Автор: Арсханова Насима Сибуковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"Рябинка"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей: "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
В
современных
условиях
наступления
“массовой
культуры”
становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и
возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к
своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Если
мы
хотим
воспитать
в
наших
детях
высокую
нравственную
культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям
(гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими
предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы
дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами,
не помнящими родства”.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского
государства,
но
и
традиции
национальной
культуры,
осознавать,
понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры;
самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и
все,
что
связано
с
народной
культурой:
русские
народные
танцы,
в
которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы
творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки,
стихи, потешки, прибаутки.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями
русской
народной
культуры,
воспитывать
детей
в
национальных
традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной
культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора
отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков,
духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская
песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
В
народном
сознании
издревле
большое
место
занимали
представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости,
правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь,
клевета,
зависть,
гнев,
воровство,
скупость,
немилосердие
и
т.п.
Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало
не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в
единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому
огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют
своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший
нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили
ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство,
русская национальная культура должны стать стержнем и основой для
возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления
личности
ребёнка.
Посредством
народной
культуры
развиваются
духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного
поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести
вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру
России
невозможно
себе
представить
без
народного
искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа,
наглядно
демонстрирует
его
моральные,
эстетические
ценности,
художественные
вкусы
и
является
частью
его
истории.
На
основе
знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное,
у с в а и в а ю т
э т а л о н ы
к р а с от ы
( с л о в е с н ы е ,
м у з ы к а л ь н ы е ,
изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и
зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства,
дети
испытывают
чувство
радости,
удовольствия
от
ярких
жизнерадостных
цветов. Народные
игры
способствуют
воспитанию
сознательной
дисциплины,
воли,
настойчивости
в
преодолении
трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в
будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной
культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит
отклик
в
детских
сердцах,
положительно
влияет
на
эстетическое
развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка,
формирует общую духовную культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо
с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы,
открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное
искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение
детей
к
семейно
–
бытовым
традициям,
обычаям,
уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада»
в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это
семья.
Народное
искусство
своей
гуманностью,
жизнеутверждающей
основой,
яркостью
образов
и
красок
вызывает
у
детей
хорошее
настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная
песня,
вызывает
смех,
улыбку
задорная
пляска,
музыкальные
игры,
хороводы.
И
все
это
обеспечивает
психологическую
нагрузку.
В
результате
выходит
тревожность,
страх,
угнетенное
состояние.
Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе,
своих силах, ощущение радости.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего
прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что
они
являются
носителями
народной
культуры,
воспитывать
детей
в
национальных
традициях.
Ведь
воспитание
детей
в
национальных
традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие
детей.