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
―
Игровые упражнения для развития математических способностей.
1
Предполагаемые результаты
По завершению проведенных мероприятий дети могут:
―
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе
реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
―
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
―
Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей
– это аванс детям в расчете на их будущий труд.
―
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
―
Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут
быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
―
Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом
положении семьи и его самого.
―
Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
―
Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от
качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе
с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
―
Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение,
формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Тематический план мероприятий с детьми
№
Тема
Педагогические средства
Оборудование
Сроки
проведения
Входная диагностика
Беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение
Сентябрь
Модуль 1. «Финансовая азбука»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.
Задачи:
1.
познакомить детей с многообразием потребностей человека;
2.
научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
3.
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
4.
воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать
дела, осуждать жадность и расточительность.
1
Что такое
потребности?
Потребности семьи
Д/и «Заветные желания», беседа,
загадки, чтение и анализ сказки,
упражнение, игра
«Если бы я
Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что
нужно?»
2
выиграл миллион…»
Сентябрь
2
Что необходимо
человеку?
Д/и «Кому что нужно?»,
демонстрация м/ф «Уроки тётушки
Совы», беседа, упражнение.
Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф
«Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением
героев мультфильма, картинки с изображением предметов,
лото «Кому что нужно?».
Модуль 2. «Труд»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.
Задачи:
1.
расширить представления детей о труде взрослых;
2.
познакомить детей с многообразием профессий человека;
3.
способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
4.
воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать
дела, осуждать жадность и расточительность;
5.
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
1
Почему все взрослые
работают?
Беседа, соревнование, д/и,
упражнение.
Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий,
лэпбук «Все профессии важны»,
фрагмент м/ф «Уроки
тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши.
Октябрь
2
Путешествие в страну
профессий
Сюжетно - ролевая игра, беседа,
отгадывание загадок, игровое
упражнение.
Компьютер,
«Заводи
мотор!»-
песенка
из
м/ф
«Будни
аэропорта»,
картинка-схема
с
изображением
аэропорта,
картинки-коллажи с изображением людей разных профессий,
предметы для игрового упражнения, карточки с изображением
предметов.
Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.
Задачи:
1.
познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;
2.
научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
3.
объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
4.
объяснить, от чего зависит цена товара;
5.
развивать внимание, мыслительные операции, речь;
6.
воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.
1
«Кто что делает?»
Дидактическая игра,
Лэпбук «Все
профессии
важны»,
загадки,
пословицы, поговорки.
Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук.
Ноябрь
2
Что такое товар?
Беседа,
загадки,
игра «Хочу и
Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для
3
Обмен и покупка
товаров
надо»,
физкультминутка
«Колобок»,
логические
задачи,
поговорки о бережливости.
игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры
«Бартер»,
презентация
«В
гостях
у
сказок»,
ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Модуль 4. «Деньги»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:
1.
познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
2.
закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
3.
учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
4.
помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
5.
способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
6.
способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
7.
формировать разумное отношение к расходованию денег;
8.
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
1
Деньги. Монета.
Банкнота.
Беседа, д/и, НОД, изобразительная
деятельность.
Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные
карандаши.
Декабрь
2
«Достоинство монет и
купюр»
Работа
с
морфологической
таблицей, сравнение монет разного
и одинакового достоинства, игра
«Поезд монет и купюр», чтение
стихотворения
Ш.Галиева
«Три
копейки на покупку»
Набор монет на каждого ребенка для практических
действий,
«поезд
монет
и
купюр»,
где
дети
смогут
раскладывать
монеты
и
купюру
в
увеличивающейся
и
уменьшающейся
последовательности;
Морфологическая
таблица признаков монет и купюр.
3
«Путешествие в
прошлое денег.
Деньги, какие они
бывают?»
Дидактическая
игра
«Хорошо
-
плохо»,
загадки,
стихи,
клад
–
шкатулка
с
деньгами,
работа
с
таблицей «Какие бывают деньги»,
работа с плакатом с картинками,
решение задач, изготовление денег
в магазин.
Изображения разных предметов, которые играли роль денег;
компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия),
образцы денежных купюр в шкатулке,
морфологическая
таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка
Модуль 5. «Семейный бюджет»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной
экономике.
Задачи:
1.
познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;
2.
научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
4
3.
сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
4.
сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
5.
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
6.
воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать
дела, осуждать жадность и расточительность.
1
«Семейный бюджет»
Метод моделирования, беседа,
анализ игровой ситуации, чтение
художественной литературы,
проблемный диалог, решение
арифметических задач, д/и «Доход-
расход».
Фланелеграф,
картинки
с
изображением
членов
семьи;
картинки для модели: обязательные платежи, желательные
расходы, длительные накопления, необязательные расходы;
мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.
Январь
2
Как приходят деньги в
семью, азбука
доходов
Психологическая разминка,
моделирование, проблемный
диалог, решение арифметических
задач, составление обобщающих
рассказов, д/и «Семейный бюджет».
Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек
с изображением членов семьи.
