Автор: Захаревич Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО ДШИ №9
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация самостоятельной работы обучающегося в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Федеральные государственные требования предполагают не только необходимость
разработки новых рабочих программ по «Специальности и чтению с листа», но и создание
учебно-методического комплекса (УМК). Заявленная мною тема - одна из составляющих
УМК.
Система обучения ребенка игре на фортепиано предполагает обязательные
систематические занятия за инструментом дома. Невозможно научиться играть на
фортепиано, занимаясь только на уроке, то есть 2 раза в неделю по 40 минут. В этом
особенность и отличие обучения музыке от занятий спортом или танцами. Большинство
родителей и детей, пришедших в музыкальную школу, не понимают этого и относятся
несколько легкомысленно к домашней подготовке к урокам специальности. Случается, что
ребенок приступает к обучению, не имеет дома инструмента в течение нескольких месяцев и
у него есть оправдание тому, что он не готов к уроку. Естественно, что такое положение дел
не способствует нормальному обучению, тормозит процесс приобретения умений и навыков.
Важно, чтобы с первых уроков ученик «включился» в учебный процесс. Практика
показывает, что прививать навыки к регулярным занятиям за инструментом в последующие
годы гораздо труднее.
На начальном этапе обучения игре на фортепиано значительная роль отводится родителям,
которые должны понять специфику обучения ребенка в музыкальной школе, важность
серьезных регулярных занятий за инструментом, помочь ребенку правильно организовать
домашнюю подготовку.
В младших классах очень желательно присутствие родителей на
уроке.
Творческая деятельность на уроках специальности развивает такие важные для любого вида
деятельности личностные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие,
активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации
грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный
процесс. Начинающий обучение в музыкальной школе ребенок 5-7 лет вряд ли изначально
уже обладает всеми этими качествами. Задача преподавателя - с первых уроков
заинтересовать ученика и постепенно и терпеливо эти качества в нем воспитывать.
Работая дома за инструментом, ученик сам себе ученик и преподаватель. Он должен уметь
анализировать свою игру, понимать недостатки и пути их
исправления. Нельзя останавливаться на достигнутом, всегда лучше сделать чуть больше,
стараться совершенствовать свою игру. При серьезном и внимательном отношению к делу на
выполнение задания можно потратить гораздо меньше времени, а не потратить его впустую.
Самостоятельные домашние занятия должны быть регулярными и систематическими.
Объем занятий определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания
(с учетом занятости в СОШ и др.) с опорой на сложившиеся педагогические традиции и
методическую целесообразность, а так же индивидуальные способности ученика.
Обучающийся должен быть здоров. Домашняя подготовка к уроку не должна зависеть от
настроения или отсутствия вдохновения.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и строиться в
соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо помочь
ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени отведенного на
занятия, важно научиться экономить каждую минуту, чтобы использовать более рационально
время занятий.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды занятий: игра технических
упражнений, гаммового комплекса, этюдов (с этого лучше начинать и тратить примерно треть
времени), разбор новых произведений и чтение нот с листа, выучивание наизусть, работа над
звуком и конкретными деталями (выполняя рекомендации преподавателя, данные на уроке),
повторение ранее пройденного произведения. Желательно планировать занятия так, чтобы
избежать однообразия, меняя акценты с одного произведения на другое, в зависимости от
того, что важнее на данном этапе. Разнообразие в работе - одно из средств,чтобы
предотвратить усталость. Когда все в произведении выучено качественно, то исполнитель
чувствует свободу и уверенность на уроке и на сцене. «Во время своей игры, все время
прислушивайтесь, как будто вы слушаете чужую игру и должны критиковать ее»
(А.Н.Есипова)
Все рекомендации по домашней работе преподаватель дает в индивидуальном порядке
и фиксирует их дневнике, делает необходимые пометки в нотах, а что-то ученик должен
просто запомнить на уроке. Домашние задания преподавателя должны быть конкретными и
понятными ученику.
