Напоминание

Технологическая карта "Направление индукционного тока. Правила Ленца", физика, 9 класс


Автор: Лежнева Татьяна Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ Куровская СОШ № 6
Населённый пункт: город Куровское, Московская Область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта "Направление индукционного тока. Правила Ленца", физика, 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




У р о к физики в 9 классе «Направление индукционного тока. Правило Ленца»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи: обеспечить усвоение знаний об определении направления индукционного тока; формировать умение использовать правило Ленца

Планируемые результаты

П р е д м е т н ы е : научатся

объяснять физическую суть правила

Ленца и формулировать его;

применять правило Ленца и правило

правой руки для определения

направления индукционного тока

М е т а п р е д м е т н ы е :

познавательные - управлять своей познавательной и учебной деятельностью

посредством постановки целей; анализировать наблюдаемые явления, обобщать и

делать выводы; регулятивные - выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению; осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной

цели; коммуникативные - общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной

деятельности

Л и ч н о с т н ы е :

формирование ценностных

отношений к результатам

обучения; развитие ответ-

ственности

Образовательные ресурсы: учебник, электронное приложение к учебнику изд.Дрофа

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые

действия)

Формируемые

способы

деятельности

I. Органи-

зационный

момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Создание в классе атмосферы психологического

комфорта.

Концентрируют внимание на работе на уроке.

Определяют готовность работать на уроке

Формировать

навыки само-

организации

II. Анализ

лабораторной

работы.

Проверка

домашнего

задания.

Анализирую оценки за лабораторную работу.

Организую выполнение з ад ан ия :

1.

Прямолинейный проводник длиной 88см

расположен перпендикулярно линиям индукции

магнитного поля. Чему равна магнитная индукция этого

поля, если на проводник действует сила 1,6Н при силе

тока в нем 23А?

Задают вопросы

Выполняют задание .

Умение оценивать

свои достижения

III. Актуа-

лизация

опорных

знаний.

Постановка

учебной

задачи

Предлагаю учащимся выступить с небольшим докладом

на тему «Индукционный ток: я уже знаю».

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

-

Знаете ли вы, как определить направление индукционно-

го тока?

Формулирую учебную задачу:

-

Исследовать способы определения направления индук-

ционного тока

Выступают перед классом по такому план у :

1.

Индукционный ток - это...

2.

Понятие индукционного тока лучше всего

объяснить таким образом...

3.

Я в учебнике узнал, что индукционный ток...

4.

Я самостоятельно исследовал в Интернете понятие

«индукционный ток» и узнал, что...

Осознают важность решения поставленной учебной

задачи

Развивать навыки

целеполагания

IV. Сообще-

ние темы.

Постановка

цели и задач

урока

Сообщаю тему урока. Организую совместное с обучаю-

щимися формулирование целей и задач урока:

-

Внимательно прочитайте тему урока.

-

Что от вас ожидается на уроке?

-

Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока: -

Усвоить суть определения направления индукционного

тока;

- научиться применять правило Ленца

Формировать

умения принимать

и сохранять

учебнуюзадачу

V. Мотиви-

рование

. Создание

ситуации

затруднения.

Предлагаю продолжить предложения:

-

Для меня важно...

- Я готов к...

Организую обсуждение проблемного вопроса:

- Как направлен индукционный ток?

Выполняют задание.

Создают условия для успешной учебной деятельности

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса.

Предлагают свои идеи.

Испытывают определенные трудности при ответе

Выражать свои

мысли. Развивать

навыки

самомотивации

VI.

Изучение

нового

материала

Организую демонстрацию опыта взаимодействия алю-

миниевых колец (сплошного и с прорезью) с магнитом:

-

Полосовой магнит вносим в кольцо с разрезом - кольцо

останется на месте. Когда вносим магнит в сплошное

кольцо, то оно будет отталкиваться, уходить от магнита,

поворачивая при этом всю пластинку.

-

Как вы объяснили бы наблюдаемые явления?

Объясняю учащимся:

-

Ток в сплошном кольце создает в пространстве магнит-

ное поле, благодаря чему кольцо приобретает свойства

магнита. Зная направление вектора индукции магнитного

поля кольца, можно по правилу правой руки определить

направление индукционного тока в кольце.

Правило Ленца: возникающий в замкнутом контуре

индукционный ток своим магнитным полем

противодействует изменению внешнего магнитного

потока, которое вызвало этот ток

Наблюдают за демонстрацией опыта.

Совместно с учителем приходят к вывод у:

- При приближении к кольцу любого полюса магнита,

поле которого является неоднородным, проходящий

сквозь кольцо магнитный поток увеличивается. При этом в

сплошном кольце возникает индукционный ток, а в кольце

с разрезом тока не будет.

Делают записи в рабочей тетради.

Задают учителю вопросы.

Работа в парах. Объясняют друг другу правило Ленца

ствии с задачей.

Умение об-

рабатывать

информацию и

делать выводы.

Умение с помощью

вопросов добывать

недостающую

информацию

VII. Закреп-

ление изу-

ченного ма-

териала

Организую беседу по вопросам :

-

Почему кольцо с разрезом не реагирует на приближение

магнита?

