Напоминание

Проблемное обучение в начальных классах


Автор: Черткова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №28
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Проблемное обучение в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемное обучение в начальной школе

Введение

На сегодняшний день окружению необходим человек, который может осуществлять

независимые заключения, обладающий приёмами учения, приготовленный к

самообразованию, способный существовать в окружении людей, готовый к совместной

работе с целью свершения совместного итога.

Перед прогрессивным окружением поднялcя вопрос отыскать такую технологию

преподавания ребенку, какая несомненно помогла б отталкиваться от того, что учащиеся

стали не только лишь объектом обучения, безучастно улавливающими учебную

информацию, однако и являться активными субъектами его, без помощи других,

обладающими познаниями и решающими познавательные задачи.

Основной признак многосторонне и гармонично сформированной личности – наличие

значительного уровня мыслительных возможностей. В случае если обучение проводит к

формированию креативных способностей, в таком случае его возможно расценивать

развивающим обучением, тогда подобное обучение, при котором педагог, основываясь на

знание закономерностей становления мышления, особыми преподавательскими

средствами проводит целенаправленную работу согласно образованию мыслительных

возможностей и познавательных нужд своих учащихся в ходе исследования цели основ

наук. Подобное обучение считается проблематичным.

Понимание сути проблемности равно как закономерности познания, установления её

значимости в обучении и внедрение в дидактику определения «правило проблемности»

раскрыло новейшие возможности с целью абстрактного разъяснения пути активизацию

учебно-познавательной работы обучающихся.

Принцип проблемности отображает в логике создание учебного процесса, в содержании

исследуемого материала, в методах учреждения учебно-познавательной работы

обучающихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля педагоги за ходом и

итогом работы обучающихся. В случае если педагог хорошо освоит содержание и суть

теории организации процесса проблемного обучения, завладеет формами, способами и

промышленными средствами обучения и станет регулярно по-новому использовать

освоенное на практике, в таком случае результат наступит непосредственно. Оптимальная

дидактическая подготовка учителя на сегодняшний день в особенности значима,

вследствие того то что в отсутствии знаний общей теории невозможно создавать, а

непосредственно процедура обучения - это искусство, искусство завлечь ребенка своим

предметом, поразить красотой идеи, знания, подтолкнуть к самостоятельным

мыслительным действиям.

Теоретические основы проблемного обучения.

Задача проблемного вида преподавания не только овладение результатов научного

познания, системы знаний, однако и самого пути процесса получения данных результатов,

образования познавательной самодеятельности учащегося и формирования его

креативных возможностей.

При проблемном обучении работа педагога заключается в том, то что он приводит в

необходимых случаях разъяснение содержания более сложных определений, регулярно

формирует проблемные ситуации, сообщает обучающимся факторы и образует

(проблематичные условия) их учебно-познавательную деятельность, таким образом в

основании анализа фактов ученики без помощи других производят заключения и

обобщения, сформировывают с помощью учителя конкретные определения, законы.

Проблемное обучение – работа педагога в области формирования системы проблемных

ситуаций, описание учебного материала с его пояснением и управлению деятельностью

обучающихся, сосредоточенной на изучение новейших познаний, как классическим путем,

так и путем с независимой постановки учебных проблем и их разрешение.

Проблемное учение – это учебно-познавательная работа обучающихся по части усвоения

знаний и методов работы путем восприятия разъяснения педагога в обстоятельствах

проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки

проблем и их разрешение согласно средствам выдвижения предложений, гипотез их

обоснование и подтверждения, а кроме того посредством контроля точности решения.

Проблемная обстановка – это умственное затруднение человека, появляющееся в случае,

если он никак не понимает, как пояснить образовавшееся явление, обстоятельство,

процесс действительности никак не способен достигнуть миссии известным ему методом,

действие это стимулирует человека находить новый метод разъяснения либо метод

действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой

познавательной деятельности.

Она обуславливает начало мышления в ходе постановки и решения трудностей.

Психологической наукой определена конкретная очередность стадий продуктивной

познавательной деятельности человека в обстоятельствах проблемной ситуации:

Проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Полный оборот умственных действий с появления проблемной ситуации вплоть до

решения проблемы содержит ряд стадий:

- возникновение проблемной ситуации;

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и

обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения проблем.

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников.

Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний;

- воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные

проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Проблемная задача, в отличии от простых учебных задач, предполагает не просто

представление определенной ситуации, содержащей характеристику данных, образующих

условие задачи и указание на неизвестное, которое обязано оставаться раскрыто в основе

данных условий.

Как выявили исследования, возможно отметить более характерные для преподавательской

практики виды проблемных ситуаций, единые для абсолютно всех предметов.

Первый вид: проблемная ситуация появляется при условии, когда ученики никак не

понимают методы решения поставленной задачи, никак не могу дать ответ на

проблематичный вопрос, дать объяснение новейшему факту в учебной либо жизненной

ситуации.

Второй вид: проблемные ситуации появляются при конфликте обучающихся с

потребностью применять прежде освоенные познания в новейших практических

условиях.

Третий вид: проблемная ситуация с легкостью появляется в том случае, если существует

разногласие между теоретически допустимым путем решения проблемы и практической

невыполнимости подобранного метода.

Четвертый вид: проблемная ситуация появляется в таком случае, если существуют

противоречия между почти достигнутым итогом выполнения учебного задания и

отсутствием у обучающихся знаний с целью теоретического обоснования.

Система методов проблемного обучения.

Система общих методов:

Объяснительно иллюстративный;

-Репродуктивный;

-Проблемное изложение;

-Частично-поисковый;

-Исследовательский метод.

Концепция бинарных способов – справочно-репродуктивный, справочно-эвристический и

прочие способы обучения и подобные технологии учения, равно как слушание чтения

учебника, упражнения и так далее.

В целом можно говорить о 6 нравоучительных методах организации процесса

проблемного обучения (то есть общих способах), представляющих собою 3 типа

изложения учебного материала педагогом и 3 типа организации им самостоятельной

учебной деятельности обучающихся:

-монологическом;

-рассуждающем;

-диалогическом;

-эвристическом;

-исследовательском;

-методе программированных заданий.

Метод монологического изложения

При монологическом способе педагог непосредственно поясняет суть новейших

определений, фактов, предоставляет ученикам готовые заключения науки, однако это

делается в условиях проблемной ситуации модель изложения – повествование,

выступление.

Способы рассуждающего изложения.

Первый вид – создав проблемную ситуацию, педагог исследует фактический материал,

делает выводы и обобщения.

Второй вид – объясняя тему, педагог стремится путем поиска и открытия ученого, в таком

случае он как бы формирует искусственную логику научного поиска посредством

построения мнений и выводов на основании логики познавательного процесса. Форма –

диалог, выступление.

Способ диалогического изложения.

Представляет диалог педагога с коллективом обучающихся. Педагог в образованной им

проблемной ситуации непосредственно определяет проблему и решает ее, но с помощью

учеников, то есть они активно примут участие в постановке проблемы выдвижения

предположений, и подтверждения гипотез. Деятельности обучающихся свойственно

совокупность репродуктивного и частично-поискового способов обучения. Основы формы

обучения – поисковая беседа, рассказ.

Способ эвристических задач.

Суть эвристического способа состоит в этом, что открытие нового закона, правила и тому

подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими учениками под

управлением и с помощью преподавателя. Формой осуществления данного способа

считается сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Способ исследовательских задач.

Организуется педагогом посредством постановки перед обучающимися теоретических и

фактических исследовательских задач, обладающие большой степенью проблемности.

Ученик совершает логические операции без помощи других, открывая суть нового

определения и нового метода воздействия.

По форме организации исследовательские работы имеют все шансы быть многообразны:

ученический эксперимент, поездка и сбор фактов, беседы с населением, подготовка

доклада, проектирование и модулирование.

Заключение

Проблемное изучение попросту необходимо, так как оно создает гармонично

сформированную творческую личность, способную логически размышлять, находить

решения в разных проблемных ситуациях, классифицировать и копить знания, способную

выполнять самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

Постоянная установка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, то что он не

«пасует» перед трудностями, а старается их решить, тем самым мы имеем дело с

творческой персоной всегда способной к поиску. Тем самым вступив в жизнь ребенок

станет наиболее защищен от стрессов.

Литература.

1.Максимова В.Н. «Проблемный подход к обучению в школе».

2.Махмутов М.И. «Организация проблемного обучения».

3.Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении».

4.Скаткин М.Н. «Проблемы современной дидактики».



В раздел образования