Автор: Костенюкова Ильхамия Ильсуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Высокогорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Спряжение глаголов"
Раздел: начальное образование
Учитель: Костенюкова Ильхамия Ильсуровна.
Предмет: Русский язык.
Класс: 4.
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Спряжение глаголов».
Цель: Создать условия для первичного знакомства со спряжением
глаголов.
Задачи:
Образовательные: 1) на основе сравнения окончаний глаголов во 2-м и 3-м лице дать понятие о спряжении глаголов;
2) формировать умения различать личные окончания глаголов I и II спряжения;
Развивающие: развивать речь учащихся; их внимание, логическое мышление; умение анализировать полученную
информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
- Уметь определять спряжение глаголов по личным окончаниям, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
- делать выводы о результатах совместной работы.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления
Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:
Для учителя:
Учебник для четвёртого класса. Авторы: С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова.
Указка, мел, доска, магнитики.
Наглядный материал: картинки с изображением замков, картинки человечков с окончаниями, картинки с
изображением принцесс.
Для учеников:
Тетрадь.
Учебник.
Ручка, карандаш.
Технологическая карта урока:
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Слайд
Время
1.Мотивация к
учебной
деятельности.
Цель:
создать
условия
для
осознанного
вхождения
учащихся
в
учебную
деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Я скажу «Доброе
утро…» и назову кого-то из вас. Те, кого я
назову , помашут мне рукой – значит вы
меня
услышали
и
отвечаете
мне
на
приветствие. Попробуем?
-Добрый день всем девочкам!
-Добрый день, всем мальчикам!
-Добрый день, всем тем у кого сегодня
хорошее настроение.
-Добрый день всем, кто сегодня будет
стараться хорошо работать на уроке!
Приветствуют
учителя,
друг друга.
1мин
2. Актуализация
знаний
и
фиксация
затруднений
в
деятельности.
Цель:
создать
условия
для
актуализации
знаний учащихся.
-Откройте тетради. Запишите сегодняшнее
число и классная работа.
- А теперь вспомним, о какой части речи
вы говорили на предыдущих уроках? (…)
- Что вы знаете о глаголе? Для помощи я
предлагаю опорные слова, которыми вы
можете воспользоваться для ответа.(…)
Дети пишут в тетрадях.
Глагол - самостоятельная
часть речи.
-
обозначает
действие;
-
отвечает
на
вопросы: что делать? что
сделать?
- в предложении
чаще всего бывает
сказуемым;
1 слайд
3 мин
- Что ещё мы можем определить у глагола?
- не с глаголами
пишется отдельно;
- перед глаголами
никогда
не
пишется
предлог;
-изменяется
по
временам, числам,
а в прошедшем времени в
ед.ч.-по родам.
Не могут ответить на этот
вопрос.
3..
Выявление
места и причины
затруднения.
Цель:
создать
условия
для
обсуждения
затруднения.
-Сегодня мы ещё узнаем что-то новое о
глаголе.
-Тему сегодняшнего урока вы сможете
назвать, когда расшифруете анаграмму.
(....)
-Какое
новое
слово
вам
встретилось?
(Спряжение)
-Что такое спряжение мы ещё не знаем.
Расшифровывают
анаграмму.
2 слайд
2 мин
4. Целеполагание
и
построение
проекта
выхода
из затруднения.
Цель:
создать
-Какова же тема нашего урока?
-Какие вопросы вы хотели бы задать?
Сформулируйте задачи урока.(.)
- Послушайте отрывок из сказки «О ТОМ,
КАК
КОРОЛЬ
СТРАНЫ
Ставят цели, формируют
(уточняют) тему урока.
Узнать,
что
такое
спряжение
глагола;
учиться
определять
спряжение глагола.
3 слайд
4 слайд
условия
для
проговаривания
темы
урока,
постановки целей
урока и построить
проект выхода из
затруднения.
