Автор: Соколенко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание дошкольников в сюжетно - ролевой игре".
Раздел: дошкольное образование
Нравственное воспитание детей в сюжетно – ролевой игре.
В последнее время мы все чаще наблюдаем примеры детской
жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к
близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах:
о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды,
которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость,
безразличие.
. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются
духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и
развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций,
норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех
народов России.
Актуальность духовно-нравственное воспитание подрастающего
поколения в современной России отражена и в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования.
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов
дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, таких как
- «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный
процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества»
[1.6. п.5],
- «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного
возраста заключаются в следующем:
- Воспитывать культуру поведения, гуманные отношения между детьми и
взрослыми (выполнение элементарных правил общежития,
доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к
близким людям и т. п.) ;
- воспитывать чувство коллективизма, формировать коллективистические
взаимоотношения детей, воспитать любовь к Родине, уважения и симпатии к
людям разных национальностей;
- воспитывать трудолюбие, проявляющегося в устойчивом желании и умении
трудиться.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия
для нравственного развития детей, потому что ведущим видом деятельности
дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует
способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых.
В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл
их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с
нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Я считаю, что сюжетно-ролевую игру трудно переоценить . Ценность её
как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том,
что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и
самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми,
выбирать цели.
В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки
нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами
поведения. Когда ребенок копирует жизнь взрослых, он проникается их
заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.
Разыгрывание ролей взрослых – няни, мамы, отца, бабушки, – содействует
развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо
выполнять хорошо и работу повара, и работу водителя, быть заботливой
бабушкой.
По моему мнению, содержание игр должно вводить ребенка в широкую
сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.
д.; в игре он должен осваивать и моральные правила. В игре также дети
осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему
труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре
формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам
поведения в обществе. Поэтому в своей работе я стараюсь, чтобы сюжетно-
ролевая игра выступала и как средство формирование культуры общения.
Опираясь на свой опыт могу сказать, что сюжетно-ролевые игры
«Парикмахерская», «Стройка», «Больница», «Путешествие», «Магазин» и т.
д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к
взрослым, интерес к этим профессиям. В процессе игр стараюсь обращать
внимание детей на взаимоотношения людей: продавец вежлив с
покупателями, покупатели спокойно стоят в очереди, вежливо обращаются к
продавцу, друг к другу; врач должен быть внимателен, добр к больным,
заботиться о здоровье людей.
Во многих ролевых играх детей нашей группы необходимым атрибутом
является кукла. Игра в куклы часто становится богатой, длительной: надо
приготовить пищу кукле, накормить, погулять, или чему-нибудь научить.
Так как игры с куклой способствуют тому, что дети становятся
сговорчивей, уступчивей, в их речи появляются тёплые слова, интонации,
доброжелательность в отношениях, в нашей группе мы уделяем значимое
внимание развитию сюжетов игр, привлечению в игру не только девочек, но и
мальчиков, которые легко принимают на себя роль заботливого отца.
Например, в играх с куклой типа «День рождения куклы», «Приход
гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости,
доброжелательности. Для воспитания заботливого отношения к маленьким и
слабым я предлагаю такие сюжеты игры как: «У нас маленький ребёнок»,
«Дома нет мамы», «Кукла болеет». Таким образом, у наших воспитанников
рождается участливое отношение к больному, готовность ему помочь, взять
на себя ответственность.
. Для воспитания патриотических чувств у воспитанников нашей
группы мы используем игры в военных, полицейских, пожарных. Эти игры
помогают воспитывать у наших детей взаимопомощь, взаимовыручку,
дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам,
уважение к родной армии.
Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в которых
главную роль организатора я беру на себя, так как такие эти игры требуют
большего объёма знаний, чем, как правило, имеют дети.
А
в
игре,
связанной
с
трудом,
ребёнок
похож
на
неутомимого
исследователя:
он
всё
время
сравнивает,
сопоставляет,
выбирает
то,
что
соответствует желанием коллектива играющих. Своеобразной формой труда
является конструирование из строительного материала в процессе игры. В
своих
играх
дети
редко
обходятся
без
построек.
