Автор: Бутенко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 "Чебурашка"
Населённый пункт: п.Акбулак
Наименование материала: статья
Тема: Роль технологии ТРИЗ в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Роль технологии ТРИЗ в развитии
творческого воображения детей дошкольного
возраста.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является
Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том,
что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по
определенным законам: эти законы можно познать и использовать для
сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских
задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную
науку, так как решение изобретательских задач строится на системе
логических операций. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а
научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в
руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у
детей качеств творческой личности, способной понимать единство и
противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и
занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей.
Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы,
материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые
свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение
противоречий – ключ к творческому мышлению.
В обществе социальные и экономические преобразования устанавливают
необходимость формирования творчески активной личности. Умением
обладать
способностью
эффективно
и
нестандартно
решать
новые
жизненные проблемы. Перед специалистами образования встает важная
задача по развитию творческого потенциала дошкольников. Проблема
развития воображения дошкольников интересует исследователей тем, что
творческая деятельность человека этот психический процесс, который
является необходимым элементом любой формы, его поведения в целом.
Одним из видов воображения является творческое воображение.
Творческое воображение - это процесс творческой деятельности,
характеризующийся созданием новых неповторимых стилей. Педагоги и
воспитатели решают сложную задачу «социализации ребенка» — выявление
способностей у детей, правильная оценка и поддержание развития. Потому
что для творческих начал этот период играет важнейшую роль. Развивать
способности следует планомерно и систематично, учитывая возрастные
особенности, психическое и физическое развитие ребенка, условия в которых
он воспитывается и другие факторы.
Для выявления творческого потенциала ребенка исследователями
выявлены черты, характеризующие наличие творческих способностей у
дошкольника. Ребенок с творческим началом самостоятелен, активен и
предприимчив, применяет уже освоенные способы работы к новому
содержанию, находит нестандартные способы решения задач, эмоции и
чувства выражает при помощи различных изобразительных средств. Люди
отличаются от животных способностью творить.
Применяя творчество человек может изменить реальность, передать ее
так, как он бы хотел эту реальность видеть или же сохранить ее на годы.
Творческое воображение выступает не только условием эффективного
овладения
информацией.
Как
показали
исследования,
оно
является
предпосылкой творческого формирования имеющихся у детей знаний,
способствует саморазвитию личности. И в большей степени определяет
результативность
учебного
и
воспитательного
процесса.
Значимость
творческого воображения в различных видах деятельности отмечают Л.С.
Выготский, С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях.
Л.С. Выготский считает, что к старшему дошкольному возрасту
возникают задачи нового типа, в которых результат действия не прямой, а
косвенный, и для его достижения ребенку нужно учитывать связь между
несколькими
явлениями,
происходящими
единовременно
или
последовательно. Исследователями в наше время уделяется внимание
проблеме применения ТРИЗ технологии в дошкольном образовании (А.М.
Страунинг, Н.Е. Веракса, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, О.Н. Самойлова,
О.М. Дьяченко, И.Я. Гуткович, Н.Н. Хоменко).
Родители, воспитатели и педагоги больше озадачены развитием знаний и
умений ребенка, а не его интересом к познанию происходящего вокруг. В
результате у ребенка может пропасть дух исследователя, и он будет
воспринимать мир как должное, не задумываясь, почему происходит именно
так, а не иначе. Не научившись распознавать и видеть связь, логическую
закономерность между процессами, ребенок в будущем может испытывать
затруднения в учебе, ему будет тяжело в жизни, потому, что требования к
современному человеку заключается в способности к самообразованию и
саморазвитию,
которое
обеспечивается
познавательным
интересом,
активностью.
По мнению Е.В. Ануфриенко и Н.В. Попова: «развитие детского
воображения, восприятия, мышления и других психических функций, нельзя
представить в виде наслаивающихся друг над другом форм, так что каждая
приурочена только к определённому возрасту. Воображение у ребёнка
проявляется многообразно. Главную роль при этом играют возрастные и
индивидуальные различия. Развитие воображения у старшего дошкольника
совершается благодаря формирующейся способности абстрагироваться от
навязанных образов, выходить за пределы стандартных взглядов. Когда как,
творческое воображение остается в большей степени непроизвольным, и его
развитие зависит от организации процесса руководства и используемых
инструментов.
