Напоминание

Консультация для родителей: "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"


Автор: Арсханова Насима Сибуковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"Рябинка"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей: "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Воспитание детей через приобщение к народной культуре».

В

современных

условиях

наступления

“массовой

культуры”

становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и

возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к

своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.

Если

мы

хотим

воспитать

в

наших

детях

высокую

нравственную

культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям

(гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими

предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы

дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами,

не помнящими родства”.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского

государства,

но

и

традиции

национальной

культуры,

осознавать,

понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры;

самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и

все,

что

связано

с

народной

культурой:

русские

народные

танцы,

в

которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы

творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки,

стихи, потешки, прибаутки.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями

русской

народной

культуры,

воспитывать

детей

в

национальных

традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной

культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора

отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков,

духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская

песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

В

народном

сознании

издревле

большое

место

занимали

представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости,

правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь,

клевета,

зависть,

гнев,

воровство,

скупость,

немилосердие

и

т.п.

Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало

не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в

единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому

огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют

своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший

нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили

ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство,

русская национальная культура должны стать стержнем и основой для

возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления

личности

ребёнка.

Посредством

народной

культуры

развиваются

духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного

поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести

вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Культуру

России

невозможно

себе

представить

без

народного

искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа,

наглядно

демонстрирует

его

моральные,

эстетические

ценности,

художественные

вкусы

и

является

частью

его

истории.

На

основе

знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное,

у с в а и в а ю т

э т а л о н ы

к р а с от ы

( с л о в е с н ы е ,

м у з ы к а л ь н ы е ,

изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и

зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства,

дети

испытывают

чувство

радости,

удовольствия

от

ярких

жизнерадостных

цветов. Народные

игры

способствуют

воспитанию

сознательной

дисциплины,

воли,

настойчивости

в

преодолении

трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в

будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной

культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит

отклик

в

детских

сердцах,

положительно

влияет

на

эстетическое

развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка,

формирует общую духовную культуру.

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо

с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы,

открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное

искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Приобщение

детей

к

семейно

бытовым

традициям,

обычаям,

уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада»

в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это

семья.

Народное

искусство

своей

гуманностью,

жизнеутверждающей

основой,

яркостью

образов

и

красок

вызывает

у

детей

хорошее

настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная

песня,

вызывает

смех,

улыбку

задорная

пляска,

музыкальные

игры,

хороводы.

И

все

это

обеспечивает

психологическую

нагрузку.

В

результате

выходит

тревожность,

страх,

угнетенное

состояние.

Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе,

своих силах, ощущение радости.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего

прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что

они

являются

носителями

народной

культуры,

воспитывать

детей

в

национальных

традициях.

Ведь

воспитание

детей

в

национальных

традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие

детей.



В раздел образования