-

Объясните явления, происходящие при приближении

магнита к сплошному кольцу; при удалении магнита.

Как определить направление индукционного тока в

кольце? (По правилу правой руки)

-

В кольце с разрезом не может возникнуть электрический

ток.

-

При приближении магнита в замкнутом контуре создает-

ся индукционный ток, который создает магнитное поле.

Так как контур начинает отталкиваться, - кольцо и магнит

обращены друг к другу одноименными полюсами, а

векторы магнитной индукции их полей направлены в

противоположные стороны. При удалении магнита от

рамки рамка начинает притягиваться, значит, рамка с

магнитом обращены друг к другу одноименными

полюсами, а векторы индукции у них направлены в одну

сторону.

Осуществлять

актуализацию полу-

ченных на уроке

знаний и умений

VIII. Решение

заданий

Предлагаю алгоритм решения задач

Внимательно слушают. Делают пометки в тетради.

Алгоритм решения задач на правило Ленца.

1. Сделать схематичный рисунок к задаче. Обозначить магнитные полюса постоянного магнита. Изобразить

несколько линий магнитной индукции магнитного поля, созданного постоянным магнитом.

2. Указать направление вектора скорости движения постоянного магнита и выяснить по нему, увеличивается или

уменьшается магнитный поток, пронизывающий катушку.

3. Используя правило Ленца, изобразить несколько линий магнитной индукции магнитного поля, созданного

индукционным током в катушке. Эти линии должны быть направлены противоположно линиям индукции магнитного

поля постоянного магнита, если магнитный поток увеличивается, и иметь одинаковое с ними направление, если

магнитный поток уменьшается.

4. Зная направление линий магнитной индукции магнитного поля, созданного индукционным током, по правилу

правой руки определить направление индукционного тока в катушке.

Организую решение задач.

Задание 1. Медное кольцо на горизонтальном коромысле

поворачивается вокруг вертикальной оси ОВ под

действием движущегося магнита (см. рисунок).

Установите соответствие между направлением движения

магнита, вращением коромысла с кольцом и направлением

индукционного тока в кольце (1 — верхняя точка кольца;

2 — ближняя к нам точка кольца; 3 — нижняя точка

кольца).

НАПРАВЛЕНИ

Е ДВИЖЕНИЯ

МАГНИТА

ПОВОРОТ КОРОМЫСЛА И ТОК В КОЛЬЦЕ

1) Коромысло с кольцом поворачивается,

отталкиваясь от магнита; ток идёт по направлению

3→2→1.

Самостоятельно решают задания.

Решение.

А) Вариант ответа под №1. При перемещении магнита в

кольце создается индукционный ток, который, согласно

правилу Ленца, создает магнитное поле, препятствующее

изменению магнитного потока, исходящее от магнита.

Учитывая, что магнитные линии поля исходят из

северного полюса N и входят в северный S, то при

увеличении магнитного потока (магнит идет к кольцу),

магнитные линии индукционного тока будут

закручиваться в противоположную сторону, препятствуя

увеличению потока. В соответствии с правилом буравчика

направление индукционного тока будет 3→2→1.

Поскольку коромысло может свободно вращаться вокруг

вертикальной оси, а магнитное поле магнита неоднородно,

то коромысло начнет двигаться под действием сил Ампера

таким образом, чтобы препятствовать изменению

магнитного потока, то есть коромысло начнет

отталкиваться от магнита.

Б) Вариант ответа под №2. Следуя рассуждениям п. А

получаем, что коромысло будет следовать за уходящим

магнитом, а индукционный ток течь в обратную сторону

Развитие умений

самостоятельно

А) движется

по

направлени

ю к кольцу

Б) движется

по

направлени

ю от кольца

2) Коромысло с кольцом поворачивается,

притягиваясь к магниту; ток идёт по направлению от

1→2→3.

3) Коромысло с кольцом поворачивается,

притягиваясь к магниту; ток идёт по направлению от

3→2→1.

4) Коромысло с кольцом поворачивается,

отталкиваясь от магнита; ток идёт по направлению

от 1→2→3.

Дидактические материалы Марон.

1.

Определите направление тока в кольце, если оно

отталкивается от магнита.

1→2→3.

Ответ: 12.

1. По правилу буравчика. Отталкивается, значит,

полярность совпадает.

IX. Подве-

дение итогов

урока.

Рефлексия

Организую подведение итогов урока обучающимися. Спо-

собствую размышлению обучающихся над вопросам и:

-

Что нового я узнал сегодня на уроке?

-

Можно ли сказать, что я понял суть правила Ленца?

-

Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

-

Как я оценил бы свою работу на уроке?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят

самооценку, рефлексию

Отслеживать цель

учебной

деятельности

X. Домашнее

задание

§ 44 учебника, упр.41(1-2)

Помогаю учащимся выбрать задания из учебника.

Обращаю внимание на возможности и способности

учащихся

Выбирают задания, которые будут решать дома.

Записывают домашнее задание

Формировать

навыки само-

организации



В раздел образования