Иногда
необходимость
строительства подсказывает уже сама тема.
Таким образом, стройка – органическая часть творческой игры, одно из
средств осуществления игрового замысла.
В соответствии с ФГОС педагогу необходимо управлять
формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов
и возрастных возможностей. Так, ребенка, который играет индивидуально, я
стараюсь привлечь к совместной игре со мной или сверстниками, предложив
ему игровые ситуации, учитывающие гендерный подход к организации
игрового взаимодействия детей.
Например:
- можно обратиться к девочке, наряжающей куклу: «У твоей дочки день
рождения? А вы будете приглашать гостей? Они будут очень рады вашему
приглашению! » или «Позвони своим подружкам Тане, Даше, они будут
очень рады твоему приглашению» и т.д.;
- мальчику, который один «едет на машине», предлагаю: «Маша собирается
куда-то идти с маленькой дочкой. Спроси её, куда она пойдет. Предложи ей
помощь и довези до места»
- ребенку, «ремонтирующему машину», я предлагаю : «Кажется, у твоей
машины серьезная поломка – может быть водитель Артем поможет тебе
отремонтировать её? Попроси его об этом.» и т. д.
Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт
взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении
задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает
влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.
Также важными условиями нравственного воспитания личности
ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-
ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным
содержанием.
Руководство сюжетно-ролевой игрой я осуществляю в двух основных
направлениях косвенном - без непосредственного вмешательства в игру
(внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры) и прямом -
непосредственное мое включение в игру, это ролевое участие в игре, участие
в сговоре детей, разъяснение, помощь, советы, которые я даю по ходу игры,
предложение новой темы игры, направленные на подсказку детям возможной
реализации игрового замысла..
Оказывая влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, я помогаю детям
распределять роли, наполняя их нравственным содержанием, стараюсь
объединить детей для совместной деятельности, обращаю внимание на
речевые нормы, актуализирую использование в диалоге «вежливых слов»,
показываю искреннюю заинтересованность происходящим.
Чтобы у детей происходило полноценное формирование нравственных
норм,
необходимо
совместить
усилия
общественного
и
семейного
воспитания.
Таким
образом,
при
организации
сюжетно-ролевых
игр
нужно
всегда
помнить, что успех развития нравственных ценностей в систематичности, в
использовании любой педагогической ситуации, во взаимодействии педагога
с семьей воспитанника. Вовлекая детей в игры нельзя навязывать тему, сюжет
игры, давать готовые рецепты поведения; необходимо такое руководство ими,
при котором содержание игр увлекало бы детей и детские взаимоотношения
приобрели бы нравственно направленный характер.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба.
Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»
А. С.Макаренко
1. Создавайте в группе благоприятные социально-психологические условия для активной и
творческой деятельности дошкольников.
2. Совместно с детьми пополняйте атрибуты и оборудование для игровой деятельности.
3. Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде.
4. Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения.
5. Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе
построения сюжета и создании игровых образов.
6. Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.
7. Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к ним.
8. Старайтесь найти индивидуальный подход к детям «разрушителям». «сочинителям», и детям
«наблюдателям», активизируйте «исполнителе», обеспечивая комфортность в игре каждому.
9. Помогайте детям овладевать планирующими, поясняющими, обозначающими действиями,
направленными на согласование замысла игры.
10. Изучайте и выявляйте особенности развития игровой деятельности детей, корректируйте и
направляйте её в продуктивное русло.
Правила сюжетно – ролевой игры.
- Каждая игра ведётся по определённым правилам.
Эти
правила
диктуются
содержанием
игры,
они
всегда
связаны
с
воспроизведением
действительных
отношений
людей
(продавца
и
покупателей, начальника строительства и рабочих, мамы и дочки и т.д.)
Беря
на
себя
роль,
ребёнок
значительно
легче
и
успешнее
подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам
вне
игры.
