Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Разработка
Тема: Социальная компетентность младших школьников
Раздел: дополнительное образование
Социальна компетентность младших школьников.
ПДО
Лебедева И.В.
г.Самара.
Формирование социальной компетентности младших школьников.
В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию
сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой
инициативой выступает понимание образования как системы, образующей
личность, формирующей образ жизни народа, передающей новым
поколениям ценности нации и обеспечивающей мотивацию личности к
познанию и инновациям. Перефразируя применительно к развитию общества
известное высказывание Л.С.Выготского о том, что обучение ведет за собой
развитие, миссия инициативы «Наша новая школа – это школа, ведущая за
собой свободное развитие личности, развитие творческой инициативы,
самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность». В связи с этим
для достижения поставленной Президентом цели представляется
целесообразным рассматривать инициативу «Наша новая школа» как
социальный проект развития личности, общества и государства,
затрагивающий интересы самых широких слоев российского общества.
Образование здесь выступает как ведущая социальная деятельность
общества, порождающая гражданскую идентичность и формирующая
менталитет народа, ценности, социальные нормы поведения.
Желаемый образ будущей новой школы можно представить следующими
характеристиками:
-школа для всех;
-школа успешной социализации личности и развития инновационного
потенциала;
-школа формирования идентичности личности;
-школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду;
-школа развития личностной, социальной и профессиональной
компетентности;
-школа поддержки индивидуального развития детей;
-школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в
обучении;
-школа предупреждения и профилактики социальных рисков;
- школа развития одаренности;
-школа толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического
комфорта;
-школа формирования здорового и безопасного образа жизни.
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от
процессов модернизации образования. Формирование компетентностей
младших школьников является на сегодняшний день одной из наиболее
актуальных проблем образования и воспитания. Компетентностный
подход выступает как основа построения федерального
государственного образовательного стандарта общего образования
нового поколения.
В начальной школе компетентностный подход реализуется путем
формирования у школьника ключевых компетенций, составляющих его
субъективный опыт. Компетенция в переводе с латинского языка
означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает
опытом и познаниями. Целью и результатом такого образования и
воспитания является формирование ключевых компетентностей
младшего школьника, под которыми подразумевается система
универсальных качеств и способностей ученика в различных учебно-
воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно
и эффективно применять их на практике («Я знаю, умею, создаю,
стремлюсь»).
Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек -
сформированная личность, способная брать на себя ответственность в
различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и
совершенствовать их.
Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать
информацию;
думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или
иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать
свою точку зрения.
2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать
разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя
обязательства.
3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад,
организовать свою работу.
4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и
коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие
занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать,
понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать
собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу,
формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо
учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной,
основной и старшей школ.
В августе 2009 года на базе нашей школы была организована опытно-
экспериментальная площадка «Формирование ключевых компетентностей
младших школьников в рамках инновационных образовательных программ»,
курируемая СарИПКиПРО. В рабочую группу входят учителя начальных
классов, работающие по УМК «Система развивающего обучения
Л.В.Занкова», «Начальная школа XXI века», «Школа России».
В ходе работы площадки членами рабочей группы были уточнены
теоретические аспекты ключевых компетентностей, обобщены умения
учеников по ведущим компетентностям: коммуникативной,
информационной, социальной, разрешения проблем; проанализированы
учебники с точки зрения возможностей формирования ключевых
компетентностей младших школьников. Ожидаемыми конечными
результатами реализации эксперимента являются:
1. Разработка методических рекомендаций, подчиненных идее формирования
ключевых компетентностей у младших школьников:
- общей культуры и эрудиции ребенка;
- умения ставить гипотезы и находить доказательства для их защиты;
- способности самостоятельно применять и добывать знания;
- анализа своей деятельности, оценки успехов, определения причин неудач и
ошибок;
- осознания личной ответственности за результаты обучения, владения
умениями самообучения и саморазвития;
- готовности жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных
ситуациях;
- сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.
2. Создание системы мониторинговых исследований.
3. Применение различных подходов к формированию ключевых
компетентностей младших школьников в процессе уроков и внеурочной
деятельности.
Социальная компетентность характеризуется владением знаниями и
опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение
роли гражданина, избирателя и пр.), в социально-трудовой сфере (права
потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных
отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области
профессионального самоопределения.
В данную компетентность входят:
1.Соблюдение социальных и этических норм:
- развитие чувства гордости, патриотизма к своей семье, Родине, краю,
родному городу, школе;
-принятие и выполнение школьных норм поведения и общения;
-добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в
общественно – полезном труде;
-интерес ко всему новому, неизвестному, любовь к чтению, прекрасному,
соблюдение правил здорового образа жизни.
