Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации педагогам по взаимодействию с "трудными" подростками
Раздел: полное образование
Рекомендации педагогам по взаимодействию с «трудными» подростками
Одной из основных причин отрицательного поведения подростков
является неправильное воспитание в семье.
«Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он
является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание
к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются
в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь
когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на
уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и
позволяют увидеть корни беды.
За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние
семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье,
которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования
личности.
Школа,
как
правило,
подхватывает
ошибки
родителей
во
взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым
отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Школьная дезадаптация
также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило,
агрессивной и социально-пассивной направленности.
В связи с этим, возрастает необходимость по восстановлению роли
школы в жизни подростков на основе педагогики, диалога и сотрудничества,
совместной деятельности с семьей.
Рекомендации, представленные далее, будут являться необходимыми
шагами по такому восстановлению.
Стремитесь
понять
мотивы
поведения
и
эмоциональное
состояние
подростка, войти с ним в душевный контакт.
Выражайте принятие и поддержку.
Стремитесь увидеть в подростке личность, признавайте за ним право
на собственное мнение, дайте возможность доказывать свою правоту.
Будьте готовы внимательно выслушать критику и предложения подростков.
Не бойтесь признать свою неправоту. Принесите извинения в случае неправоты.
Стремитесь
увлечь
идеями,
избегайте
стереотипов
и
шаблонов
в
отношениях, импровизируйте.
Руководите,
подавая
пример
(делать
то,
о
чем
говоришь,
к
чему
призываешь).
Владейте словом. Умейте вести разговор с подростком на любые темы.
Избегайте морализаторства.
Никогда не унижайте подростка, особенно в присутствии его сверстников.
Не
критикуйте
и
не
высмеивайте
того,
что
важно
и
дорого
для
подростков,
соблюдайте
конфиденциальность
в
разговорах
о
семьях
подростков,
событиях
их
личной
истории,
проявляйте
деликатность
в обсуждении этих вопросов.
Стремитесь увидеть лучшие качества подростка, опирайтесь на них.
Верьте в возможности изменения подростка, способность к решению
стоящих перед ним задач, рассматривайте каждый день как новую возможность
для роста и перемен к лучшему.
Поощряйте инициативу и старание, поддерживайте стремление обогащать
свой опыт и изменяться.
Стремитесь замечать и отмечать успех, радоваться за его достижения.
Не заостряйте внимание на слабостях и ошибках подростков.
Сохраняйте
эмоциональное
равновесие,
эффективно
справляйтесь
с разочарованием, раздражением, гневом.
Показывайте пример управления эмоциональным состоянием, профилактики
и разрешения конфликтов в отношениях с подростками и коллегами.
Стремитесь
одинаково
справедливо
относиться
к
каждому
ребенку;
не
предоставлять
никому
из
подростков
особых
привилегий;
отмечайте
и поощряйте вклад каждого подростка в общее дело.
Поддерживайте проявления взаимодействия и сотрудничества в коллективе,
инициативу и усилия коллектива в вопросах самоуправления, воспитательного
воздействия на своих членов.
Проявляйте чувство юмора, используйте шутку и юмор как средство
разрешения
напряженных
ситуаций,
поддержания
позитивной
атмосферы
в коллективе.
Стремитесь не ограничивать взаимодействие с подростками формальными
рамками, демонстрируйте готовность «поговорить по душам», находите время и
возможности для индивидуальных контактов с подростками. При этом сохраняйте
дистанцию - не допускайте «панибратства», не заключайте с подростками сделок и
«коалиций», ограничивайте откровения о своей личной жизни теми рассказами,
которые помогут здоровому росту подростков.
Проявляйте
терпение
и
выдержку,
избегайте
эмоционального
«реагирования», стремитесь принимать решения на основе анализа ситуации
и взвешивания альтернатив.