Напоминание

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физического развития в ДОО.


Автор: Вопияшина Марта Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 48
Населённый пункт: г. Апатиты Мурманской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физического развития в ДОО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

средствами физического развития в ДОО.

Вопияшина М.С., инструктор по физической культуре

МБДОУ № 48 г. Апатиты Мурманской обл.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не

ослабевали никогда. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления ο доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности

и

патриотизме.

Смещение

акцентов

в

развитии

дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. И

как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных

ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У

ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.

Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим

воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе

различной деятельности.

Особенное значение в духовно-нравственном развитии имеет воспитание чувства

патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за

свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и

приумножить богатство своей страны.

Одним из эффективных средств решения задач воспитания патриотических чувств

подрастающего поколения являются занятия физкультурой и спортом, где раскрываются

познавательные, волевые и эмоциональные силы ребенка, формируются его практические

двигательные

навыки.

Обучение

движениям

оказывает

целенаправленное

влияние

на

внутренний мир ребёнка – на его чувства, мысли, взгляды, нравственные качества. В процессе

физического воспитания у детей развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка,

смелость, решительность.

Регулярные занятия физической культурой позволяют не только овладеть двигательными

навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества,

но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины.

Целью работы по проблеме воспитания патриотических чувств ребенка является

социально-педагогическая

поддержка

становления

и

развития

всесторонне

развитого,

ответственного, творческого, инициативного, активного гражданина России.

Задачи:

1. Формирование представлений о Родине (занятия в виде путешествий, ознакомление с видами

спорта в РФ, знакомство с известными российскими спортсменами, традиционными видами

спорта

на

Крайнем

Севере,

в

том

числе

национальными

саамскими).

2. Ознакомление дошкольников с национальной культурой и народными традициями (народные

игры, традиции и обычаи праздников, Олимпийские игры, праздник Севера, праздник Солнца в

Мурманске).

3. Военно - патриотическое воспитание (праздники

«День Защитника Отчества», «День

Победы», «День народного единства», «День семьи», «День Матери» - с включением игр и

упражнений, направленных на проявление единства, выдержки, волевых усилий, смекалки,

ловкости, чувства принадлежности к своему народу; общественные акции – поход к Памятнику

землякам, погибшим в годы ВОВ, «Бессмертный полк»)

Формирование представлений о Родине. Чувство Родины начинается у ребенка с

отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и

родителей, детей и воспитателей способствует проведение мероприятий посвящённых «Дню

Матери», «Папа, мама, я спортивная семья», где родители не только смотрят, чему обучились

дети, но и участвуют в играх, эстафетах, соревнованиях вместе с детьми. Постепенно

появляются традиции – и семейные (совместное участие), и «садовские».

Ознакомление дошкольников с русской культурой и народными традициями

осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий, начиная с групп младшего

дошкольного возраста. Используются русские народные подвижные и хороводные игры, такие

как «Гори, гори ясно», «Водяной», «Репка», «Шило», «Петушиный бой», «Жмурки с

колокольчиком», «Лиска – лиса», «Дед Мороз через дуб перерос», «Золотые ворота».

В группах старшего дошкольного возраста планирую системное и целенаправленное

ознакомление с различными видами спорта, значимыми

спортивными мероприятиями,

достижениями

известных

спортсменов

Севера

и

РФ.

Считаю важным тесное взаимодействие с музыкальным руководителем. Музыка и

музыкально - ритмические движения являются важной составляющей в духовно-нравственном

и патриотическом

развитии личности ребенка. Возможность выразить свои чувства в

движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка

контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Музыкальные произведения

способствуют более глубокому и осознанному пониманию русского характера, духовно –

нравственных ориентиров и ценностей («Катюша», «По камешкам», «Ручеек», «Танец с

веночками», «Смуглянка»

Военно - патриотическое воспитание

планирую и организую как интеграцию

различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является

праздники, посвящённые «Дню Защитника отечества» и «Дня Победы» оказывающие

наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к

праздникам, на физкультурных занятиях особое внимание уделяем строевой подготовке детей

под военные марши, традиционные музыкальные произведения конкретных знаменательных

дат.

Традиционными в нашем ДОУ стали такие мероприятия, как «Мама, папа, я –

спортивная семья», «Хибинский спортивный фестиваль», «День Защитника Отечества» с

активным

участием

пап

воспитанников,

«Веселые

старты»,

которые

способствуют

формированию

дружеских взаимоотношений со сверстниками, командного духа, чувства

коллективизма.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе

различных видов деятельности - на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр,

эстафет, спортивных турниров, досугов, элементов познавательного цикла на занятиях по

ФИЗО. Разнообразные формы включения детей в деятельность позволяют закрепить и

обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей и взрослых

общими чувствами и переживаниями.

Считаю, что благодаря совместной работе воспитателей, музыкального руководителя,

родителей формируется личность выпускника – здоровая, физически развитая с активной

гражданской позицией, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Планирую обогащать и систематизировать опыт педагогической работы в данном

направлении, накапливать практический материал, стремиться к взаимодействию с родителями

и педагогами ДОУ.



В раздел образования