2.Владение приемами и навыками межличностного общения со
сверстниками:
-поддерживание дружеских отношений;
-готовность к коллективным формам обучения и внеклассной
деятельности;
-способность к эмоциональной привязанности, дружбе;
-уважительное отношение к взрослым в школе и вне школы.
Аспекты социальной компетентности и способы ее формирования:
аспект деятельность учителя по ее формированию
1.Знания об обществе, правилах и способах поведения.
Специально организованное наблюдение, обсуждение литературных
произведений, информирование уч-ся об политической обстановке в
стране.
(окр.мир раздел «Россия – Родина моя», лит. чтение раздел «О нашей
Родине», беседы «День единения России», «Дружба крепкая...», «Слово
не воробей...», «Поступай, как велит тебе твоя совесть», «Спешите делать
добрые дела», «Как учиться, чтобы учиться хорошо»).
2.Сотрудничество, работа в команде. Групповая работа:
-вовлечение уч-ся в групповую деятельность – установление позитивной
взаимосвязи между членами группы;
-необходимость индивидуального вклада в результат учения;
-оптимизация непосредственного взаимодействия уч-ся,
ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения задач;
-наличие достаточно развитых социальных умений и навыков;
-необходимость рефлексии группового процесса
(Литературный праздник, посвященный творчеству К.Чуковского).
3.Коммуникативность. Диалоговое обучение: дискуссии, диспуты, уроки
–экскурсии, коллективные способы обучения - организация презентаций
собственный исследований, участие в олимпиадах
(лекторий, урок – дискуссия по окружающему миру «Все профессии
нужны, все профессии важны», путеводитель по профессиям).
4. Способность принимать собственные решения. Проектная
деятельность
(внеклассное мероприятие,устный журнал «День матери»).
5.Способность делать осознанный выбор. Систематическое предложение
заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора(окр. мир,
лит.чтение, рус.язык оценка ситуации, поступков ).
6.Стремление к осознанию собственных потребностей и целей. Создание
ситуации успеха, обстановки, вызывающей положительные эмоции
(внеклассное мероприятие изготовление книжек – малышек для детей
детского сада открыток к празднику 8 Марта).
7.Социальная целостность, умение определить личностную роль в
обществе. Формирование адекватной самооценки
(любой предмет оценка выполнения своей работы).
8.Наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей.
Предоставление возможности проживания разнообразных ролей для
овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми (окр.мир
ролевые игры).
9.Владение банком приемов ненасильственного разрешения конфликтов.
Достижение цели наиболее эффективным путем (окр. мир, лит.чтение
сочинение рассказов по картинке).
10.Развитие личностных качеств, саморегулирование. Проведение
различных видов рефлексии для овладения механизмом развития
самосознания (рефлексия в конце каждого урока).
Таким образом, формировать данную компетентность у младших
школьников можно через урочную и внеурочную деятельность. Задания
учебников УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова», «Начальная
школа XXI века» и творческий подход учителя предполагают проведение
необходимой работы с обучающимися.
Мониторинг сформированности социальной компетентности необходим для
составления портрета подрастающего поколения в современном обществе.
Он состоит из 2 вариантов тестовых заданий, включающих 12 вопросов
различного уровня трудности, взятых из материалов учебных комплектов и
направленных на выявление социальных качеств личности учащихся 2-х
классов.
Уровни сформированности компетентности:
-до 50 % - низкий;
-50 – 70 % -удовлетворительный;
-70- 90 % -достаточный;
-свыше 90 % -высокий.
Выпускник начальной школы должен обладать следующими качествами
личности:
№
п/п патриотизм товар-во уважение
к старшим дисц-ть трудо-любие любозн-ть Лю-бовь к прекр Стремление
быть сильным
Отследить параметры социальной компетентности можно по уровням
развития социальных качеств:
2 б. -в полной мере;
1 б. –средне
0 б. -не проявляется
В заключение хочется сказать, что очень важно каждому учителю осознать
необходимость работы по формированию социальной компетентности с
начальной ступени обучения школьников. Возраст 7-9 лет является
благоприятным периодом для усвоения нравственных норм. Это
единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к
пониманию смысла норм и правил и к их выполнению. Эксперименты
показали, что если правило воспринято ребенком с положительной эмоцией,
то формирование привычки произойдет в течение месяца, если же
применяется наказание, то привычка не формируется вообще. Учителя
понимают, что сформированность социальной компетентности позволяет
ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть социально
адаптированным в дальнейшей жизни. А результат работы учителя будет
оцениваться по степени сформированности гражданской, культурной
позиции современной личности, т.е.наличию умений оценивать жизненные
ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, объяснять самому
себе собственную позицию, самоопределяться в системе ценностей,
действовать в соответствии с этой системой ценностей.