Напоминание

Открытый урок по русскому языку


Автор: Котова Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №24,
Населённый пункт: Г.ТАМБОВ
Наименование материала: Разработка открытого урока по русскому языку "Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными"
Тема: Открытый урок по русскому языку
Дата публикации: 10.02.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема: НЕ с прилагательными

Цель: усвоение правила написания НЕ с именами прилагательными.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с

качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с

существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.

Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного

выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать

словесно-логическое

мышление;

развивать

умение

работать

с

дополнительными

источниками

информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе;

формировать правильное отношение к слову.

Планируемые результаты:

Предметные: знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными

прилагательными.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять предложения; применять

правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать

синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.

Личностные:

уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной

деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:

умение

ставить

и

формулировать

цель

деятельности,

планировать

последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в

устной форме, слушать речь других; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и

позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: тетрадь, индивидуальные рабочие листы, учебник

1.

Мотивация.

Словарная работа

- А к какой части речи относятся данные слова?

(К именам прилагательным.)

- К каким разрядам относятся каждое из прилагательных?

-Как мы сформулируем тему нашего урока?

(Тема нашего урока “НЕ с прилагательными”.)

- Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные

слова:

Мы должны

1) повторить… (правописание НЕ с существительными и глаголами»).

2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).

2.

Алгоритм

– Что мы должны сначала сделать, чтобы узнать, как пишется НЕ с прилагательными?

(Составить алгоритм, продумать шаги.)

- Как можно писать НЕ с именем прилагательным?

(Слитно или раздельно.)

- Как напишете прилагательное НЕЛЕПОЙ? Почему?

(Слитно - слово без НЕ не употребляется.)

- А теперь повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

1

3.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание: выписать словосочетания с прилагательным из диктуемого текста с НЕ и объяснить их

правописание, используя получившийся алгоритм.

- При выполнении задания будьте внимательны: какого случая написания прилагательных с НЕ в

тексте мы не встретим?

У кукушки (не)обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше

остальных птенцов, обсыхает и начинает выбрасывать из гнезда другие яйца, пока гнездо

не станет пустым. (Не)сильный, (не)зрячий, голый, но настойчивый и упорный.

Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они

там не были, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине

прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.

Растёт кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых, и приёмные родители

едва успевают совать корм птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а

голодный.

Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Из семисот живущих в наших лесах пород

птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.

- Какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретили?

4.

Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся,

если раздельно – остаются стоять.

нечаянная встреча

не мягкий, а твёрдый хлеб

нестрогий человек

далеко не удачный ответ

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

неожиданное известие

не скучная, а интересная книга

неглубокий овраг

небрежный почерк

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Предлагаю вам выполнить тест:

1. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

2

а) (не)добрый человек

б) (не)дорогая ткань

в) (не)высокий, а низкий стул

2. В каком слове прилагательное с НЕ пишется слитно?

а) вовсе (не)красивый поступок

б) путь (не)долог, а близок

в) дорога (не)ровная, но короткая

3. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) далеко (не)большое расстояние

б) нехороший запах

в) неуклюжий щенок

4. Слово нелепый пишется

а) слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ

б) раздельно

в) слитно, так как не употребляется без НЕ

- Оцените себя по критериям:

«5» -4 верных ответа

«4» - 3 верных ответа

«3» - 2 верных ответа

- У кого всё получилось – поднимите руки.

6.

Включение в систему знаний и повторение.

Задание для тех, кто не справился с предыдущей работой: спишите словосочетания, раскрывая

скобки.

(Не)брежное

выполнение;

(не)добросовестное

отношение;

(не)верный

друг;

(не)громкий, а тихий стук; (не)добрый взгляд; вовсе (не)интересный фильм.

Задание для тех, кто справился с предыдущей работой: найдите третье «лишнее» и запишите.

а) (не)красивый птенец, неумные слова, (не)уклюжий медведь

б) (не)долгий перелёт, (не)лепый взгляд, (не)страшный волк

в) (не)жный взгляд, (не)молодой лось, (не)известное животное

г) (не)брежный вид, (не)старый человек, (не)слабый конкурент

7.

Рефлексия.

- Какую проблему мы сегодня решали?

- Повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

- Продолжите:

Работать мне было…, потому что …

Труднее всего было …

8.

Домашнее задание (на выбор).

Упражнение 357 (стр.26 учебника). Упражнение 360 (стр.27 учебника).

3



В раздел образования