Автор: Лежнева Татьяна Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ Куровская СОШ № 6
Населённый пункт: город Куровское, Московская Область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта "Направление индукционного тока. Правила Ленца", физика, 9 класс
Раздел: среднее образование
У р о к физики в 9 классе «Направление индукционного тока. Правило Ленца»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи: обеспечить усвоение знаний об определении направления индукционного тока; формировать умение использовать правило Ленца
Планируемые результаты
П р е д м е т н ы е : научатся
объяснять физическую суть правила
Ленца и формулировать его;
применять правило Ленца и правило
правой руки для определения
направления индукционного тока
М е т а п р е д м е т н ы е :
познавательные - управлять своей познавательной и учебной деятельностью
посредством постановки целей; анализировать наблюдаемые явления, обобщать и
делать выводы; регулятивные - выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению; осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной
цели; коммуникативные - общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной
деятельности
Л и ч н о с т н ы е :
формирование ценностных
отношений к результатам
обучения; развитие ответ-
ственности
Образовательные ресурсы: учебник, электронное приложение к учебнику изд.Дрофа
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые
действия)
Формируемые
способы
деятельности
I. Органи-
зационный
момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Создание в классе атмосферы психологического
комфорта.
Концентрируют внимание на работе на уроке.
Определяют готовность работать на уроке
Формировать
навыки само-
организации
II. Анализ
лабораторной
работы.
Проверка
домашнего
задания.
Анализирую оценки за лабораторную работу.
Организую выполнение з ад ан ия :
1.
Прямолинейный проводник длиной 88см
расположен перпендикулярно линиям индукции
магнитного поля. Чему равна магнитная индукция этого
поля, если на проводник действует сила 1,6Н при силе
тока в нем 23А?
Задают вопросы
Выполняют задание .
Умение оценивать
свои достижения
III. Актуа-
лизация
опорных
знаний.
Постановка
учебной
задачи
Предлагаю учащимся выступить с небольшим докладом
на тему «Индукционный ток: я уже знаю».
Вопрос запуска постановки учебной задачи:
-
Знаете ли вы, как определить направление индукционно-
го тока?
Формулирую учебную задачу:
-
Исследовать способы определения направления индук-
ционного тока
Выступают перед классом по такому план у :
1.
Индукционный ток - это...
2.
Понятие индукционного тока лучше всего
объяснить таким образом...
3.
Я в учебнике узнал, что индукционный ток...
4.
Я самостоятельно исследовал в Интернете понятие
«индукционный ток» и узнал, что...
Осознают важность решения поставленной учебной
задачи
Развивать навыки
целеполагания
IV. Сообще-
ние темы.
Постановка
цели и задач
урока
Сообщаю тему урока. Организую совместное с обучаю-
щимися формулирование целей и задач урока:
-
Внимательно прочитайте тему урока.
-
Что от вас ожидается на уроке?
-
Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить?
Записывают в тетрадь тему урока.
Участвуют в формулировании целей и задач урока: -
Усвоить суть определения направления индукционного
тока;
- научиться применять правило Ленца
Формировать
умения принимать
и сохранять
учебнуюзадачу
V. Мотиви-
рование
. Создание
ситуации
затруднения.
Предлагаю продолжить предложения:
-
Для меня важно...
- Я готов к...
Организую обсуждение проблемного вопроса:
- Как направлен индукционный ток?
Выполняют задание.
Создают условия для успешной учебной деятельности
Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса.
Предлагают свои идеи.
Испытывают определенные трудности при ответе
Выражать свои
мысли. Развивать
навыки
самомотивации
VI.
Изучение
нового
материала
Организую демонстрацию опыта взаимодействия алю-
миниевых колец (сплошного и с прорезью) с магнитом:
-
Полосовой магнит вносим в кольцо с разрезом - кольцо
останется на месте. Когда вносим магнит в сплошное
кольцо, то оно будет отталкиваться, уходить от магнита,
поворачивая при этом всю пластинку.
-
Как вы объяснили бы наблюдаемые явления?
Объясняю учащимся:
-
Ток в сплошном кольце создает в пространстве магнит-
ное поле, благодаря чему кольцо приобретает свойства
магнита. Зная направление вектора индукции магнитного
поля кольца, можно по правилу правой руки определить
направление индукционного тока в кольце.
Правило Ленца: возникающий в замкнутом контуре
индукционный ток своим магнитным полем
противодействует изменению внешнего магнитного
потока, которое вызвало этот ток
Наблюдают за демонстрацией опыта.
Совместно с учителем приходят к вывод у:
- При приближении к кольцу любого полюса магнита,
поле которого является неоднородным, проходящий
сквозь кольцо магнитный поток увеличивается. При этом в
сплошном кольце возникает индукционный ток, а в кольце
с разрезом тока не будет.
Делают записи в рабочей тетради.
Задают учителю вопросы.
Работа в парах. Объясняют друг другу правило Ленца
ствии с задачей.
Умение об-
рабатывать
информацию и
делать выводы.
Умение с помощью
вопросов добывать
недостающую
информацию
VII. Закреп-
ление изу-
ченного ма-
териала
Организую беседу по вопросам :
-
Почему кольцо с разрезом не реагирует на приближение
магнита?