Это
происходит
потому,
что
большинство
правил
в
игре
устанавливается самими детьми и выполнение их в доступной созданной ими
игровой обстановке доставляет ребятам удовольствие. Они берут на себя
роли взрослых избирательно, испытывая определённые симпатии к тому или
иному образу. Играя, ребёнок отождествляет себя с взрослым человеком, он
действует, как врач, космонавт, строитель, при этом неукоснительно соблюдая
все требования, связанные с ролью. Эти требования отвечают его интересам,
вкусам,
желаниям, становятся
его
собственными
и
сопровождаются
неподдельными чувствами: радости, восхищения или, наоборот, искренней
печали.
Подчинение
игровым
правилам
обеспечивается
не
только
внутренними
побуждениями
ребёнка, связанными
с
выполняемой
ролью, но и контролем с другой стороны коллектива играющих: ведь
каждый участник игры должен вести себя в соответствии с поведением того,
кого
он
изображает,
человека
той
или
иной
профессии,
только
тогда
реализуются знания ребят и игра наполняется интересным содержанием.
Помимо
игровых
отношений
в
игре
развиваются
и
реальные
взаимоотношения.
Дети
временно
могут
выйти
из
роли,
делая
своим
партнёрам по игре замечания, споря с ними по поводу выполнения роли,
построения сюжета, подбора игрового материала и т. д. По ходу действия
ребята
оценивают
выполнение
роли
своими
товарищами.
Эти
реальные
взаимоотношения
могут
быть
дружескими,
но
могут
создаваться
и
конфликтные ситуации в том случае , когда у ребёнка не развиты навыки
самоорганизации.
При
формировании
детского
коллектива
учитывая
воспитательное
воздействие
игровых
взаимоотношений,
одновременно
формировать и развивать реальные дружеские взаимоотношения детей.
Коллектив играющих имеет свои формы соподчинения и
согласования
действий,
основывающихся
на
единстве
игровых
и
реальных
взаимоотношений,
это
позволяет
воспитателю
оказывать
влияние на поведение детей.
Чтобы
у
детей
возникло
желание
выполнять
любые
роли,
необходимо раскрыть перед ними их сюжетную линию, рассказать, что
делают,
как
ведут
себя
люди
определённой
профессии,
показать
общественную значимость их труда, вызвав тем самым не просто интерес к
этим ролям но и чувство симпатии, теплоты к людям разных профессий,
желание
искать
и
находить
новые,
подчас,
может
быть
и
неожиданные
средства для более эмоциональной передачи того или иного образа. В тоже
время нельзя сразу поручать ведущую роль инертному ребёнку, он может с
ней не справиться.
Для
него
надо
выбрать
роль,
соответствующую
его
возможностям,
которая помогла бы ему поверить в свои силы. Постепенно этого ребёнка
следует выдвигать на более ответственные роли.
При
организации
коллективных
игр
необходимо
бережно
относиться к индивидуальности каждого ребёнка. Возникающие в играх
конфликты
и
споры
- результат
недостаточного
ещё
развития
у
детей
способности к коллективному творчеству.
Играя в коллективе, дошкольники не имеют пока устойчивых навыков и
привычек
коллективной
деятельности.
Только
в
процессе
дальнейшего
воспитания и обучения ребёнок овладевает такими навыками и становится
человеком, способным к коллективному творчеству.
Сюжетно
–
ролевая
игра
помогает
формированию
у
детей
привычки
трудиться,
даёт
радость
творчества. Ребятам
доставляет
удовольствие самим искать способы решения конструктивных задач.
Создавая
своими
руками
какие
–
либо
необходимые
для
игры
атрибуты, ребёнок открывает и развивает свои способности, на этой
основе рождается его увлечённость. Ведь в игре, связанной с трудом, ребёнок
похож на неутомимого исследователя: он всё время сравнивает, сопоставляет,
выбирает
то,
что
соответствует
желанием
коллектива
играющих.
Своеобразной
формой
труда
является
конструирование
из
строительного
материала в процессе игры. В своих играх дети редко обходятся без построек.
Иногда необходимость строительства подсказывает уже сама тема. Например,
прилетели
в
Африку
–
нужно
строить
фургоны,
чтобы
ехать
в
глубь
континента за редкими животными.
Таким образом, стройка – органическая часть творческой игры, одно из
средств осуществления игрового замысла.