Модуль 6. «Семейные доходы и расходы»
Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они
бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение
экономно (разумно) тратить деньги.
Задачи:
1.
познакомить с понятием «денежные сбережения»;
2.
продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
3.
закрепить понятия «доход», «расход»;
4.
раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный
и необязательный).
5.
воспитывать бережное отношение к собственным доходам.
2
«Семейный бюджет и
расходы семьи»
Упражнения, проблемная ситуация,
игра-
размышление,
игра-
соревнование,
кроссворд,
чтение
художественной
литературы
К.
Чуковский «Муха-цокотуха», В.
Даль «пословицы и поговорки»,
дидактическая
игра
«Какие
бывают доходы».
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»,
карточки с изображением членов семьи; карточки с
изображением предметов, символизирующих основные и
неосновные расходы, иллюстрации с изображением
различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама
стирает
и
т.
д.),
игрушка
Незнайка,
компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам,
картинки
с
изображением
профессий,
картинки
с
Февраль
5
изображением предметов и орудий труда, фишки.
3
«Азбука юного
финансиста»
Чтение художественной литературы
«Три
поросенка»,
беседа,
изобразительная
деятельность,
решение проблемных ситуаций.
Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные
карандаши.
Модуль 7. «Юные финансисты»
Цель:
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для
повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1.
расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
2.
развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
3.
воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
1
«Путешествие в
сказочную страну
Финансов»
Дидактическая игра «Супермаркет»,
рассказ
-
визуализация,
отгадывание
загадок,
изобразительная деятельность.
Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация,
материалы для детского творчества:
бумага для рисования,
фломастеры,
деньги
бумажные
и
металлические
(можно
копии),
презентация
«Деньги
прошлого,
настоящего
и
будущего».
Март
2
«Юные финансисты»
Игра
«Брейн-ринг»,
команда
«Знайки»
и
команда
«Почемучки», загадки, дыхательная
гимнастика, игра «Хочу и надо»,
физкультурная минутка, вопросы к
детям.
Формирование
правил
обращения с деньгами.
Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей,
кошелек,
Модуль 8. «Магазины бывают разные»
Цель:
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их
финансовой грамотности.
Задачи:
1.
ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;
2.
продолжать знакомить детей с профессиями продавца, кассира;
3.
учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;
4.
продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;
5.
формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
6.
продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
6
7.
развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
8.
воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;
9.
воспитывать культуру речевого общения.
1
Магазины бывают
разные. Как
правильно выбирать
товары в магазине?
Сюжетно - ролевая игра, рассказ,
дидактическая игра, подвижная
игра.
Экскурсия.
Карточки с изображением различных товаров; опорные
таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч,
магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с
изображением двух коров, муляжи или карточки с
изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем
товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд,
два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением
пар товаров
Апрель
2
«По страницам
сказки «Цветик-
семицветик»
Сюжетно
-
ролевая
игра
с
подвижными элементами.
Игра «Уточним цвет лепестков».
Чтение сказки.
Склеенный
из
цветного
картона
цветок
с
семью
лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По
страницем сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер,
мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена,
луковицы.
3
«Магазин «Детский
мир»
Игровое занятие Подвижная игра,
беседа - рассуждение, загадки,
стихи, игра «Найди себе пару»
Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки,
флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин
«Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор,
экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».
Модуль 9. Страна «Зкономград»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения
их финансовой грамотности;
Задачи:
1.
учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
2.
закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.
3.
развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
4.
выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
5.
развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
6.
развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
7.
воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой
работе.
1
«Путешествие в
сказочную страну
Путешествие,
беседа,
загадки,
поговорки о бережливости, игра
Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки,
ширма, таблицы Товары и Услуги.
7
Экономию»
«Услуги и товары», динамическая
пауза.
Май
2
«Веселая ярмарка»
Ролевая игра.
Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские
народные
костюмы
(коробейников,
скоморохов
и
пр.);
музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные,
колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока,
медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки;
корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).
3
«Путешествие в
страну «Экономград»
Беседа, путешествие, игровые
задания, физкультминутка,
поговорки, пластический этюд.
Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки,
атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер,
ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.
Диагностика на конец
учебного года
май
Приложение 11
Работа с родителями
№
Мероприятие
Сроки реализации
1
Сообщение
на
родительском
собрании:
«Уроки
финансовой
грамотности в семье» Анкета для родителей.
сентябрь
2
Консультации и рекомендации для родителей.
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
октябрь
3
Рекомендации для родителей
«Правила,
которых нужно придерживаться,
чтобы ребенок
научился контролировать свои финансы»
ноябрь
4
Сообщение на родительском собрании: «Финансовая
грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие
дошкольников».
декабрь
5
Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».
январь
6
Консультация « Правила карманных денег»
февраль
7
Посещение открытого мероприятия
март
Буклет «Советы финансового воспитания»
апрель
8
Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников
финансовой грамотности за 2019-2020 учебный год.
май
9