Автор: Вопияшина Марта Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 48
Населённый пункт: г. Апатиты Мурманской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физического развития в ДОО.
Раздел: дошкольное образование
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
средствами физического развития в ДОО.
Вопияшина М.С., инструктор по физической культуре
МБДОУ № 48 г. Апатиты Мурманской обл.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не
ослабевали никогда. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления ο доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности
и
патриотизме.
Смещение
акцентов
в
развитии
дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. И
как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных
ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У
ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.
Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим
воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе
различной деятельности.
Особенное значение в духовно-нравственном развитии имеет воспитание чувства
патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за
свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и
приумножить богатство своей страны.
Одним из эффективных средств решения задач воспитания патриотических чувств
подрастающего поколения являются занятия физкультурой и спортом, где раскрываются
познавательные, волевые и эмоциональные силы ребенка, формируются его практические
двигательные
навыки.
Обучение
движениям
оказывает
целенаправленное
влияние
на
внутренний мир ребёнка – на его чувства, мысли, взгляды, нравственные качества. В процессе
физического воспитания у детей развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка,
смелость, решительность.
Регулярные занятия физической культурой позволяют не только овладеть двигательными
навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества,
но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины.
Целью работы по проблеме воспитания патриотических чувств ребенка является
социально-педагогическая
поддержка
становления
и
развития
всесторонне
развитого,
ответственного, творческого, инициативного, активного гражданина России.
Задачи:
1. Формирование представлений о Родине (занятия в виде путешествий, ознакомление с видами
спорта в РФ, знакомство с известными российскими спортсменами, традиционными видами
спорта
на
Крайнем
Севере,
в
том
числе
–
национальными
саамскими).
2. Ознакомление дошкольников с национальной культурой и народными традициями (народные
игры, традиции и обычаи праздников, Олимпийские игры, праздник Севера, праздник Солнца в
Мурманске).
3. Военно - патриотическое воспитание (праздники
«День Защитника Отчества», «День
Победы», «День народного единства», «День семьи», «День Матери» - с включением игр и
упражнений, направленных на проявление единства, выдержки, волевых усилий, смекалки,
ловкости, чувства принадлежности к своему народу; общественные акции – поход к Памятнику
землякам, погибшим в годы ВОВ, «Бессмертный полк»)
Формирование представлений о Родине. Чувство Родины начинается у ребенка с
отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и
родителей, детей и воспитателей способствует проведение мероприятий посвящённых «Дню
Матери», «Папа, мама, я спортивная семья», где родители не только смотрят, чему обучились
дети, но и участвуют в играх, эстафетах, соревнованиях вместе с детьми. Постепенно
появляются традиции – и семейные (совместное участие), и «садовские».
Ознакомление дошкольников с русской культурой и народными традициями
осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий, начиная с групп младшего
дошкольного возраста. Используются русские народные подвижные и хороводные игры, такие
как «Гори, гори ясно», «Водяной», «Репка», «Шило», «Петушиный бой», «Жмурки с
колокольчиком», «Лиска – лиса», «Дед Мороз через дуб перерос», «Золотые ворота».
В группах старшего дошкольного возраста планирую системное и целенаправленное
ознакомление с различными видами спорта, значимыми
спортивными мероприятиями,
достижениями
известных
спортсменов
Севера
и
РФ.
Считаю важным тесное взаимодействие с музыкальным руководителем. Музыка и
музыкально - ритмические движения являются важной составляющей в духовно-нравственном
и патриотическом
развитии личности ребенка. Возможность выразить свои чувства в
движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка
контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Музыкальные произведения
способствуют более глубокому и осознанному пониманию русского характера, духовно –
нравственных ориентиров и ценностей («Катюша», «По камешкам», «Ручеек», «Танец с
веночками», «Смуглянка»
Военно - патриотическое воспитание
планирую и организую как интеграцию
различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является
праздники, посвящённые «Дню Защитника отечества» и «Дня Победы» оказывающие
наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к
праздникам, на физкультурных занятиях особое внимание уделяем строевой подготовке детей
под военные марши, традиционные музыкальные произведения конкретных знаменательных
дат.
Традиционными в нашем ДОУ стали такие мероприятия, как «Мама, папа, я –
спортивная семья», «Хибинский спортивный фестиваль», «День Защитника Отечества» с
активным
участием
пап
воспитанников,
«Веселые
старты»,
которые
способствуют
формированию
дружеских взаимоотношений со сверстниками, командного духа, чувства
коллективизма.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе
различных видов деятельности - на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр,
эстафет, спортивных турниров, досугов, элементов познавательного цикла на занятиях по
ФИЗО. Разнообразные формы включения детей в деятельность позволяют закрепить и
обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей и взрослых
общими чувствами и переживаниями.
Считаю, что благодаря совместной работе воспитателей, музыкального руководителя,
родителей формируется личность выпускника – здоровая, физически развитая с активной
гражданской позицией, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Планирую обогащать и систематизировать опыт педагогической работы в данном
направлении, накапливать практический материал, стремиться к взаимодействию с родителями
и педагогами ДОУ.