Напоминание

Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий на уроках гуманитарного цикла у обучающихся с нарушением слуха


Автор: Ожгибесова Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий на уроках гуманитарного цикла у обучающихся с нарушением слуха
Раздел: среднее образование





Назад




М

ЕТОД

ПРОЕКТОВ

КАК

СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ

НА

УРОКАХ

ГУМАНИТАРНОГО

ЦИКЛА

У

ОБУЧАЮЩИХСЯ

С

НАРУШЕНИЕМ

СЛУХА

подготовила: Ожгибесова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных

преобразований. Особенностью содержания образования в контексте ФГОС является не

только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных

учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных

сферах,

обеспечивающих

способность

к

организации

самостоятельной

учебной

деятельности, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение

учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный

процесс? Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе

деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не

передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их

познавательной деятельности.

Одним из методов, которые позволяют развивать и формировать УУД, является

метод проектов. Учитывая, что формами организации проектной деятельности являются

не только индивидуальная, но и групповая работа, легко можно представить возможности

формирования коммуникативных УУД. А принимая во внимание, что в результате

проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт, но и

переживания, личный опыт, можно говорить и о возможности формирования личностных

УУД.

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет, построение логического рассуждения, осознанное и

произвольное построение сообщения в устной и письменной форме, фиксирование

информации с помощью инструментов ИКТ – всё это позволяет формировать и развивать

познавательные

УУД.

А

самостоятельное

адекватное

оценивание

правильности

выполнения действий и внесение необходимых корректив способствует формированию и

развитию регулятивных УУД.

Таким

образом,

организуя

проектную

деятельность

школьников,

можно

формировать все группы универсальных учебных действий.

Любой проект – это пять «П»: проблема-планирование-поиск информации – продукт -

презентация.

На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и

помощника. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками

процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать

в

коллективе,

искать

нестандартные

решения,

брать

на

себя

определённую

ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и

полученного результата.

Дети с нарушением слуха особенные, поэтому цели, задачи, организационные

формы, предполагаемые результаты нужно адаптировать, исходя из особенностей

обучающихся.

Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение

социального опыта детьми с нарушением слуха значительно затруднено, и тот обширный

познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно,

естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и

серьезных волевых усилий.

Анализируя виды проектов можно сделать вывод, что при работе с данной

категорией

детей

разумным

будет

использование

игровых

проектов

(которые

способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей,

творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение,

память, речь, коммуникативные навыки), практических проектов (которые помогают

осваивать детям окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют

умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые могут быть

использованы в реальной жизни), творческих проектов (могут использоваться как

подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями, так как

некоторые роли сложны для учащихся в силу их индивидуальных возможностей, а также

отсутствует проявление творческой инициативы, активности).

На

практике

же

любой

проект

представляет

собой

исследовательскую,

творческую, игровую и практическую деятельность детей.

Специфика проектной работы в школе для детей с нарушением слуха в

систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя – увлечь детей, вселить уверенность в своих силах.

Проектная деятельность для учеников - дело очень сложное и требующее особой

подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках

использую метод проектов. Такие проекты чаще всего краткосрочные. Так, на уроках

литературы мы выполняем проекты «Презентация героя». Такие уроки являются, обычно,

обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только

правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной

ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный

усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной

работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.

На уроках русского языка и литературы я часто использую такой приём, как

«кластер». Его можно применять на разных этапах урока, но хорошие результаты он даёт

на этапе осмысления, когда структурируется новый учебный материал и выстраиваются

словесные цепочки. По таким схемам несложно запомнить новую информацию и

воспроизвести её на следующий урок. Это один из удачных способов работы с текстовым

материалом и считается он универсальным, потому что любое объёмное правило или

параграф можно преобразовать в схему, которая является кратким конспектом.

Кластеры на уроках литературы являются частью литературного портфолио.

Литературное потрфолио – это своего рода результат долгосрочного проекта, выполнение

которого ученики заканчивают в конце своего обучения в школе.

Литературное портфолио представляет собой своеобразную копилку и органайзер,

путеводитель по миру литературы. Портфолио пополняется постепенно в процессе

изучения учебного материала.

Использование литературного портфолио позволяет развивать у обучающихся

группы умений, связанных с поиском, обработкой и представлением информации.

Материал в портфолио структурирован.

В него вошли следующие разделы: «Сведения о писателях»,

«Сведения о

литературных произведениях» и «Разное».

В разделе «Сведения о писателях» содержатся материалы о русских писателях

различных периодов развития литературы. Информация оформляется обучающимися в

виде кластеров.

В разделе «Сведения о литературных произведениях» материалы оформлены в

форме таблиц, содержащих основные моменты, связанные с изучением конкретного

произведения.

Таблица

заполняется

обучающимися

по

окончании

изучения

произведения.

Раздел «Разное» включает в себя: «Словарик литературных терминов», «Цитаты из

литературных произведений», «Литературные места», «Зарубежные писатели», «Моё

любимое литературное произведение», «Достижения», «Учим стихи наизусть».

Таким

образом,

работа

над

портфолио

позволяет

обучать

школьников

самоорганизации своей деятельности, мотивировать их на активную познавательную

деятельность, формировать рефлексивные умения, умение осуществлять адекватную

самооценку собственной деятельности.

Считаю, что реализация проектной деятельности по русскому языку и литературе

лучше всего проходит во внеурочной деятельности.

Поэтому я хочу привести пример использования проектной деятельности по теме

«Старинный русский свадебный обряд», над которым мы работали в ходе подготовки и

проведения фестиваля проектов «Страницы жизни и быта русского народа в предметных

областях» (который проводился МО учителей-предметников в декабре текущего учебного

года) в рамках школьного образовательного события «Год народного творчества».

