Напоминание

Рекомендации педагогам по взаимодействию с "трудными" подростками


Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации педагогам по взаимодействию с "трудными" подростками
Раздел: полное образование





Назад




Рекомендации педагогам по взаимодействию с «трудными» подростками

Одной из основных причин отрицательного поведения подростков

является неправильное воспитание в семье.

«Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он

является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание

к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются

в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь

когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на

уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и

позволяют увидеть корни беды.

За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние

семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье,

которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования

личности.

Школа,

как

правило,

подхватывает

ошибки

родителей

во

взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым

отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Школьная дезадаптация

также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило,

агрессивной и социально-пассивной направленности.

В связи с этим, возрастает необходимость по восстановлению роли

школы в жизни подростков на основе педагогики, диалога и сотрудничества,

совместной деятельности с семьей.

Рекомендации, представленные далее, будут являться необходимыми

шагами по такому восстановлению.

Стремитесь

понять

мотивы

поведения

и

эмоциональное

состояние

подростка, войти с ним в душевный контакт.

Выражайте принятие и поддержку.

Стремитесь увидеть в подростке личность, признавайте за ним право

на собственное мнение, дайте возможность доказывать свою правоту.

Будьте готовы внимательно выслушать критику и предложения подростков.

Не бойтесь признать свою неправоту. Принесите извинения в случае неправоты.

Стремитесь

увлечь

идеями,

избегайте

стереотипов

и

шаблонов

в

отношениях, импровизируйте.

Руководите,

подавая

пример

(делать

то,

о

чем

говоришь,

к

чему

призываешь).

Владейте словом. Умейте вести разговор с подростком на любые темы.

Избегайте морализаторства.

Никогда не унижайте подростка, особенно в присутствии его сверстников.

Не

критикуйте

и

не

высмеивайте

того,

что

важно

и

дорого

для

подростков,

соблюдайте

конфиденциальность

в

разговорах

о

семьях

подростков,

событиях

их

личной

истории,

проявляйте

деликатность

в обсуждении этих вопросов.

Стремитесь увидеть лучшие качества подростка, опирайтесь на них.

Верьте в возможности изменения подростка, способность к решению

стоящих перед ним задач, рассматривайте каждый день как новую возможность

для роста и перемен к лучшему.

Поощряйте инициативу и старание, поддерживайте стремление обогащать

свой опыт и изменяться.

Стремитесь замечать и отмечать успех, радоваться за его достижения.

Не заостряйте внимание на слабостях и ошибках подростков.

Сохраняйте

эмоциональное

равновесие,

эффективно

справляйтесь

с разочарованием, раздражением, гневом.

Показывайте пример управления эмоциональным состоянием, профилактики

и разрешения конфликтов в отношениях с подростками и коллегами.

Стремитесь

одинаково

справедливо

относиться

к

каждому

ребенку;

не

предоставлять

никому

из

подростков

особых

привилегий;

отмечайте

и поощряйте вклад каждого подростка в общее дело.

Поддерживайте проявления взаимодействия и сотрудничества в коллективе,

инициативу и усилия коллектива в вопросах самоуправления, воспитательного

воздействия на своих членов.

Проявляйте чувство юмора, используйте шутку и юмор как средство

разрешения

напряженных

ситуаций,

поддержания

позитивной

атмосферы

в коллективе.

Стремитесь не ограничивать взаимодействие с подростками формальными

рамками, демонстрируйте готовность «поговорить по душам», находите время и

возможности для индивидуальных контактов с подростками. При этом сохраняйте

дистанцию - не допускайте «панибратства», не заключайте с подростками сделок и

«коалиций», ограничивайте откровения о своей личной жизни теми рассказами,

которые помогут здоровому росту подростков.

Проявляйте

терпение

и

выдержку,

избегайте

эмоционального

«реагирования», стремитесь принимать решения на основе анализа ситуации

и взвешивания альтернатив.



В раздел образования