Напоминание

"Спряжение глаголов"


Автор: Костенюкова Ильхамия Ильсуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Высокогорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Спряжение глаголов"
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель: Костенюкова Ильхамия Ильсуровна.

Предмет: Русский язык.

Класс: 4.

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Спряжение глаголов».

Цель: Создать условия для первичного знакомства со спряжением

глаголов.

Задачи:

Образовательные: 1) на основе сравнения окончаний глаголов во 2-м и 3-м лице дать понятие о спряжении глаголов;

2) формировать умения различать личные окончания глаголов I и II спряжения;

Развивающие: развивать речь учащихся; их внимание, логическое мышление; умение анализировать полученную

информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

- Уметь определять спряжение глаголов по личным окончаниям, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных

ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

- делать выводы о результатах совместной работы.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления

Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

Для учителя:

Учебник для четвёртого класса. Авторы: С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова.

Указка, мел, доска, магнитики.

Наглядный материал: картинки с изображением замков, картинки человечков с окончаниями, картинки с

изображением принцесс.

Для учеников:

Тетрадь.

Учебник.

Ручка, карандаш.

Технологическая карта урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

Время

1.Мотивация к

учебной

деятельности.

Цель:

создать

условия

для

осознанного

вхождения

учащихся

в

учебную

деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Я скажу «Доброе

утро…» и назову кого-то из вас. Те, кого я

назову , помашут мне рукой – значит вы

меня

услышали

и

отвечаете

мне

на

приветствие. Попробуем?

-Добрый день всем девочкам!

-Добрый день, всем мальчикам!

-Добрый день, всем тем у кого сегодня

хорошее настроение.

-Добрый день всем, кто сегодня будет

стараться хорошо работать на уроке!

Приветствуют

учителя,

друг друга.

1мин

2. Актуализация

знаний

и

фиксация

затруднений

в

деятельности.

Цель:

создать

условия

для

актуализации

знаний учащихся.

-Откройте тетради. Запишите сегодняшнее

число и классная работа.

- А теперь вспомним, о какой части речи

вы говорили на предыдущих уроках? (…)

- Что вы знаете о глаголе? Для помощи я

предлагаю опорные слова, которыми вы

можете воспользоваться для ответа.(…)

Дети пишут в тетрадях.

Глагол - самостоятельная

часть речи.

-

обозначает

действие;

-

отвечает

на

вопросы: что делать? что

сделать?

- в предложении

чаще всего бывает

сказуемым;

1 слайд

3 мин

- Что ещё мы можем определить у глагола?

- не с глаголами

пишется отдельно;

- перед глаголами

никогда

не

пишется

предлог;

-изменяется

по

временам, числам,

а в прошедшем времени в

ед.ч.-по родам.

Не могут ответить на этот

вопрос.

3..

Выявление

места и причины

затруднения.

Цель:

создать

условия

для

обсуждения

затруднения.

-Сегодня мы ещё узнаем что-то новое о

глаголе.

-Тему сегодняшнего урока вы сможете

назвать, когда расшифруете анаграмму.

(....)

-Какое

новое

слово

вам

встретилось?

(Спряжение)

-Что такое спряжение мы ещё не знаем.

Расшифровывают

анаграмму.

2 слайд

2 мин

4. Целеполагание

и

построение

проекта

выхода

из затруднения.

Цель:

создать

-Какова же тема нашего урока?

-Какие вопросы вы хотели бы задать?

Сформулируйте задачи урока.(.)

- Послушайте отрывок из сказки «О ТОМ,

КАК

КОРОЛЬ

СТРАНЫ

Ставят цели, формируют

(уточняют) тему урока.

Узнать,

что

такое

спряжение

глагола;

учиться

определять

спряжение глагола.

3 слайд

4 слайд

условия

для

проговаривания

темы

урока,

постановки целей

урока и построить

проект выхода из

затруднения.