ГЛАГОЛИИ СВОИХ
ПОДДАННЫХ
ДЕЛИЛ»
-В
некотором
царстве,
в
некотором
государстве под названием Глаголия жил-
был король. И было у него две дочери –
принцесса Е и принцесса И. Состарился
король
и
решил
уйти
на
покой,
а
наследство свое поделить между дочерьми.
Вызвал король принцесс и говорит:
- Дочери мои милые, дочери любимые,
отрекаюсь я от престола, а королевство
свое делю между вами поровну. Своих
подданных, глаголов 1 спряжения, я отдаю
тебе,
принцесса
Е,
а
глаголы
2-го
спряжения достанутся тебе, принцесса И.
- Но как же мы сумеет отличить их друг от
друга? - заохали безутешные дочери, - ведь
они же все на одно лицо!
- Мои глаголы - люди грамотные, сами
разберутся, кому служить. Ты, моя старшая
дочь, принцесса Е, будешь владеть первым
королевством, тебе будут принадлежать
глаголы с окончанием на -ЕШЬ, - ЕТ, -ЕМ
–ЕТЕ, -УТ,-ЮТ. А тебе, моя младшая дочь,
Слушают
отрывок
из
дидактической сказки.
5 слайд
6 слайд
7 слайд
принцесса И, придется править глаголами,
оканчивающимися на –ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -
ИТЕ, -АТ, -ЯТ.
-На какие группы разделили глаголы?(….)
-Где ещё мы можем найти инфорацию о
том, что такое спряжение? (В учебнике)
-Давайте откроем учебники на стр.121 и
ещё раз прочитаем правило.
-Итак, что же такое спряжение глаголов?
(Изменение глаголов по лицам и числам)
Какие окончания были у глаголов первого
спряжения?(…) Второго спряжения? (…)
Если у глагола личные окончания
-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),
то это глаголы 1 спряжения.
Если у глагола личные окончания
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),
то это глаголы 2 спряжения.
Отвечают на вопросы.
Составляют
план
достижения
цели
и
определяют
средства
(алгоритм, модель и т.п.)
Работа по учебнику.
8 слайд
5.Первичное
закрепление
с
проговариванием
- А сейчас вы поучитесь применять это
правило,
выполнив
следующее
задание.упр.1 стр.121
Записывают
слова
с
проговариванием
алгоритма вслух.
во внешней речи.
Цель:
организовать
усвоение
детьми
нового
способа
действия
при
решении типовых
заданий
с
проговариванием
во внешней речи.
Запишите глаголы в два столбика:
1)
глаголы 1-го спряжения
2)
глаголы 2-го спряжения
- Работать будем с комментированием.
Дети
комментируют:
ведём – окончание
–ём,
это глагол 1спряжения; и
т. д.(1 слово показываю на
доске)
6.
Самостоятельная
работа
с
самопроверкой
по эталону.
Цель:
выявить
границы
применимости
нового знания и
выполнить
задание,
в
котором
тренируется
использование
нового материала.
(Работа по карточкам)
-Теперь
предлагаю
выполнить
самостоятельно задания в карточках.
-Проверим, как справились с заданием.
Сравните по образцу.
Самостоятельная работа.
Осуществляют
самопроверку,
пошагово
сравнивая с эталоном.
9 слайд
7. Итог урока.
Цель:
оценка
1) -С каким новым понятием мы сегодня
познакомились?
Выходят
к
доске
и
расставляют окончания.
достижения цели
и
результатов
деятельности.
2)–Какие же окончания относятся к I
спряжению? А какие ко II спряжению?
(Работа в группах у доски)
8.Рефлексия
деятельности.
Оценивание.
Цель:
закрепить
умение давать
оценку своей
работе.
(Организует рефлексию)
- Поднимите кружочки.
Зелёный – если…урок прошёл отлично, я
доволен своей работой.
Жёлтый - если…урок прошёл хорошо, мне
было нелегко.
Красный - если…урок прошёл плохо, мне
было очень трудно.
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят
цель
и
результаты,
степень
их
соответствия.