Для развития навыков самостоятельной работы огромное значение имеет умение хорошо
читать с листа. Этот вид работы регулярно должен быть в домашней работе за инструментом.
Помочь более эффективной организации самостоятельной работы ученика могут
подготовленные преподавателем инструкции, памятки, рабочие тетради, указания,
методические рекомендации и т.д., предназначенные как для самого ученика, так и для его
родителей
Успех в обучении ребенка игре на фортепиано во многом зависит от его умения
правильно организовать домашние занятия. В процессе обучения преподаватель регулярно
ведет разъяснительную работу в этом направлении, но часто, проверяя домашнюю
подготовку, слышит: «я не успел», «забыл».
Случается так, что ученик утверждает, что занимался, готовился к уроку, а преподаватель
не доволен результатом подготовки, то есть занятия за инструментом были, неосмысленны,
бесцельны, а поэтому не принесли желаемого результата.
Жизненная потребность в создании своеобразной «памятки» (чтобы каждому новому
ученику и его родителям не объяснять все заново) привела к решению зафиксировать в
письменном виде некие советы-рекомендации для правильной организации самостоятельной
домашней работы и выдать их каждому новому
родителю.
Дома, не спеша, можно
внимательно изучить, лучше усвоить и понять особенности музыкального обучения, чтобы
правильно организовать самостоятельную домашнюю подготовку ребенка к уроку.
Как же правильно подготовить задание, чтобы добиться нужного результата и одобрения
преподавателя
?
Памятка для учащихся и родителей
1.
Начиная обучение игре на фортепиано нужно:
а) наличие настроенного инструмента
б) подходящий по высоте стул, подставка под ноги, хорошая освещенность
в) бережное отношение к нотам, рабочим тетрадям (все храним!)
г) чистые руки
д) дневник, ноты
2.
Занятия должны быть регулярными, серьезными и внимательными, по
возможности в одно и то же время
3.
Заниматься следует в тишине
4.
Следить за правильной посадкой за инструментом
5.
Выполнение домашнего задания в младших классах должны проходить в
присутствии родителя, а в более старших - под контролем родителей.
6.
Игра упражнений – это организация игрового аппарата и развитие техники,
своеобразная «зарядка», разминка для пальцев (играть не менее 3 раз каждое, наблюдая за
постановкой рук и работой пальцев).
7.
Игра «Этюдов»: читать задание в дневнике и настойчиво добиваться его
выполнения путем многократных проигрываний указанных эпизодов. Желательно убедиться,
что задание выполнено, оценить свою игру, например, так: « я играю здорово», « я играю
гораздо лучше», « мне нравиться», «я еще недостаточно хорошо играю», «надо еще поучить».
8.
Работа над текстом: внимательно прочитать задание, просмотреть ремарки в тексте
и собственно начать работу по пунктам дневника, контролируя точность ритма, штрихов,
динамики и т.д. В конце работы убедиться, что все заданное выполнено. Оценить свою игру.
9.
Выучивание наизусть: сначала несколько раз сыграть по нотам небольшой эпизод
(фразу, мотив), хорошо вслушиваясь в звучание, затем попробовать сыграть его без нот. Если
не получилось сыграть без ощибок, то снова вернуться к нотам, если получилось сыграть
наизусть - желательно «закрепить» результат, сыграв еще 3-5 раз. Потом приступить к
выучиванию следующей фразы и т.д. до тех пор, пока не запомнится то, что задано выучить
наизусть.
10.
Работа над ансамблем или аккомпанементом.
11.
Прочитать с листа несколько строк, предварительно сделав устный анализ,
помнить рекомендации преподавателя по этому виду работы.
12.
Сыграть ранее выученное произведение по нотам и без нот не менее 2- 3 раз,
хорошо слушая себя.
13. В итоге: оценить свою игру и, если все понравилось,- пригласить родителей послушать
выученное.
14.
Временные затраты
:
одно занятие за инструментом занимает 1-2 часа времени в младших
классах, 2-3 часа в старших классах.
При выполнении всех пунктов «Памятки» можно рассчитывать на успехи в обучении!