Автор: Носкова Татьяна Витальевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МАОУ НОШ № 53
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: занятие
Тема: Дефектологическое занятие
Раздел: начальное образование
Групповое дефектологическое занятие
для детей 1 дополнительного класса
с ОВЗ вариант 7.2
Чтение сказки по ролям. «Любимые сказочные герои».
Цели:
-закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;
-упражнять в чтении текста с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;
-продолжить работу по развитию общих речевых навыков;
-развивать лексико-грамматический строй речи;
-продолжить обучение мышечной релаксации;
-продолжить работу по развитию познавательной деятельности.
Оборудование: картинки колобка ,зайца, лисы, волка, медведя. Книги «Красная
шапочка» Ш. Перро, « Приключение Незнайки» Н. Носов, «Волк и семеро
козлят» русская народная сказка, «Приключение Буратино» А. Толстой
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Доброе утро, солнце! (руки вверх, обращаемся к солнышку)
-Доброе утро, небо! (руки вверх, тянемся на носочках к небу)
- Доброе утро, я (правая рука к сердцу)
-Доброе утро, вся страна! (3 хлопка в ладоши)
2.Разминка.
Чтение стихотворения «Жадина» по ролям.
Жадина.
-Гриша, Гриша, дай мне нож.
-Ты обратно не вернёшь.
-Дай-ка, Гриша, карандаш.
-Ты обратно не отдашь.
-Гриша, Гриша, дай резинку.
-Ты откусишь половинку.
-Гриша, Гриша, дай чернил.
-Ты бы сбегал и купил!
3.Сообщение темы занятия.
-Сегодня на занятии мы будем говорить о сказках и сказочных героях. Научимся
читать сказки выразительно с правильной интонацией.
- Ты любишь сказки?
-Какие сказки ты знаешь, назови их.
-О чём твоя любимая сказка?
-Почему она тебе нравится?
4.Основная часть.
Беседа о сказке.
- Что же такое сказка? (Ответы детей).
-Правильно, сказка – это рассказ о том, чего не бывает в жизни, о чудесах и
волшебных приключениях. В сказках разговаривают не только люди, но и
животные, деревья, цветы и предметы.
-Отгадай, кто сейчас придёт к нам в гости.
По амбару метён, по сусекам скребён.
Он от бабушки ушёл, и от дедушки ушёл.
Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок всё ж попался … (колобок)
(Демонстрируется картинка с изображением колобка.)
-Из какой сказки этот персонаж? (Из сказки «Колобок»)
-Леонид подготовил для нас дома стихотворение
- Где ты был, колобок?
- Был я в сказочной стране,
Сказок много дали мне.
Подружитесь вы со мной –
Расскажу все до одной.
-Леонид, что ты спросил у колобка. Какую интонацию ты использовал при
чтении?
-Что ответил колобок. С какой интонацией надо читать эти строчки?
в) Описание колобка.
-Вы хорошо знаете русскую народную сказку «Колобок». Давайте попробуем
описать колобка и составить его словесный портрет. Какой колобок?
(Описание внешнего вида, формы, характера, поведения.)
г) Чтение диалогов из сказки «Колобок».
-Вспомните, пожалуйста, с кем вначале повстречался колобок. (С зайцем)
-Давай прочитаем, что же там произошло.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
-Колобок, колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, косой, я тебе песенку спою!
д) Образование формы Т.п. существительных.
-Что было потом? С кем ещё повстречался колобок? (С волком) и т.д. Дети
вспоминают персонажей сказки и читают диалоги, подражая голосу животных и
колобка. По ходу демонстрируются картинки животных: зайца, лисы, волка,
медведя.
-Чем закончилась сказка? Почему лиса съела колобка?
е) Игра «Найти лишнее слово».
Лиса, лисонька, лист, лисичка.
Заяц, зайка, зайчонок, замок.
Волк, волан, волчата, волчишка.
Мед, медвежонок, медведь, медвежий.
Словарная работа: волан
Физминутка.
«Петушок»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку».
Текст стихотворения читает дефектолог, дети повторяют каждую фразу.
Тихо-тихо всё кругом.
(Сидеть на корточках.)
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил
(Встать, руки поднять вверх.)
Всех ребят он разбудил.
(Подняться на носочки, на выдохе произнести «Ку-ка-ре-ку!)
ж) Отгадывание загадок.
-Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать название сказок.
В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят …
(Волк и семеро козлят)
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И порожков дать с собой не забыла
( Красная шапочка)
Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина -
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его …..( Незнайка)
(Демонстрируются картинки с изображением сказочных героев.)
ж) Чтение учителем - дефектологом сказки «Петух и краски» В. Сутеева
После чтения педагог задаёт вопрос, как бы вы назвали эту сказку и почему.
з) Беседа по содержанию сказки.
-Почему заплакал петух? Кто его обидел?
-Что посоветовала петуху собака?
-Что сделала красная краска?
-Какая краска раскрасила пёрышки на хвосте?
-Какого цвета получились крылышки и грудка?
-Что сказала в конце собака?
и) Чтение сказки детьми по ролям.
9. Раскрашивание петушка.
Детям предлагается раскрасить петушка, проговаривая свои действия.
10. Подведение итогов занятия.
-Что мы делали на занятии?
-Что вам понравилось выполнять больше всего?
-Какое задание было трудным?
Все молодцы! Хорошо занимались!