ГЛАГОЛИИ СВОИХ

ПОДДАННЫХ

ДЕЛИЛ»

некотором

царстве,

в

некотором

государстве под названием Глаголия жил-

был король. И было у него две дочери –

принцесса Е и принцесса И. Состарился

король

и

решил

уйти

на

покой,

а

наследство свое поделить между дочерьми.

Вызвал король принцесс и говорит:

- Дочери мои милые, дочери любимые,

отрекаюсь я от престола, а королевство

свое делю между вами поровну. Своих

подданных, глаголов 1 спряжения, я отдаю

тебе,

принцесса

Е,

а

глаголы

2-го

спряжения достанутся тебе, принцесса И.

- Но как же мы сумеет отличить их друг от

друга? - заохали безутешные дочери, - ведь

они же все на одно лицо!

- Мои глаголы - люди грамотные, сами

разберутся, кому служить. Ты, моя старшая

дочь, принцесса Е, будешь владеть первым

королевством, тебе будут принадлежать

глаголы с окончанием на -ЕШЬ, - ЕТ, -ЕМ

–ЕТЕ, -УТ,-ЮТ. А тебе, моя младшая дочь,

Слушают

отрывок

из

дидактической сказки.

5 слайд

6 слайд

7 слайд

принцесса И, придется править глаголами,

оканчивающимися на –ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -

ИТЕ, -АТ, -ЯТ.

-На какие группы разделили глаголы?(….)

-Где ещё мы можем найти инфорацию о

том, что такое спряжение? (В учебнике)

-Давайте откроем учебники на стр.121 и

ещё раз прочитаем правило.

-Итак, что же такое спряжение глаголов?

(Изменение глаголов по лицам и числам)

Какие окончания были у глаголов первого

спряжения?(…) Второго спряжения? (…)

Если у глагола личные окончания

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),

то это глаголы 1 спряжения.

Если у глагола личные окончания

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),

то это глаголы 2 спряжения.

Отвечают на вопросы.

Составляют

план

достижения

цели

и

определяют

средства

(алгоритм, модель и т.п.)

Работа по учебнику.

8 слайд

5.Первичное

закрепление

с

проговариванием

- А сейчас вы поучитесь применять это

правило,

выполнив

следующее

задание.упр.1 стр.121

Записывают

слова

с

проговариванием

алгоритма вслух.

во внешней речи.

Цель:

организовать

усвоение

детьми

нового

способа

действия

при

решении типовых

заданий

с

проговариванием

во внешней речи.

Запишите глаголы в два столбика:

1)

глаголы 1-го спряжения

2)

глаголы 2-го спряжения

- Работать будем с комментированием.

Дети

комментируют:

ведём – окончание

–ём,

это глагол 1спряжения; и

т. д.(1 слово показываю на

доске)

6.

Самостоятельная

работа

с

самопроверкой

по эталону.

Цель:

выявить

границы

применимости

нового знания и

выполнить

задание,

в

котором

тренируется

использование

нового материала.

(Работа по карточкам)

-Теперь

предлагаю

выполнить

самостоятельно задания в карточках.

-Проверим, как справились с заданием.

Сравните по образцу.

Самостоятельная работа.

Осуществляют

самопроверку,

пошагово

сравнивая с эталоном.

9 слайд

7. Итог урока.

Цель:

оценка

1) -С каким новым понятием мы сегодня

познакомились?

Выходят

к

доске

и

расставляют окончания.

достижения цели

и

результатов

деятельности.

2)–Какие же окончания относятся к I

спряжению? А какие ко II спряжению?

(Работа в группах у доски)

8.Рефлексия

деятельности.

Оценивание.

Цель:

закрепить

умение давать

оценку своей

работе.

(Организует рефлексию)

- Поднимите кружочки.

Зелёный – если…урок прошёл отлично, я

доволен своей работой.

Жёлтый - если…урок прошёл хорошо, мне

было нелегко.

Красный - если…урок прошёл плохо, мне

было очень трудно.

Осуществляют

самооценку

собственной

учебной

деятельности,

соотносят

цель

и

результаты,

степень

их

соответствия.



В раздел образования