Это групповой проект, который проводился под руководством учителей русского

языка и литературы.

Это внеурочный проект по предмету «Литература». По программе изучение

раздела «Устное народное творчество» предполагает изучение обрядового фольклора.

В работе над проектом участвовали обучающиеся средних и старших классов.

Конечный продукт – это презентация проекта в форме театрализованной постановки.

Работа над проектом состояла из нескольких этапов:

В ходе первого этапа во всех классах, участвующих в проекте, прошла беседа на

тему «Свадебный обряд». У детей возникло много вопросов, на которые они не могли

дать ответ, не хватало знаний о традициях и обычаях свадебного обряда на Руси. Была

определена проблема, тема и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и

обучающихся; созданы группы учащихся для работы над проектом («Артисты»,

«Исследователи», «Статистики»).

На втором этапе были определены источники информации, вид продукта и

возможные формы презентации результатов проекта, сроков презентации; распределены

обязанности между членами группы.

В ходе третьего этапа была организована самостоятельная работа учащихся по

индивидуальным или групповым задачам проекта, проводилось обсуждение полученных

данных в группах.

На четвёртом этапе обучающиеся под руководством педагогов оформляли проект,

готовили конечный продукт (инсценировку, подбирали музыкальное сопровождение

фольклорного направления, реквизит и костюмы).

На пятом, заключительном этапе, проект был защищён, а затем был представлен

продукт. После чего обучающиеся смогли оценить результативность своей деятельности,

выяснить причины успехов и неудач.

Актуальность данного проекта:

Создание новой семьи в крестьянском быту всегда принадлежало к числу ритуалов

общественной значимости. Несмотря на то, что свадебные обряды различных регионов

России имели свои особенности, существовали общие черты, характерные для обряда в

целом.

Во все времена свадьба – это одно из самых ярких и незабываемых событий в

жизни человека. Трудно найти более красочный и весёлый обряд, в котором было бы

столько радости и ликования. Это не случайно, потому что празднуется торжество любви,

начало новой семьи. Об этом событии мечтает каждый молодой человек, а особенно

девушка.

Каковы же обычаи и традиции этого праздника? Какие из них сохранились до наших

дней? Каким должно быть это важное событие?

Цель проекта:

Выяснить, как проходил свадебный обряд на Руси раньше и какие из традиций

сохранились сегодня, создать творческую работу (инсценировку) по теме проекта.

Задачи проекта:

Изучить материалы Интернет-ресурсов по теме проекта;

Провести опрос среди педагогов и родителей;

Представить публично собранную информацию.

Методы исследования:

Изучение материалов по теме проекта;

Анкетирование педагогов и родителей;

Инсценирование;

Презентация.

Исследование

Мы провели анкетирование. Всего было опрошено 37 человек. Были заданы

следующие вопросы:

Можете ли Вы назвать свою свадьбу одним из самых ярких событий в жизни?

В каком возрасте вы вступили в брак?

Венчались ли вы?

Соблюдались ли на вашей свадьбе такие обряды?

Сватовство

Смотрины невесты родителями жениха

Рукобитие (встреча и договор родителей о свадьбе)

Вытие (плач невесты об уходе из родного дома)

Девичник (плач подруг невесты о расставании с ней)

Выкуп невесты

Результаты анкетирования

На вопрос «Можете ли Вы назвать свою свадьбу одним из самых ярких событий в

жизни?» да ответили 28 человек, нет - 9.

На вопрос «В каком возрасте вы вступили в брак?» большинство опрошенных

назвали возраст от 24 до 26 лет.

Среди опрошенных 5 человек

венчались

и 1 человек планирует совершить

данный обряд.

На вопрос «В каком возрасте вы вступили в брак?» большинство опрошенных

назвали возраст от 24 до 26 лет.

Возраст

Количество опрошенных

с 18 до 20 лет

10 человек

с 21 до 23 лет

8 человек

с 24 до 26 лет

15 человек

с 27 до 30 лет

2 человека

На вопрос «Соблюдались ли на вашей свадьбе такие обряды?» получились

следующие ответы.

Свадебный обряд

да

нет

Сватовство

16

21

Смотрины невесты

13

24

Рукобитие (встреча и договор родителей о свадьбе)

12

25

Вытие(плач невесты об уходе из родного дома)

3

34

Девичник (плач подруг невесты о расставании с ней)

12

25

Выкуп невесты

29

8

На вопрос «Считаете ли Вы свою свадьбу одним из самых ярких событий в

жизни?» большинство опрошенных ответили «да».

Да

Нет

На вопрос «Венчались ли вы?», наоборот, большинство ответили «нет».

Да

Нет

Планируем

Выводы по проекту

Таким образом, современные свадьбы во многом перекликаются с обрядами Древней

Руси: обряд сватовства, выкуп невесты, фата, свадебный поцелуй, посыпание молодых

рисом, внесение невесты на руках в дом и другие. Некоторые обычаи утратили своё былое

значение. Например, вытие. И радует тот факт, что многие пары наряду с регистрацией

брака в ЗАГСе, венчаются в церкви.

На современной свадьбе обряды и свадебные обычаи стали традициями, которые

делают свадьбу таинственной и полной романтического настроя. Главное, что в конце

любой свадьбы образуется счастливый союз двух новобрачных, которые потом становятся

единым целым.

Работая над проектом, мы поняли, как важно знать историю культуры своего

народа, как интересно общаться друг с другом. Проект помог нам реализовать творческие

способности, учил работать в группах. Мы стали дружнее и духовно богаче.

Подводя итог, отмечу, что организация проектной деятельности обеспечивает

формирование

универсальных

учебных

действий

школьников,

воспитание

ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее

образование, духовно-нравственного воспитание, повышает уверенность в себе, что

позволяет успешнее учиться.



В раздел образования