ТРИЗ дает методы и алгоритмы, которые помогают ребенку в творческом
поиске. Благодаря чему происходит формирование мышления, строящегося
на принципах, которыми уже обладает психика: принцип целостности,
активности, развития, коммуникабельности, адаптации к окружающей среде.
В современном воспитании главной проблемой является формирование
творческого человека, готового к нестандартным задачам в различных
областях жизнедеятельности. Именно поэтому на современном этапе
развития, образование трудно представить без современных технологий
активного
обучения,
которые
позволяют
перевести
объяснительно-
иллюстративный вид обучения в активно-деятельный, приходящий на смену
традиционного.
Современные
ДОУ
усилено
пытаются
приспособить
технологии
активного
обучения
для
своих
учеников.
Наиболее
положительным периодом для раскрытия творческого потенциала ребенка
является
дошкольный
возраст.
ТРИЗ
технология,
адаптированная
к
дошкольному возрасту позволяет воспитывать и развивать ребенка под
девизом “Творчество во всем!”
В центре внимания ТРИЗ педагогики - человек творческий, обладающий
мощным запасом способов решения нестандартных задач. Имеющий гибкое,
подвижное, системное воображение и ставящий перед собой достойные
жизненные задачи. Развитие ТРИЗ технологии является главной целью в
ДОУ.С одной стороны формируются такие качества мышления, как гибкость,
мобильность,
диалектичность,
системность;
с
другой
поисковая
инициативность, стремление к новшеству; творческого воображения и речи.
Творческая, интеллектуальная деятельность, базирующаяся на активном
поиске методов действий, уже в дошкольном возрасте может стать знакомой
и понятной для детей. А это может произойти лишь в том случае, когда
старания педагогов направляются на воспитание у ребенка потребности
испытывать интерес к самому процессу изучения, к самостоятельному
поиску решений и результата поставленной цели.
ТРИЗ подход целесообразно использовать для решения трудностей
развития
ребенка.
Концепция
технологии
ТРИЗ
дает
возможность
качественно
изменить
процесс
речевого
развития
дошкольников.
Адаптированные методы ТРИЗ, дают несомненные преимущества в процессе
развития
речи.
В
активации
познавания
детей,
в
формировании
мотивированных установок на проявление творческих умений, в развитии
образной речи детей дошкольников.
Повышается результативность овладения всеми языковыми средствами,
формируется осознание в построении лексико-грамматических конструкций,
развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной
деятельности.
По мнению В. Богат, любая педагогическая концепция в основе своей
базируется на некоторые ценностные ориентиры. По ним просматривается
успешность педагогических действий к конкретному ребенку, ученику,
воспитаннику, субъекту педагогической деятельности. Использование ТРИЗ
в педагогической деятельности направлено на формирование сильного
мышления,
поднятия
творческой
личности,
готовой
к
решению
нестандартных задач.
ТРИЗ – технология для детей дошкольного возраста представляет собой
концепцию коллективных игр, занятий, которые нацелены на повышение
результативности основной программы обучения и воспитания. Также она
представляет собой управляемый процесс формирования нового, который в
совокупности представляет точный расчёт, интуицию и логику.Методы и
приемы ТРИЗ дают возможность избавиться от барьеров в общении, от
боязни неизведанного, научиться относиться к жизненным и учебным
проблемам ни как к непреодолимым препятствиям, а как к очередным
задачам, которые нужно решать.
Отмечено, что использование компонентов ТРИЗ значительно повышает
творческую и мыслительную активность воспитанников, потому что ТРИЗ
технология дает возможность мыслить широко, свободно, с осознанием
происходящих процессов и находить своё собственное решение проблемы.
Креативность, изобретательство проявляется в творческой фантазии, что
потом претворится в различных видах деятельности.
При обучении
дошкольников применение ТРИЗ технологии позволяет сформировать
условия для вычленения творческих возможностей ребёнка, развитие его
нравственных качеств, таких как способности радоваться успехам других,
стремлением помочь, желанием найти выход из затруднительного ситуации.
Согласно мнению С.И. Гин, отличием классического подхода от ТРИЗ
технологии в дошкольной педагогике к воспитанию и развитию детей
является то, что в рамках представленной технологии дошкольников учат
самостоятельно
находить
ответы
на
большое
количество
вопросов,
анализировать, решать задачи, а не повторять сказанное воспитателями или
родителями, быть личностью.