-
Объясните явления, происходящие при приближении
магнита к сплошному кольцу; при удалении магнита.
Как определить направление индукционного тока в
кольце? (По правилу правой руки)
-
В кольце с разрезом не может возникнуть электрический
ток.
-
При приближении магнита в замкнутом контуре создает-
ся индукционный ток, который создает магнитное поле.
Так как контур начинает отталкиваться, - кольцо и магнит
обращены друг к другу одноименными полюсами, а
векторы магнитной индукции их полей направлены в
противоположные стороны. При удалении магнита от
рамки рамка начинает притягиваться, значит, рамка с
магнитом обращены друг к другу одноименными
полюсами, а векторы индукции у них направлены в одну
сторону.
Осуществлять
актуализацию полу-
ченных на уроке
знаний и умений
VIII. Решение
заданий
Предлагаю алгоритм решения задач
Внимательно слушают. Делают пометки в тетради.
Алгоритм решения задач на правило Ленца.
1. Сделать схематичный рисунок к задаче. Обозначить магнитные полюса постоянного магнита. Изобразить
несколько линий магнитной индукции магнитного поля, созданного постоянным магнитом.
2. Указать направление вектора скорости движения постоянного магнита и выяснить по нему, увеличивается или
уменьшается магнитный поток, пронизывающий катушку.
3. Используя правило Ленца, изобразить несколько линий магнитной индукции магнитного поля, созданного
индукционным током в катушке. Эти линии должны быть направлены противоположно линиям индукции магнитного
поля постоянного магнита, если магнитный поток увеличивается, и иметь одинаковое с ними направление, если
магнитный поток уменьшается.
4. Зная направление линий магнитной индукции магнитного поля, созданного индукционным током, по правилу
правой руки определить направление индукционного тока в катушке.
Организую решение задач.
Задание 1. Медное кольцо на горизонтальном коромысле
поворачивается вокруг вертикальной оси ОВ под
действием движущегося магнита (см. рисунок).
Установите соответствие между направлением движения
магнита, вращением коромысла с кольцом и направлением
индукционного тока в кольце (1 — верхняя точка кольца;
2 — ближняя к нам точка кольца; 3 — нижняя точка
кольца).
НАПРАВЛЕНИ
Е ДВИЖЕНИЯ
МАГНИТА
ПОВОРОТ КОРОМЫСЛА И ТОК В КОЛЬЦЕ
1) Коромысло с кольцом поворачивается,
отталкиваясь от магнита; ток идёт по направлению
3→2→1.
Самостоятельно решают задания.
Решение.
А) Вариант ответа под №1. При перемещении магнита в
кольце создается индукционный ток, который, согласно
правилу Ленца, создает магнитное поле, препятствующее
изменению магнитного потока, исходящее от магнита.
Учитывая, что магнитные линии поля исходят из
северного полюса N и входят в северный S, то при
увеличении магнитного потока (магнит идет к кольцу),
магнитные линии индукционного тока будут
закручиваться в противоположную сторону, препятствуя
увеличению потока. В соответствии с правилом буравчика
направление индукционного тока будет 3→2→1.
Поскольку коромысло может свободно вращаться вокруг
вертикальной оси, а магнитное поле магнита неоднородно,
то коромысло начнет двигаться под действием сил Ампера
таким образом, чтобы препятствовать изменению
магнитного потока, то есть коромысло начнет
отталкиваться от магнита.
Б) Вариант ответа под №2. Следуя рассуждениям п. А
получаем, что коромысло будет следовать за уходящим
магнитом, а индукционный ток течь в обратную сторону
Развитие умений
самостоятельно
А) движется
по
направлени
ю к кольцу
Б) движется
по
направлени
ю от кольца
2) Коромысло с кольцом поворачивается,
притягиваясь к магниту; ток идёт по направлению от
1→2→3.
3) Коромысло с кольцом поворачивается,
притягиваясь к магниту; ток идёт по направлению от
3→2→1.
4) Коромысло с кольцом поворачивается,
отталкиваясь от магнита; ток идёт по направлению
от 1→2→3.
Дидактические материалы Марон.
1.
Определите направление тока в кольце, если оно
отталкивается от магнита.
1→2→3.
Ответ: 12.
1. По правилу буравчика. Отталкивается, значит,
полярность совпадает.
IX. Подве-
дение итогов
урока.
Рефлексия
Организую подведение итогов урока обучающимися. Спо-
собствую размышлению обучающихся над вопросам и:
-
Что нового я узнал сегодня на уроке?
-
Можно ли сказать, что я понял суть правила Ленца?
-
Достиг ли я поставленных целей и задач урока?
-
Как я оценил бы свою работу на уроке?
Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию
Отслеживать цель
учебной
деятельности
X. Домашнее
задание
§ 44 учебника, упр.41(1-2)
Помогаю учащимся выбрать задания из учебника.
Обращаю внимание на возможности и способности
учащихся
Выбирают задания, которые будут решать дома.
Записывают домашнее задание
Формировать
навыки само-
организации