Напоминание

Проблемы трудоустройства и профессиональная адаптация выпускников с инвалидностью


Автор: Ковтун Лилия Александровна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КК
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы трудоустройства и профессиональная адаптация выпускников с инвалидностью
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблемы трудоустройства и профессиональная адаптация

выпускников с инвалидностью

В современном мире и многих развитых странах вопросам социальной

реабилитации инвалидов и привлечения их к трудовой деятельности

уделяется немало внимания.

В РФ разрабатываются целевые программы по социальной интеграции

инвалидов, их поддержке на рынке труда, создаются центры реабилитации и

повышения квалификации лиц с ОВЗ.

На политику занятости инвалидов в условиях рыночной экономики

влияют

как

внутренние

факторы

(физические

и

интеллектуальные

способности инвалидов, рыночная конъюнктура, состояние рынка труда,

уровень квалификации), так и внешние факторы (государственная политика

занятости инвалидов, социальная инфраструктура, экономические кризисы).

Следует

отметить,

что

большое

значение

имеет

физическая

предрасположенность

отдельных

инвалидов

к

конкретной

трудовой

деятельности.

Специфика

региональной

занятости

инвалидов

связана

с

совокупностью противоречивых факторов, таких как:

- состояние здоровья людей с ОВЗ;

- отношение к ним работодателей;

- существующие меры социальной поддержки;

- развитие реабилитационной структуры.

Вместе с тем, основной проблемой трудоустройства данной категории

людей является не столько проблемы безработицы, сколько нежелание самих

лиц с ОВЗ работать по предлагаемым им вакансиям, а также отношение

работодателей к указанным группам лиц.

Существуют примеры, того как работодатели выставляют вакансии на

квотируемые рабочие места для инвалидов с завышенными требованиями,

или дробление на малые ставки, или предоставляют вакансии для инвалидов

Краснодара рабочие места в других муниципальных образованиях.

Говоря

о

порядке

регулирования

инклюзивного

образования

в

Краснодарском крае важно отметить, что в настоящее время крае создана

комплексная многоуровневая система для обучения детей с ограниченными

возможностями

здоровья,

обеспечивающая

им

образовательные

и

реабилитационные услуги.

В контексте рассматриваемого вопроса следует упомянуть такие

нормативные документы, как:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»,

который определяет инклюзивное образование как обеспечение равного

доступа

для

всех

обучающихся

с

учетом

разнообразия

особых

образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действия в

интересах детей», в котором представлен перечень мер, направленных на

государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020

гг,

третьим

системным

приоритетом

определено

развитие

сферы

непрерывного образования;

- приказ Министерства образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края утверждающий «Дорожную карту», обеспечивающую

образование инвалидов и обучающихся с ОВЗ в Краснодарском крае, в

которой обозначены мероприятия как для дошкольного, основного общего

образования, так и профессионального образования (создание специальных

условий для получения образования, в том числе профессионального;

профессиональная ориентация детей-инвалидов и детей с ОВЗ; организация

инклюзивного профессионального образования)

Таким образом, согласно упомянутым документам, одной из ключевых

идей,

на

реализацию

которой

направленны

все

ресурсы

системы

образования, является обеспечение возможности получения детьми с ОВЗ и

инвалидностью качественного непрерывного образования с раннего возраста

и до окончания профессионального учебного заведения и трудоустройства.

В Краснодарском торгово-экономическом колледже ведется активная

работа по созданию комфортных условий для обучения инвалидов и лиц с

ОВЗ, разрабатываются и принимаются локальные нормативно-правовые

документы,

регламентирующие

процесс

обучения

студентов

с

инвалидностью, адаптированные образовательные программы, программы

комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными

потребностями.

В

нашем

колледже

в

2018

году

обучалось

36

студентов

с

инвалидностью, из них 7 выпускников (2-техническое отделение, 1-

технологическое отделение, 1-отделение сервиса, 3-товароведное отделение).

Трое выпускников продолжили обучение в высших учебных заведениях,

четверо трудоустроены в предприятия города АО Тандер, ЗАО Александрия.

В 2019 году всего обучалось 31 студент с инвалидностью из них 9

выпускников (3 –техническое отделение, 1- технологическое отделение, 3

отделение сервиса, 2 –товароведное). Четверо продолжают обучения, пять

трудоустроены ТурФирма Ла-Тур, Отель Зион, ЮгМонтажСтрой (мастер

жкх), МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ, Строй База №1 (портной).

В 2020 году в колледже обучалось 49 студентов с инвалидностью. Из

них 7 выпускников (3 – техническое отделение, 2- технологическое, 1 –

отделение сервиса, 1 – товароведное). Это были ребята с нарушением

опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями (сахарный

диабет,

нарушение

слуха),

нервно-психические

нарушения.

Четверо

продолжают обучение, двое трудоустроены ООО Жилищная компания

(сервис жкх), ИП Дягтер А.Ю. (слесарь), один находится на лечении.

Городские

предприятия,

с

которыми

колледж

сотрудничает

предоставляют

студентам

места

для

прохождения

производственной

практики,

ищут

способы

для

адаптации

к

трудовой

деятельности

обучающихся с ОВЗ.

Одним из предприятий, оказывающих содействие в профессиональной

адаптации обучающихся, посредством предосталения мест прохождения

производственной практики, является МУП «Комбинат школьного питания

№1

г.

Краснодара».

Предметом

деятельности

предприятия

является

обеспечение учащихся школ и малообеспеченного населения горячим и

полноценным питанием.

По заключенным договорам МУП «КШП № 1» оказывает услуги по

организации

питания

учащихся

и

педагогических

работников

в

40

бюджетных общеобразовательных учреждениях.

КШП принял на практику двух наших студенток-инвалидов по

профессии

повар-кондитер

с

нарушением

слуха

(слабослышащие),

поступивших к нам из специальной (коррекционной) школы-интерната г.

Краснодара.

Закрепленные руководители смогли создать благоприятные условия

для деятельности студенток, разместив наглядно пошаговые инструкции

выполнения заданий, предоставив распечатанные технологические карты.

Таким

образом,

девочки

смогли

на

ровне

со

всеми

пройти

производственное обучение.

Подводя итог, хочется сказать, что одной из сложных проблем является

преодоление

психологического

барьера,

связанного

с

мнением

физиологически здоровых граждан о непригодности инвалидов и лиц с ОВЗ

для общественно-полезной деятельности. Только когда сам поймешь, что

должен сделать что-то полезное для общества – принять на работу хотя бы

одного инвалида (или студента без опыта), только тогда можно говорить о

большом шаге в направлении социализации инвалидов и лиц с ОВЗ. На мой

взгляд, пока мы не начнем с себя программы, указы, постановления и прочее

в полной мере действовать не будут.



В раздел образования